Рай и трансформация

Эрнест Цветков
Добро пожаловать в рай

А хорошо ли быть человеку в раю?
Со слов Господа Бога: "не хорошо быть человеку одному" (Быт. 2:18).
Это выражение Господь Бог употребил по отношению к человеку именно во время его пребывания в раю…

Обычно рай в представлении обывателя связывается с чем-то тропически-курортным, карнавальным, темой "Баунти" и пляжно-купальным томлением, массовой грёзой о бессрочном отпуске и вечном отдыхе.
Фраза "с милым и в шалаше рай" – одна из оранжировок мотива потребности в неге и убаюкивающего сладострастия томящейся по наслаждениям плоти.
На задаваемые мною вопрос: "Хочется ли вам быть в раю?" не нашлось ни одного, кто бы ответил отрицательно.
Ответы на следующий вопрос: "А с чем у вас ассоциируется рай?" – см. выше.
Изначально о понятии рая мы получаем из ссылок на Библию, из истории об "Адаме и Еве".
К Библии и обратимся.
Ниже приведу текст, где повествуется история о пребывании человека в раю, где курсивом я выделю те слова, которые могут тематически представить характеристики этого пребывания:

Книга Бытия, глава 2:
8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

15 И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.
25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

Книга Бытия, глава 3
1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.
7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?
10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
11 И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.
21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

На основании сказанного нетрудно вывести атрибуты рая.
Под атрибутом будем понимать классическое значение этого слова: "существенный признак, свойство чего-либо; необходимая принадлежность, неотъемлемое свойство объекта".
Итак, атрибуты рая следующие:
1. Рай – это место. Под местом необязательно мыслить исключительно географический локус. Метафорическая насыщенность языка позволяет нам говорить и о пространствах психических, трансцендентальных, имагинативных. Так, например мы говорим, представляя, о чём идёт речь, о пространстве наших внутренних переживаний, эмоциональном континууме и т.п. Иными словами, рай можно воспринимать как символическое пространство.
2. Место, в котором Господь Бог поселил человека.
3. Место, в котором человеку предписываются определённые функции. Более точно эти функции можно определить как своего рода заботу.
4. Место, где человек сталкивается с запретительным законом, или, по крайней мере, с ограничивающей рекомендацией – "от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него".
5. Место, в котором человеку не было хорошо, что следует из констатации Самого Господа Бога: "не хорошо быть человеку одному". Интересно отметить, что здесь мы впервые встречаемся с отрицательным высказыванием Вседержителя. На протяжении всех шести дней творения (вся 1-я глава книги Бытия) Всевышний употреблял только позитивные выражения как оценку предстоящего перед Ним – "хорошо" и "хорошо весьма".
6. Место первоначального человеческого одиночества – см. предыдущий пункт.
7. Место, где человек получил дар слова, способность давать имена – "нарек человек имена".
8. Место, где человек нуждался в помощнике (Бог такую нужду связывает с тем, что человеку нехорошо быть одному).
9. Место, где человек был погружён в крепкий сон. В подлиннике употребляется понятие "тардема", более родственное состоянию изменённого состояния сознания, нежели физиологическому сну.
10. Место, где человек подвергся проведённой над ним "хирургической" операции –"взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию".
11. Место, где из человека выходит жена. Поскольку именно жена соблазнилась плодом с дерева познания добра и зла и первой отведала, вкусила плод познания, то символически жену можно толковать как когнитивное намерение человека, его страсть к познанию, исследованию, любопытство. Разумеется, это не единственное толкование жены и не может быть единственным, ибо никакая интерпретация не оказывается исчерпывающей, тем более по отношению к библейской символике. Поэтому  классическое толкование, согласно которому жена (будущая Ева) воплощает собой душу, в данной заметке я не развиваю, об этом достаточно сказано и написано.
Здесь же возникает довольно интересный вопрос, связанный со стихом:  "оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей" (см. стих 24 2-й главы).
Вопрос следующий: а кто человеку отец его и мать его?
В тексте есть только одно указание на того, кто является родителем – и отцом, и матерью первого человека. Ответ однозначен – это Господь Бог. И другой родни у Адама нет.
Однако неоднозначным остаётся подоплёка ответа – либо это императив, либо это предсказание. В любом случае 23-й и 24-й стихи третьей главы свидетельствуют о том, что человек "отца своего и мать свою" оставляет: "23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского… 24 И изгнал Адама…".
Таким образом, основываясь на предыдущих сопоставлениях, мы выводим следующий пункт:
12. Рай есть место, которое человеку суждено покинуть.
13. Место искушения быть как боги и знать добро и зло.
14. Место, где у человека впервые появляется страх – "Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся" (Быт. 3:10).
15. Место, где человек стал смертным и получил программу скорби и страдания (см. Быт. 3:16-19).
Заметим, что в тексте не приводится ни одного свидетельства в пользу того, чтобы человек в раю наслаждался. Напротив – в раю разыгрывается первая экзистенциальная драма человека.
В силу психологического закона самоактуализирующегося пророчества, согласно которому мы оказываемся там, куда приводят нас наши мечты и убеждения, все желающие попасть в рай, там уже и оказались.
Опять-таки, в Книге Бытия не рассказывается о том, что человек умирает, а потом (если он – хороший человек) попадает в рай. Как раз наоборот: он сначала живёт в раю, а потом умирает.
Следовательно, рай – не посмертное, а прижизненное пространство.
Перечисленные атрибуты рая органично укладываются в логическое обобщение, становящееся семантическим ядром данного понятия:
Рай – это пространство одиночества, интеллектуальной активности, изменённого состояния сознания, трансформации, пробуждённой познавательно-поисковой активности и первой экзистенциальной драмы человека.
Психологически же мы попадаем в рай тогда и только тогда, когда создаём намерение относительно указанных в определении характеристик. Иными словами – когда мы готовы к самопознанию, трансформации и творчеству.
Добро пожаловать в рай!

Кстати: мы знаем, что "навел Господь Бог на человека крепкий сон".
Об этом -сказано. Но не сказано, что Господь Бог вывел человека из сна…
?