Семья в СССР

Ирина Дорошенко
                «А мужское достоинство? Вы мужчина, вы должны содержать женщину, кормить, одевать. Конечно, вы приглашаете её. Вы мужчина, и деньги наконец есть. Есть ли там билеты? Вы хотите её устроить. Вы мужчина, а вас не поселяют… Вы мужчина, а не можете достать мебель, стул, кровать. На вас плюёт другой мужчина только потому, что он водопроводчик…» (3)

 *

Революция и гражданская война освободили женщину от многих (кому приятных, а кому -  ненавистных) уз. Свобода пришла к женщине на десятилетия раньше, чем развернулось во всю мощь движение феминизма на Западе. Пока женщины экономически более развитых стран только начинали борьбу за равные с мужчиной права, женщинам страны советов равноправие досталось неожиданно и «бесплатно».

И надо сказать, что руководители советского государства поначалу стремились дать женщине свободу не только на словах. В числе первых было реформировано законодательство в области семьи и брака. В кодексе законов о браке и семье 1926 года регистрация брака вообще стала необязательной, наличие семейных отношений признавалось «по факту». Уделялось внимание решению бытовых проблем: созданию яслей, детских садов, общественных столовых. В 1920 году были легализированы аборты.

Но в 30-е годы ситуация меняется.Над гражданами страны советов устанавливается жёсткий контроль. В 1936 г. Вступает в силу новый семейный кодекс, в числе прочих изменений запретивший аборты. «Государство стало бороться за укрепление семьи: “свободную любовь“ заклеймили как антисоциалистическую» (1) .

В 1953 году, после смерти Сталина, законодательство о семье и браке вновь было либерализировано, и рождаемость пытались стимулировать не только запретами, но и экономическим путём. Но запреты остались. Государство было заинтересовано в увеличении рождаемости, и дошло до того, что СССР на тот момент был единственной страной в мире, в которой с граждан взимался налог на бездетность: с мужчин репродуктивного возраста - независимо от наличия семьи, а женщины платили его, выходя замуж; причём платили с первого дня вступления в брак*. Мудрость советских законов была такова, что семья, усыновившая ребёнка, освобождалась от налога, зато те, у кого ребёнок умер или погиб, начинали платить его снова.

С одной стороны, государство заботилось об уже родившемся потомстве: строило детские сады, увеличивало срок декретного отпуска; с другой – ничего не делало для того, чтобы женщина могла планировать беременность цивилизованным путём. Как бы ни умилялись нынешние бабушки «чистотой нравов» в СССР, мне кажется, неинформированность и незащищённость советской женщины в вопросах секса была поистине чудовищной. И тут мы быстро отстали от «развращённого» Запада, в котором не только популяризировались противозачаточные средства, но менялось само отношение к семье как к союзу не только равноправных, но и равнообязанных партнёров. В СССР же, несмотря на равные права с мужчиной, жизнь женщины была нелёгкой. Тому есть главных 3 причины:

1) экономическое отставание Советского Союза от развитых капиталистических стран; недостаток внимания к производству потребительских товаров, недостаток жилья, бытовая неустроенность;

2) алкоголизм советских мужчин;

3) Великая отечественная война.

В СССР не принято было говорить о том, какой непоправимый удар по женскому счастью нанесла Великая Отечественная война. Пока мужчина воевал, женщина стала главной рабочей единицей; она привыкла везти на себе весь комплекс производственных и бытовых проблем, привыкла выполнять вредную и тяжёлую работу, привыкла самостоятельно растить потомство, привыкла брать ответственность на себя. По окончании войны в Германии разрыв между мужским и женским населением (речь идёт только о населении репродуктивного возраста) оценивали в 4,5 млн. чел., в СССР – в 17,5 млн. (разумеется, само население Германии было в разы меньше, чем в Союзе).

Природой предусмотрено равное количество мужчин и женщин, и трудно назвать здоровым то общество, в котором баланс нарушен. Сейчас пресса трубит о проблеме азиатских стран, в которой целенаправленное истребление рождённых и нерождённых девочек привело к тому, что молодые мужчины не могут найти себе пару, - пресса предрекает ужасные катаклизмы в связи с невозможностью огромной армией мужчин удовлетворить свой половой инстинкт. О бедах общества, в котором десятки лет был «избыток» женщин,пресса трубит меньше – женское сообщество более терпеливо, менее агрессивно и не будет от безысходности насиловать представителей противоположного пола, а значит, и проблемы вроде бы нет. К тому же женщина может родить и воспитать ребёнка без мужа; значит, проблема тем или иным образом решена. Таким образом её обычно и решали… Но советская мораль по-прежнему стояла на защите прав законного брака: отношение к одиноким женщинам было предвзятым.Женщина, решающаяся на «свободные» отношения с мужчиной и рожающая ребёнка без мужа, заведомо шла на унижение со стороны общества (хотя материальную поддержку со стороны государства она получала и получает до сих пор). Эта проблема до сих пор практически не изучена и не описана в литературе, но можно составить себе представление о ней по замечательным советским фильмам: «Москва слезам не верит», «Гараж», «Ирония судьбы», «Осенний марафон»…

В 70-е годы, когда соотношение мужчин и женщин в стране начало выравниваться, женщину подстерёг новый опасный враг: мужской алкоголизм. Ради справедливости, стоит вспомнить о том, что и в дореволюционной России пили много. Но почему пили в такой «счастливой и передовой» стране, как Советский Союз, осталось загадкой для меня. Прочитав массу статей о проблеме алкоголизма в СССР, пришлось констатировать, что авторы с удовольствием описывают, КАК пили и ЧТО пили, но почти не объясняют, ПОЧЕМУ пили. И почему пили так безобразно много – до полной потери человеческого достоинства.

Нельзя сказать, что государство не боролось с алкоголизмом. Но меры борьбы были в основном репрессивно-запретительными: «В 1972 году была увеличена уголовная ответственность за изготовление, сбыт, хранение крепких спиртных напитков (ст. 158 УК). Было также введено принудительное лечение и трудовое перевоспитание алкоголиков. Устанавливались меры, направленные на повышение эффективности дисциплинарной, административной и уголовной ответственности за нарушения, связанные с пьянством и алкоголизмом». При этом – «государственная монополия на продажу спиртного давала казне в 70-х годах до 58 миллиардов рублей ежегодно – без этого невозможно было свести концы с концами в 400-миллиардном бюджете» (2).

Дошло до того, что водка в Союзе стала очень распространённым средством платежа. Кирпич трудно было купить за деньги, но можно – за водку. Об этой стороне жизни советских граждан можно найти немало рассказов и анекдотов, лично мне ничуть не кажущимися смешными. В сочетании с предыдущей проблемой (физическим недостатком мужчин после войны) можно только представить себе весь ужас положения женщины, вынужденной делать выбор между пьющим мужчиной и отсутствием мужчины. Многие делали выбор в пользу пьющего. Страх одиночества был так силён в советской женщине, что многие предпочитали всю жизнь мучиться с пьющими мужьями, лишь бы не жить одной.

Эта проблема также мало изучена, и говорить о ней не принято.

Ну уж о дефиците и бытовых трудностях советского человека написано очень много. Приведу только одно высказывание с форума, посвящённому обсуждению бытовых проблем советской женщины:

«Очень часто в косметологических целях женщины использовали отвары из лекарственных растений. Волосы мыли сначала мылом, а позже появился шампунь. Его было всего два вида, да и то, у многих волосы просто выпадали от таких шампуней. Кремов для лица было тоже немного — детский крем и вазелин. У большинства женщин лица были обветрены, имели бесформенные стрижки. Идеально ухоженная женщина была редкостью. Такими являлись в основном жены начальников». Добавлю от себя, что дело, конечно, не только в плохом шампуне и отсутствии кремов (без которых, по большому счёту, можно прожить); дело в том, что в СССР, на мой взгляд, женщину стремились изуродовать не только снаружи (страшненькими пальто и сапогами), но и, что гораздо важнее, изнутри. Стремились оторвать женщину от вопросов и запросов своего пола, превратив её исключительно в «производственную единицу».

Была в Союзе ещё одна проблема. Её и касается в своих колких и тонких миниатюрах Михаил Жванецкий. «Итак что с рыцарями? Рыцарей нет. Мужчины перестали… Многие не перестали. Просто мест нет. Билетов нет. А добываются они сегодня не шпагой, те же билеты в Большой, а хитростью. Если он с криком рванулся в очередь и взял, значит, выдал себя за инвалида или показал самодельную справку. Любить такого ещё можно, но мы говорили об уважении…» Даже если мужчина не поддавался страшному пороку - алкоголизму, перед ним вставала тысяча трудностей, в борьбе с которыми сохранить гордость представителя сильного пола и чувство собственного достоинства было чрезвычайно трудно. Ведь существовавшая в СССР двойная мораль и система запретов, побуждала мужчину доставать, а не покупать, просить, а не зарабатывать, хитрить и изворачиваться – вместо того, чтобы высказаться открыто; прививание подобных повадок шло очень во вред мужскому населению. Кроме того, как уже говорилось, неистребимый дисбаланс между количеством мужчин и женщин и огромное количество пьющих мужчин сделали мужчину на вес золота, породили отношение к мужчине как к существу слабому, беспомощному, которое постоянно нуждается в опеке. Результат подобного воспитания мы увидели в 90-х годах, когда, с развалом СССР, мужчины повально ушли в депрессию и женщины, как в войну, взвалили на себя тяготы выживания. Результат подобного воспитания мы видим и по сей день. 


 (Окончание следует)

* в конце 80-х годов молодожёны получили в своё распоряжение один «льготный» год

Список источников:

1) «Семья и брак в Советской России» http://bibliotekar.ru/gavrov-2/7.htm

«Семейные отношения в России: от премодерна к модерну» http://bibliotekar.ru/gavrov-2/7.htm

2) «Этапы борьбы с пьянством и алкоголизмом в СССР и России» -
«Перестройка в СССР и алкоголизм»
3) Миниатюры Михаила Жванецкого