Толик Лапа Его знали как очень опасного бандита и

Владимир Крыленко
 Толик Лапа: Его знали как очень опасного бандита и боялись Его
       Миниатюры в прозе об одном из МОИХ 40 братьев

Летом 1940-го мои брат Гриша и сестра Нюся хотят посадить меня на табуретку
в палисаднике моего дяди - Павла Крыленко, чтобы постричь (у меня пышная
шевелюра кудрявых волос), а я очень боюсь, ору от ужаса и вырываюсь. А
мой дважды (по моим матери и отцу) троюродный братик-сосед (наши дворы
и хаты расположены напротив через Луганскую дорогу) Толик Калинченко-
Дейнека (на полтора года старше меня, но безмерно развитее меня)
успокаивает меня: "- Не бойся, это совсем не больно!" И я ему поверил
и меня постригли и не было больно!

В ноябре 1942-го моя мама со мной пошла к соседке (через дорогу) Даниловне
(жене покойного Данила Митрофановича Калинченко). Мама беседует с Даниловной
(которая по временам отвлекается подмыть и отшлёпать по попе укакавшегося
малолетнего внука Колю). А брат Коли Толя Дейнека (мой двоюродный брат, ему
7-й год) мастерит самострел-арбалет (а я, как баран, непонимающе гляжу на
него и удивляюсь, как он может сам делать совсем непостижимое для меня дело) -
подрезает и подстругивает приклад из дощечки, прикрепляет к нему резинку,
выравнивает толстый (чуть не в палец-сантиметр) тяжелый прут из красной меди.
А когда закончил, сказал мне: "Пашли са мной варон стрылять!" И повёл меня
по свежему тонкому снежку в самый конец усадьбы. А там зе пределами сада,
на открытом месте стоит высоченная ажурная железная мачта-опора высоковольтной
электролинии. А на самой верхушке сидит большая толстая чёрная ворона. А Толик
со мной подошел к самой мачте, натянул и зафиксировал резинку, уложил в
канавку "ствола"  стрелу, приложил приклад к плечу, прицелился и спустил
крючок-курок. Стрела нехотя, медленно проползла по канавке, перевалила через
конец "ствола" и упала Толику под ноги. А ворона на мачте даже не шелохнулась.
Толик смущенно сказал: "Стрыла чижолая!" и мы пошли к нему домой.  А там моя
Мама сказала: "Ну хватэ гостювать, пишлы калидор робыть!" И мы по свежему
снежку пошли к нам домой, где Мама стала набивать гвоздями доски-обшивку
калидора (отгородила двери в кладовку и в коридор еще одной - наружной дверью).
А дома больше никого не было...

В июле 1943-го Толик Дейнека пришёл к нам. Маруся Пирогова с ним и со мной
обошли весь наш Сад, а в конце прогулки я и Толик вместе залезли на невысокую
вишню близ дороги, где  Толик рассказал нам о делах в городе и о проблемах
с выпечкой хлеба на пекарне и выдаче хлеба по карточкам. А я только дивился -
как он всё это смог постигнуть.

В июне 1945-го Толик Дейнека (теперь его уже кличут <Лапа> или <Лапаухий> -
из-за его лопоухости!) привёл нас (7 пацанят-родни) в свой сад к дереву
шелковицы. Я никогда не видел и не знал, что существует такое чудо - на
гладких серовато-желтых ветках среди блестящих (но каких-то несимметрично
искалеченных с глубокими вырезами) листьев множество фиолетово-тёмных ягод,
похожих на толстых, слегка волосатых червяков. И на земле под деревом
множество ягод. А Толик ещё залез на дерево, потряс ветки и на нас посыпался
град ягод. И они очень мягкие, сочные и сладкие - чудо! А Толик доволен
произведенным на нас эффектом!

Осенью 1945-го я видел, как Толик украл у своей Бабушки в сарае 2 тыквочки и
променял на спички Василевне Олейниковой. При мне Толя сделал хлопушку: скрутил
проволокой гвоздь и ключ, в выемку ключа затолкал серу с 3 спичек, сверху всунул
туда острие гвоздя и ударил шляпкой о камень - раздался оглушительный выстрел.

  Осенью 1946 Толик позвал меня к себе, пригласил лечь на кусты крыжовника
(возле самой дороги с сильным тогда движением), я побоялся колючек, но Толя
сказал "Не бойся!" и я лёг и мы долго лежали и Он рассказывал мне что-то, а
я пытался сказать Ему о рассказах Райдера Хаггарда "Африканские охоты" (я тогда
учил себя читать книги "без картинок").

    И, несмотря на такие способности, Толик за несколько лет не смог осилить
науку 1 класса и бросил учебу в школе, связался с бандитами (Его-малого
подсаживали, Он залезал через форточку в дом, изнутри открывал окно или двери
и впускал ворюг), где получил кличку Лапа (его Бабушка звала Его Лапаухий - за
оттопыренные, всё слышащие ушки на макушке маленькой головки). Толик лицом был
похож на свою Маму - ВалДанКалинченко - красивый, смуглолицый, улыбчивый, со
светло-голубыми, всё замечающими глазами, с красивой, накачанной с детства
мускулатурой. С лета 1948г. (тогда в Вильхах открыли 3 пионер-лагеря) Толик
ходил к пионер-вожатым и "спал" с ними на чердаках. С мужиками-подельниками
Он уже стал "пидарасом" (как Он похвалился нам - недорослям-недоумкам) -
сначала в роли "мальчика-для-сунья", а потом и "активиста". С детства Толик
серьёзно занимался гирями, штангой, боксом; нас - его ровесников презрительно
(но справедливо) называл "слабаки" (в 1950 никто из нас не смог выжать 20 кг,
а Толя, играючи, мог поднимать гирю сколь угодно). Но догнать меня тогда (на
лугу у Минерального ручья, возле их усадьбы) Он не смог, что Его очень удивило
(ведь Он в компании наших ребят поспорил, что запросто догонит меня). В августе
1950 Толик отказался помочь нам взгреть чужих ребят, забросавших нас камнями у
Ставка. В июле 1952 Толик под Вербами (напевая "Я за реченьку гляжу в голубую
даль, никому не расскажу про свою печаль. У открытого окна до темна сижу одна -
значит милому подруженьки не жаль!") показал нам острый нож, которым накануне
убили-закололи парня у Ставка (за то, что он, не спрося позволения, лёг в воде
на ихнюю авто-камеру).

    В Армии (1954-57г.) Толя занимался не службой, а только спортом-боксом
(тренировки и соревнования). Тогда, в июле 1957 я в последний раз видел
Толика - Он сразу после Армии зашёл к нам - красивый, мускулистый, загорелый.
   В 1958 Толя женился; в 1959 родилась дочь.
   Все знали Лапу как очень опасного бандита и боялись Его, хотя внешне Он
обычно был очень обаятельным, обходительным и приветливым. Наши ребята не раз
замечали, что Лапа невероятно хорошо видел в темноте; летом 1953, когда другие
ничего не видели в темноте, Толик тёмной ночью четко видел (то, что другие и
днём не разглядят) и мог узнать человека на большом (100м) расстоянии. Вот что
значит не учиться в школе, не читать, не писать, "а для сэбэ жыты".
   Многие полагали, что Лапа убил много людей. Достоверно известно, что Он убил
(в "1986) своего родного брата Колю (но Лапа умело скрылся, выждал нужное время
и избежал следствия и суда), а 21 янв 1992 Лапа избил (в Шурикиной хатке) до
потери сознания Шурика Ильченко (моего племянника), а к утру Шурик умер
(и снова Лапа избежал следствия и суда, так как диагноз "смерть от общего
переохлаждения организма"). Но ко мне Толик всегда относился покровительственно.
Толик нигде никогда не работал и до конца жизни был на иждивении у своей матери
(Он требовал, чтобы Его кормили-поили-спать ложили и каждый день была пол-литра
водки). В ~мае 2000г. Он попал под мотоцикл, после чего вскоре умер.

              Владимир Крыленко   1 января 2011