Клад

Анна Лак
           «… в годы смуты, когда опасаясь за свою жизнь, был вынужден скрываться, не забыл о вас, мои горячо любимые сыновья, Иван и Федор. Спрятал я часть нашего добра в укромном месте, чтобы в назначенный час, вы смогли по праву воспользоваться нажитым мною за долгие годы…..
           … от старой церкви отсчитайте третий дом справа, а на погосте поклонитесь могилке Серафима Игнатьича Вертухова. Отмерев ровно триста шагов от креста на юг, вы найдете то, что сердцу желанно, от креста сверху два и влево три пальца….»

            Вот это да! Какая удача! В его руки попала старая карта, ведущая к богатствам и сокровищам. Так, найти третий дом от местной церквушки не составило труда. Стараясь не привлекать к себе внимания, он пытался сделать ровнёхонько триста шагов, определив по компасу южное направление. Получилось только с третьего раза. То прохожие мешали, разговорами отвлекали, то грузовик промчался, укутав в облако пыли, что даже запершило в горле, а то и сам со счета сбился.
           Чтобы сделать последние шаги, пришлось перелазить через чужой забор. Боязно было, вдруг поймают. Но ничего, обошлось. Хозяйки не было дома, он вспомнил, что видел, как она в направлении почты шла.
           Среди заросшего сада он нашел заброшенный колодец. И что? Это все? Что дальше-то делать? Он походил вокруг колодца, попытался снять крышку, но она была наглухо прибита. Удрученно вздохнув, он в сердцах пнул колодец, и опустился рядом с ним на траву, прислонившись спиной к каменной кладке. А так все хорошо начиналось.
           На чердаке дома, где он жил этим летом, разбирая старый сундук, он наткнулся на пожелтевшие от времени листки бумаги, оказавшиеся впоследствии прощальным письмом некого Поликарпа Алексеевича Леденева, купца первой гильдии.  Из обрывков фраз, он вычислил место, где был зарыт клад, но, увы, так и не смог его найти.
          Оперевшись на колодец, он уже собрался вернуться домой, как его внимание привлек камень, что был под самой крышкой. На нем, еле видный, был высечен крест, если, конечно, знать, что ты ищешь именно его. Не веря своим глазам, он стал думать над словами купца. Как там сказано: «…от креста сверху два и влево три пальца….». Ему еще никогда не приходилось считать пальцами, и он не знал, как это делать. Вертикально или горизонтально, растопырив их или собрать в кулак. Как правильно-то? Кто подскажет.
          Два дня у него ушло, прежде чем он смог постичь смысл написанного в послании. Как все просто оказалось. Вы знаете, как считать пальчиками? Нет? Так я Вас научу. Берете указательный палец правой руки и, указывая на тот или иной предмет произносите: «Раз, два три… и так далее». Поняли? Единственное, никогда не показывайте так на людей, это не очень красиво и многим не нравится.
          Так вот, на второй день своих поисков, он вновь вернулся к колодцу, и, отсчитав от креста два камня сверху и три камня влево, наткнулся на булыжник, который, с трудом, но все же смог вытащить из кладки. Там, в получившемся углублении, он нашел маленький кожаный мешочек. Вытряхнув его содержимое на траву, он нашел еще одну подсказку.
          «…сыновья, Иван и Федор. Видимо, не свидеться нам с вами более, чую, что смерть моя близка. Матушка ваша, царствие ей небесное, ангел мой, Алевтина Митрофановна, покинула эту грешную землю раньше меня, и, слава богу, не дожила до этого кошмара. Вскоре и я покину сей бренный мир, надеясь и уповая, что ваша жизнь сложиться иначе….
          … в доме лесника, в саду, найдите старую яблоню. Её легко сыскать, давным-давно в ствол попала молния, расщепив дерево пополам. От неё десять шагов на юг и пять на восток. Все, что я смог сберечь, укрыто там. Да хранит вас господь!..»

          Никто из живущих в поселке не мог вспомнить, какой из домов принадлежал леснику, поэтому он был вынужден обратиться в местную библиотеку. Переворошив кучу изданий, он нашел интересующие его сведения.
          Интересным оказался тот факт, что нужный ему дом, это тот, в котором он проживает сейчас. Надо же, клад все это время был так близко, а он даже об этом и не подозревал. Вооружившись лопатой и убедившись, что хозяева отлучились по своим делам, он отправился в сад. Да, нелегкая предстояла работа. Владелец дома засадил весь сад яблонями, и найти нужную было очень трудно. Около часа он искал отмеченное деревцо. Когда нашел, сделал все, как положено. Десять шагов на юг и пять на восток. После стал копать.
          Спустя два часа, лопата обо что-то ударилась. Дрожащими руками, он разрыл землю и обнаружил маленькую деревянную шкатулку. Внутри неё лежала шахматная фигурка короля и больше ничего. Кто-нибудь другой на его месте расстроился, но только не он.

          - Деда, деда, - размахивая руками, бежал навстречу деду Михаилу семилетний внук Ваня. – Я клад нашел!
          - Клад? – усмехнувшись в усы, спросил дед.
          - Да! – возбужденно стал рассказывать внук дедушке. – Баба попросила принести с чердака лампу, а я как сундук там увидал, так сразу же и понял, что в нем что-то спрятано.
          - Так уж и сразу?
          - Деда, ты мне не веришь?
          - Что ты, Ваняшка, что ты, - испуганно замахал дедушка руками. – Конечно же, верю.
          - Вот смотри, я все сделал, как там было написано. И дом нашел, и камень. А клад-то оказался в нашем саду. Представляешь?
          - Представляю, - дедушка посадил внука к себе на колени и внимательно слушал его.
          - Только не такой уж и большой клад у меня вышел, - немного грустно вздохнул мальчик.
          - А ну, покажи, - попросил дед Михаил.
          - Вот, лишь фигурка короля и только.
          - Э, нет, Ваняшка, не простая фигурка у тебя в руках. Из серебра она сделана, видишь клеймо мастера, выходит ручная работа, так что ты и вправду клад нашел. Наверное, остальное до тебя отыскали и забрали, а эту вещичку бросили, не важной она им показалась. А теперь, давай, беги, бабушке расскажи, да смотри не потеряй.

           Дед Михаил проводил глазами радостного внука, достал папиросу и закурил. Завтра пойдет, посадит новую яблоньку на то место, где Ваняша «клад» искал. Трое сыновей, пятеро внуков, Ваняшка последний, самый маленький. Семья большая, поэтому-то сад и разросся. Все «случайно» находили послание Поликарпа Алексеевича Леденева, купца первой гильдии. Все верили в послание, составленное самим дедом Михаилом. Он знал, что фигурка короля никуда не денется и, быть может, настанет время, когда его дети смогут сыграть в шахматы, доставшиеся ему от отца, Поликарпа Алексеевича, сгинувшего в лихие года революции. И тогда он поведает внукам и правнукам, как всю жизнь боялся, что однажды кто-нибудь окликнет его по имени: «Федор, это ты?!», и поэтому объездил полстраны, пока не осел здесь, в этой деревушке. Он и внука упросил назвать в честь своего погибшего брата Ивана. Но это уже другая история.