Женщины в партизанском отряде Максим

Владимир Пузиков
ЖЕНЩИНЫ В ОТРЯДЕ

Из главы 6 повести "Уходили в поход партизаны...".

В Благодарненском отряде "Максим" было более двадцати женщин.

В отряд они поступили по причинам принадлежности к партии и комсомолу, работе в советских учреждениях, пошли за мужьями, а также, из-за любви и патриотических чувств к Родине.

***

Вера Дмитриевна Орел (в замужестве Прокопенко) окончила среднюю школу № 1 накануне войны, выпускной вечер отпраздновали 21 июня 1941 года.

В 1942 году поступила разведчицей в партизанский отряд «Максим», так как была комсомолкой-патриоткой и решила бороться с фашистами.

Уже 3 – 4 августа Вера ездила на лошадях в село Петровское в разведку, установила, что село занято немцами, привезла их листовки.

По результатам разведки, командованием партизанского отряда было принято решение 5 августа уходить на восток, сначала в Буденновск, затем - Ачикулак.

***

В партизанский отряд написала заявление Мария Григорьевна Пашкова.

Она вспоминала:
«…Шла война. Слишком много было горя, лишений и утрат.
Оставив двоих детей на попечении сестры, с партизанским отрядом «Максим» ушла в район Кизляра.

В отряд вошло 56 человек. В отряде были военком Я.В. Недоленко, председатели колхозов Д.И. Перепелицин, И.Я. Макаров, П.А. Чекулаев и другие.

Свято выполняли партизаны клятву, которую дали при вступлении в отряд: «Я клянусь всеми силами и средствами помогать Красной Армии уничтожать бешеных гитлеровских псов, не щадя своей жизни, своей крови.

Женщины ходили в разведку, на задания, с которых возвращались не все.

Мы собирали ценные сведения о немецких войсках, сообщали в штаб о злодеяниях фашистов и их прихвостней – предателей.

Вместе с мужчинами срывали планы врага, препятствовали угону скота. Фашистам приходилось отвлекать на борьбу с партизанами значительные силы».  (Л 38)

***

Неоднократно на задания выходили партизаны Прасковья Шеховцова и Антонина Кобзарева. В составе группы подрывников они уничтожали мосты, железные дороги, немецкие склады с боеприпасами и горючим, линии связи.


Нелегко было и тем женщинам, кто оставался «дома». Когда отряды уходили в рейды по немецким тылам, им приходилось выполнять много нелегкой, в условиях неустроенного быта, работы.

Пелагея Николаевна Сапрыкина, которой помогали Михаил Прокофьевич Веснин и Мария Григорьевна Пашкова, проявляла большое мастерство в выпечке хлеба.

Партизаны хвалили своего пекаря, уважительно называли ее «Наша Николавна», за большие, круглые, совсем домашние булки.

Прасковья Павловна Коваленко, Любовь Докучаева, Александра Баринова, Татьяна Анатольевна Коваленко (в замужестве Недоленко), Анна Васильевна Бледных, Мария Андреевна Потаенко и другие женщины несли караульную службу, дежурили по лагерю, охраняли пленных, стирали, штопали вещи и белье, готовили обеды.

Мария Андреевна Потаенко (в замужестве Оболенская) до оккупации работала в аптеке фасовщицей, в качестве медработника вместе с мужем ушла в Бажиганские пески Кизлярского округа.

***

 Женщины-медработники ухаживали за ранеными, лечили больных. Ведь почти все партизаны переболели малярией.

Секретарь крайкома партии Р.Г. Саренц писал:
«…Кизляр расположен на древнем торговом пути Астрахань – Дербент, шедшем по берегу Каспийского моря.

В свое время он славился бойкой торговлей между Русью и странами Ближнего Востока. Город стоит на берегу Терека.

Дельта Терека в районе между городом и морем сильно заболочена, здесь обильные камышовые заросли, в которых гнездится неисчислимое количество комаров.

Война помешала проведению профилактических мероприятий по борьбе с малярией. Многие наши товарищи заболели здесь этой изнурительной болезнью».  (Л 42)

***

Из женского состава отряда «Максим» от рук фашистов и полицаев-предателей погибли разведчица Шура Бледных, инструктора райкома партии Евдокия Богущева и Прасковья Борисенко, медработник Евдокия Долгова.

2010 г.    г. Благодарный