Вторые сорок восемь

Бахёё
Бахё



ВТОРЫЕ СОРОК ВОСЕМЬ


49 ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ


Каждой жизни срок отмерен,-

В это раньше верил я.

Но теперь я разуверен

Песней Вечного огня.


И отныне бесконечно

Буду петь я всем простое:

Если жить, то жизнью вечной!

А на время - жить не стоит.


50 * * *

Ветер свистнул,
Как будто ударил в висок.
Что ж ты, ветер,
Внезапен, как горе?
Неужели нельзя
Взять потише свисток,
Или шум нагнетать
Постепенно,
как море?
Уж прошли времена ураганов и бурь,
Времена свистобуйства и тряски.
Современник
оценит в наивную дурь
Твою бурную веру
В великие сказки.
Не пытайся
ему
доказать, что убог
Избегающий краткого горя.
Ты возьми, лучше, ветер,
Потише свисток,
Или шум нагнетай
Постепенно,
как море...


51 * * *

В который раз я говорю себе:
Не будь безвольным в собственной судьбе;
Не обращай внимания на беды;
Ты - человек! Ты создан для победы!
Не должен ты в невзгодах угасать,-
Ты должен ярко жить и побеждать!
Так говорю... и все же угасаю:
Ведь я путей к викториям не знаю...
Одно лишь утешеньем служит мне,-
Что встречу я когда-нибудь в стране
Того, кто слово доброе мне скажет
И верный путь к сражениям укажет.


52 ДОЖДИК

Долго, долго дождик лил
И о чем-то говорил.
Может быть, он песню пел?
Может, плакал и скорбел?
Может быть, играл с листвой?
Может, плелся за тобой?
Может быть, к кому-то шел,-
Адресата не нашел?
Может быть, он о зиме
Говорил тихонько мне?
Может быть, он просто так
Выверял по скверу шаг?
Может быть, он падал вниз
Оттого, что мрачна высь?
Может быть, искал друзей?-
Круг друзей - теплей, светлей...
Может быть, о крышу стук -
Выраженье горьких мук?
Может быть, он опьянел,-
Удержаться не сумел?
Может быть, его столкнул
Кто-нибудь, иль ветер сдул?

Всякое тут может стать,
Только я не смог понять.

Долго, долго дождик лил
И о чем-то говорил...



53 * * *

Девушка в платье атласном
С ликом открытым и ясным
Мимо меня просияла
И ничего не сказала.
Девушка, прелесть, постойте!-
Словом меня удостойте.
Дайте сказать мне глазами
То, что Вы знаете сами.
Улица так многолюдна,-
Но не заметить Вас трудно.
Я и слепым Вас замечу:
Я ведь искал этой встречи!
Я - не обычный прохожий,-
Сердцем на Вас я похожий:
Так же открыто и ясно
Светит оно... Но напрасно!
Девушка очи отводит
И лучезарно уходит.
Девушке я безразличен...
Видно, как все, я - обычен...


54 * * *


В душе гнездятся вороны,-
Мне не спасти себя.
На все четыре стороны
Я отпущу тебя.


Иди. Вдали от прошлого
Ты, может быть, найдешь
Прагматика дотошного,
Не верящего в ложь.


А мне с обманом радостней,
А мне с обманом - блажь...
Чем жизнь для нас безжалостней,
Тем сладостней мираж.


55 * * *

Тот, кто соткал этот мир,
Мог бы взять и крепче нити:
Поглядите сколько дыр
В этой ткани, поглядите!


56 * * *

Льется льется синий вечер
Звезды выплыли на небо
Месяц-парус ветром всвечен
В Млечный путь на самый гребень
Что ты делаешь Природа
В душу рвутся вдохновенья
Вижу дальше небосвода
И галактик слышу пенье
Я взорвусь наверно вздохом
Разлечусь и в пух и в перья
Оттого что чудно плохо
Мне от этого безмерья
Пожалей возьми обратно
Волшебства твои святые
Лишь одной тебе понятны
Их иллюзии живые
Нет постой я не осилю
Слабость мига отказаться
От паренья в звездной сини
Я готов готов взорваться


57 * * *


Ночь полнолунна.
Спокойна река.
Сосны бесшумны.
Уснула тоска.
Тропкой песчаной
иду за рекой:
Может, случайно,
приду к дорогой.
Или до моря
с рекою дойду -
Старого горя
приметы найду...
...Помню прекрасно
тебя на песке.
Помню, ужасно
кольнуло в виске.
Помню и девственность
линий твоих,
И непосредственность
шуток живых.
Помню мгновение
скорой любви
И откровенья
нагие твои.
Помню скользящий
по небу рассвет
И исчезающий
твой силуэт.
Помню старанья
свои позабыть
Воспоминанья
про скорбную прыть.
Только напрасными
были труды:
Призраком властным
являлась мне ты!
Вот и сейчас,
вопреки тишине,
С бурей у глаз
ты явилася мне.
Ночь помрачнела...
Взбурлилась река...
Сосны всшумели...
Воспряла тоска...


58 * * *

Обычно люди в грусть впадают,
Когда их властною толпой
Незримо годы окружают
И обливают сединой.
Но Вы же, Катя, не грустите,
И, слезно в зеркало глядясь,
Обратно младость не зовите:
Она глупей намного Вас.
Она - кокетлива, вертлява,
Капризна, суетна, пуста,
И возмутительно писклява,
И самоцельно нечиста.
Пускай не все у Вас сумелось,
Не все до сути понялось,-
Зато отныне с Вами зрелость
И все, что раньше нажилось!


59 СОСЕДИ

- Мы с Вами видимся так редко
В сей суете земных сует:
Как будто Вы мне не соседка,
Как будто я Вам не сосед.
Хочу я видеть Вас почаще,
Желательно наедине,
Чтоб слышать голос Ваш журчащий
И забывать о седине.
- Уж не влюбились ли в меня Вы?
Вот, право, было бы смешно!
Иль Вы таите план лукавый?!
Но в Ваши годы-то - грешно!
- О что Вы, что Вы, ангел чистый!-
Мой звездный час уже прошел.
И никакой не аферист я:
Мне с Вами просто хорошо!


60 КУДА ?

"О, царственный Нигер..."
Н.Гумилев

"Куда ж нам плыть?..."
А.С.Пушкин

Что делать мне в Африке знойной, мой друг,
Если там нет твоих глаз, твоих рук,
Если в сахарских песках ни одной
Нет и песчинки, что зналась с тобой?
Нет и в Америке места такого,
Где б цвела тень силуэта родного,
Где б хоть один небоскреб безупречный
Мне бы напомнил любимые плечи.
Да и в Европе унынье царит.
Лондон, Париж, Люксембург и Мадрид
Лишь в ожиданье твоей красоты:
Их не почтила присутствием ты.
И Австралийский мне остров не нужен:
Он без тебя сиротлив и недужен.
Ни кенгуру там тебя не встречала,
Не удивлялся тебе и коала.
А Антарктиду я вовсе забыл:
Льдам неподвластен твой яростный пыл;
Если б хоть раз ты ступила туда,
Сколько бы айсбергов было тогда!
Я ни одной не поддамся интриге,
И ни одну не приму я хвалу:
Если и ехать куда, о, мой Нигер,
Так только в святую навек Бричмуллу!


61 * * *

Я живу не в Париже,
Не у вечных полей,
А значительно ближе
К золотой Бричмулле.
Я живу и не знаю,
Что есть город Милан,
Потому что и раем
Служит мне Бричмулла.
Я не пел итальянкам
Серенады с гондол,
Но я брел к бричмуллянке
Сквозь Чарвакский котел.
Не хочу я в Сорренто
В романтической мгле,
Ибо умер в Ташкенте,
Но воскрес в Бричмулле!
И пускай на планете
Много красочных мест,
Но Чимганское лето -
Это мой Эверест!


62 * * *

Пойму ли я когда-нибудь,
Куда, зачем мы держим путь,
И почему от нас до смерти
Скрывает небо жизни суть?


63 * * *

"Что пройдет, то будет мило"

А.С.Пушкин

Был я молод, были силы,
Были звезды, сны, веселье;
Были други, песни были,
Были дни как ожерелье;
Были сочные подружки,
Были чувства, счастье было...
Но под гимн слепой кукушки
Все прошло; что было - сплыло...
Неужели это мило?!


64 * * *

Если друг тебя обманет,
Если друг тебе солжет,
Говори: он перестанет;
Говори: он все поймет.
Но когда в житейской буре,
Струсив, друг тебя предаст,
Промолчи, главу понурив,-
Ничего твой крик не даст.
В то же самое мгновенье
Выбрось труса из души
И о дружбе сожаленье
В сердце верном заглуши.
Но всегда храни надежду,
Что во время грозных вьюг
Вдруг появится надежный
Настоящий сильный друг.


65 БЕЛЫЕ СТИХИ

Если мне позволит Небо
И Земля не будет против,
Я войду в глаза Нигоры
И останусь в них надолго,
До последнего дыханья.
Я войду в глаза Нигоры
Не дрожащим отраженьем,
А войду эфирным духом.
Я войду в глаза Нигоры,
Как ветра в долины входят -
Всеобъемлюще и нежно.
И когда в глазах Нигоры
Я найду приют желанный,
Отрекусь я от Вселенной:
Ибо я в глазах бездонных
Обрету ее другую.
В ТОЙ Вселенной все - как в сказке:
Каждый миг - явленье чуда;
Но из всех чудес несметных
Чудо чудное - Любовь!


66 * * *

Какой я есть - такого принимай,
Или отвергни. Только не страдай!
Влюбленные из века в век все те же:
В начале каждый день свиданье - рай,
А после рай - свидания пореже.
Ты это помни и не причитай:
О, счастье жизни! где же ты, о где же?!


67 * * *

Я не бури боюсь, я не мрака боюсь,
И не страшен мне подлый убийца.
Погрузиться боюсь в беспросветную грусть:
Я боюсь безответно влюбиться.


68 ДИАЛОГ

- Ты завтра придешь?
- Приду.
- А послезавтра?
- И послезавтра.
- А через месяц?
- И через месяц.
- А восьмого марта?
- И восьмого марта.
- А в мой день рожденья?
- Без сомненья!
- А через год?
- Приду и через год.
- А через сто лет?
- Наверно... нет...
- По-че-му?!
- Боюсь - умру...


69 * * *

"Пора, мой друг, пора..."

А.С.Пушкин

Пора и мне, мой друг,
туда, где нет соблазнов,
Туда, где нет любви,
страстей, где нет измен:
Я отгулял свое
торжественно и праздно,
Не попросив судьбу
хоть что-то дать взамен.
Там тихо и темно.
Ничто не потревожит
Ни трапезы червей,
ни спящих без конца,
Ни боль твою, ни мысль,
которая так гложет,
Когда не видишь час
любимого лица.
Пора, мой друг, пора!
И чем скорей, тем лучше:
Пресытившись людьми,
пресытил их и я.
Как пагубность плевка
не ведает плюющий,
Так не поймет вовек
меня любовь моя...


70 * * *

Гром гремит, гроза грохочет,-
Небо выплакаться хочет:
Небу тоже нелегко,
Хоть оно и высоко.


71 ДИСКОТЕКА



Песня поется - сердцу просторней.

Лица в улыбке - сладостней жизнь.

Рядом со мной любимый мой джин -

Руки сложил и внимает покорно.

Что еще надо?! Гул дискотеки...

Я в забытьи, и вокруг все плывет...

Рядом - почтительный джин-в-человеке

Смотрит влюбленно и трепетно ждет.

Пусть этот скачь, этот визг, этот топот

Есть в своей сути одна мишура,-

Рядом со мной мой ласковый робот:

Им осмысляется эта игра.


72 СОНЕТ

Шаманит желтой грустью
Осенний листопад.
Хандра проникла в чувства
Играючи, как в сад.
Докучливо ленива
Агония весны;
Нирваны переливы
Едва-едва ясны.
Лелейна, будто с горя,
Гармония костров;
Идиллия изгоя -
Минория ветров...
Но ждет, но ждет кумира
Епархия факира!


73 * * *

Я чувствую, как ты меня не ждешь.
Я чувствую, как ты меня не любишь.
Зачем же ты мне ежедневно лжешь
И наше прошлое сегодня губишь?
Да, поугасло солнечное в нас.
Да, мы не те, какими были в мае.
Но для чего так много лжи из глаз
Твоих исходит, я не понимаю.
Ужели то, что пело и цвело
В оживших душах после нашей встречи,
Мы друг для друга обратим во зло
Чрез фальшь очей, обманчивые речи?
Я не хочу так жить и сознавать,
Что для меня ты - женщина чужая.
Но где ж взять силы, чтоб с тобой порвать?
Где воли взять, чтоб жить, не унижаясь?
И пусть я чувствую под сердцем дрожь
И вижу, как ты прожитое губишь,
Но, милый друг, не панацея ложь
И в дни, когда не ждешь меня, не любишь.


74 * * *

Оттого ль, что бессчетны потери,
Разлетелись куда-то мечты.
Я стою у распахнутой двери
И не жду, что появишься ты.
Далеко простирается поле -
Не увидишь предела его,-
Но, наверно, не дальше, чем боли
Бесконечного сна моего.
Этот сон, воплощенный тобою,
Всеобъятен, как воздух живой.
Я доволен, доволен судьбою,
Хоть теперь и поник головой.
Я сегодня не требую счастья,
Да и завтра не буду просить:
Разве будет петь солнце в ненастье,
А без солнца - земля колосить?
Мне отныне без чувств и безумий
У распахнутой двери стоять,
Быть невольником памяти мумий
И не ждать тебя больше, не ждать...


75 ИГРА

Поиграй со мной в любовь,
Поиграй:
Да вольются в плоть и кровь
Ад и рай!
Все равно нам не дано,
Как ни лги,
Выпить брачное вино
Из пурги.
Раз уж все живут вот так,
Изловчась,-
Наш с тобой продлится брак
Только час.
Кто-то терпит, кто-то лжет,
Мстя за ложь;
Кто-то ближнего сожжет
Ни за грош.
Я ж не волен, как вокруг,
Падать в грязь:
Просто так не сходит с рук
Псевдосвязь.
А на большее пока
Нет надежд.
Что с того, коль ты близка
Без одежд?
Пустоту не перельешь
Через край:
Поиграй со мною в ложь,
Поиграй.


76 ВАМ

Вам не дано сейчас понять,
Как Вас любил поэт,
Чем воспевал он Вашу стать,
Во что ценил Ваш бред;
Откуда рифмы извлекал,
Какие множил сны;
Во имя Вас как низко пал
В глазах былой Весны:
Для Вас любовь - одна лишь блажь,
А для поэта - жизнь.
И вот, рассеялся мираж -
Остались куражи.
Но сожаление и боль
Не отпускают в слепь.
Бездарно сыгранная роль,-
Хоть вой, садясь на цепь.
И снова пусто на душе...
Безжизненно перо...
О, смейся, смейся, Бомарше,
"Женитьбой Фигаро"!
Увы! Все то во имя Вас,
Что облеклось в фантом,
Вам не дано понять сейчас,
Как не дано потом.


77 ПАРК

Вечерний парк безлюден и угрюм.
В его глуши брожу я, как маньяк,
Окутан дымом невеселых дум
О том, что жизнь не сложится никак.
Я был влюблен и был любим не раз,
Я достигал чиновничьих высот;
Я видел море, слушал гор рассказ,
Был во хмелю березовых красот;
Я испытал достаточно тревог,
И радости достаточно вкусил;
И даже счастье отыскать я смог...
Но что-то все же в жизни упустил.
В груди свербит о чем-то пустота,
Неведомо куда душа зовет;
И ты, мой друг, не прежняя, не та,
С которой я познал свой первый взлет.
Подобно парку, сумрачен мой ум...
Не оттого ль брожу я, как маньяк,
Что этот парк - безлюден и угрюм,
И в нем себя я не найду никак?


78 * * *

Когда идешь сквозь ночь к стихам
И не встречаешь нужной рифмы,
Ты вспомни предков наших мифы
Иль обратись к своим грехам.
Проделай это и поймешь,
В чем сила пращуров далеких,
И как грехи диктуют строки,
Мечтой исполненные сплошь.
Все остальное - жалкий труд,
Не раз повторенные муки:
Хоть и легки чужие звуки,
Но разгуляться не дадут!



79 РОЗА

Я наблюдал цветенье розы,
И жизнь, и смерть ее, и прах.
Ее оплакивали росы,
И угасал печальный птах.
Но лишь заря златые косы
Взметнула в новой синеве,
Уж не скорбели больше росы
И пел презвонко соловей.
И даже я, забыв про слезы,
Глядел вовсю, заворожен,
Как на кусте усопшей розы,
Родившись, полнился бутон.
И будто не было вопроса:
Чего мы ради на земле?
В саду ж цвела другая роза
В любви, заботе и тепле.
И вновь в саду витают грезы,
И вновь лазурь без облаков...
Но не забыть мне первой розы,
Ее душистых лепестков.


80 ЭЛЕГИЯ

В полумраке молельни,
Отовсюду гоним,
Он стоит на коленях
Перед ликом Твоим.
Не проситель, не грешник,
Не предатель, не вор,
Он не жалкий приспешник
Тех, кто множит позор.
Не из праздного чувства
Пред Тобой пилигрим:
Хочет знать он изустно,
Что Ты сделаешь с ним.
Ты невидим веками,
Устрашающе нем;
Не потрогать руками...
Только лик на стене...
И хоть ведает странник,
Как Тебя ни проси,
Не откроются тайны,
Не сойдут с небеси,-
Он стоит на коленях,
Но не шепчет мольбы
В полумраке молельни,
В полном мраке судьбы...


81 НАВАЖДЕНИЕ

Этот ветер восточный,
Этот ветер хмельной
Разбудил меня ночью,
Будто знался со мной.
Я спросил его: "Ветер,
Что ты ищещь во мне?"
Ветер тихо ответил:
"Шаганэ, Шаганэ".
Я сказал ему: "В грустной
Русской вьюге-пурге
Про персидские чувства
Знал Есенин Сергей.
От земель Алазани,
Хороссанских огней
Долети до Рязани
И найдешь Шаганэ".
Ветер веял и слушал,
Но понять не хотел,
Что в пустынную душу
Он сейчас залетел.
И, наполнив собою
Все пустоты души,
Ветер странной мольбою
Растворился в тиши.
И я мучился ночью,
И не знал, что со мной...
Ах, ты, ветер восточный,
Ах, ты, ветер хмельной!



82 УТРО

Утром проснешься рано,
Выйдешь в цветенье сада,
Воздух вдохнешь тюльпанный -
Воздух любви и лада.
Встретишься взглядом с полем,
Сердцем коснешься неба,-
И все былые боли
Вмиг превратятся в небыль.
Нежным цветеньем сада,
Тонким узором света
В душу войдет услада
Новой весны пометой.
Радостной певчей птицей,
Веткой веселой вербы
Ты не сумеешь не впиться
Светлой надеждой в небо.
Яблоня белую пудру
Сеет в эфира недра.
Благовест веет в утро
Легким дыханьем ветра.
Краски рассвета сочны -
Синий, зеленый, красный...
Слейся с природой прочно:
Утро твое - прекрасно!


83 ИСХОД

Зачем ты вышла из меня?
Зачем ты вылеплена мною
Из ветра, моря, звезд, огня
И из тропического зноя?
Творенье страсти и мольбы!
Плод одиночества и плача!
Ты - жертва сломленной судьбы,
Которой выпала удача.
И лишь осталось жизнь вдохнуть
В мечтой рожденную фигуру...
Но... предстоящий грешен путь...
И я в слезах разбил скульптуру...


84 * * *

Не сохранить души во злате.
Не поумнеть в "шестой палате".
И в спину нож войдет без боя,
Хоть на груди "Звезда Героя".
Не избежать судьбы упадка,
Когда в рассудок въелась взятка.
И в норке мыши нет спасенья
Ни для какого поколенья.
И слабый дух не скроет важность.
И всеохватная продажность
Нам не заменит добродетель,
Как при вязаньи спица - петель.
Мы почему-то совесть чистим
От прописных моральных истин;
И почему-то год из года
Нас все же терпит мать-Природа...



85 ПОСЛАНИЕ ОТТУДА


После Афгана, где на плахе
Четвертовали душу мне,
Я был зарезан в Карабахе,
Потом расстрелян был в Чечне.
Бомбардировщики и танки,
И смерти сеятели "Град"
Мои тревожили останки
Посмертным гулом канонад.
Я собирал под лязг и грохот
То, что когда-то было мной.
А с неба падал бомбой Хохот
Над неразборчивой судьбой.
И в этом месиве из мяса,
Костей моих и не моих
Я не нашел иконостаса
Для тех, кто был еще в живых.
Как собирал я части тела,
Пусть не узнает мать про то;
Но знает пусть, что не за дело -
Убит я вовсе НИ ЗА ЧТО.


86 УИК-ЭНД

Из Библии мы знаем, что Господь
Шесть дней потратил на творенье мира:
Создал в начале небо из эфира,
А после землю и живую плоть;
Создал Он звезды, солнце и луну,
И в день шестой творенья - человека,
Чтоб был всему владыкой век от века;
А в день седьмой почил, уйдя ко сну.
Замыслил верно Бог, да не избег
Ошибки роковой в своем творенье:
Ах, ослепило Бога озаренье -
И появился подлый человек.
Бог был один. Терзаем пустотой,
Спастись хотел Он от нее трудами
И... натворил!... Последствия пред нами...
Уж лучше б Он почил и в день шестой!


87 * * *

Ты - женщина, с которой мне спокойно,
С которой я могу быть искренним во всем,
Которая покорно непокорна,
Как тихая вода пред ветром и огнем.
Ты - женщина, несущая свободу
Моей душе, мечтаньям и стихам.
Пусть я не нужен своему народу,
Но нужен я тебе: ты мой судья и храм!
Ты - женщина, последняя, наверно,
Из рода тех, кто сохранил в себе
Способность быть, как перед Богом, верной,
Всю посвятив себя любимого судьбе.
Ты - женщина, к которой через вьюгу,
Через соблазны жизни и обман
Я продираюсь, чтоб послушать фугу
О том, что все ж рассеется туман.
Ты - женщина, умеющая мудро
Не обращать внимания на зло.
И каждый день я, просыпаясь утром,
Твержу себе: с тобой мне повезло!


88 * * *

Есть люди,
которым
плевать в мою душу
приятно.
Есть люди,
которым
плевки
возвращаю
обратно.
Есть люди,
для коих
мне жалко
бывает
плевка.
Есть люди,
которых
не примет
в себя
и строка.

Есть люди,
подобные
ветру
порывами
слов.
Есть люди,
сравненье с которыми -
скорбь для ослов.
Но есть и такие,
которых
осталось
не много;
Для них
не найти мне
достойного слога;
Пойду и в разведку я с ними сквозь пламя огня!
Да вот лишь вопрос:
а возьмут ли
с собою
меня?


89 ПОСЛЕДНЕЕ ЖЕЛАНИЕ

Ах, дайте мне уснуть,-
Мне хочется забыться:
Моя пустует грудь,
В ней нечему уж биться.
Позвольте не дышать,
Иль дайте задохнуться:
В меня моя душа
Не думает вернуться.
Закройте мне глаза,
Вверните тело в саван.
Мне нечего сказать:
Мой путь - увы! - бесславен.
На кладбище мой труп
Скорее отнесите
И с теми, с кем был скуп,
Вы рядом положите.
И, стоя на ветру,
В мое упокоенье
Прочтите вслух суру,
Как я себе - забвенье.


90 * * *

Я жалею, что мне довелось
Жить в эпоху сплошного упадка,
Когда все на Земле продалось
С потрохами и без остатка.
Как случилось, что шорох купюр
Заглушил соловьиные трели,
На рассвете кудахтанье кур
И симфонию звездной метели?
Что проникло в людские сердца?
Завороженность бедного Кая?-
Ведь в чаду "золотого тельца"
Дух любви, как изгой, неприкаян.
И трубач расстается с трубой
И уходит, удушьем завьюжен...
Если в мире в опале любовь,
Значит, мир этот вовсе не нужен.


91 О ПРОШЛОМ И БУДУЩЕМ

Давай писать стихи
О прошлом и грядущем;
Давай о настоящем
Прискорбно помолчим.
В былом у нас - грехи;
А в будущем - не лучше.
Но все равно щадящим
Сей выглядит режим.
Давай-ка вспомним дух
Геройских пятилеток
И планов богатырских,
И веры в "светлый путь";
Как разлетелась в пух
И провалилась в Лету,
Разбилась, как бутылка,
Несделанного суть.
Закончить - не начать.
Начав же, не закончить.
Как пропита убого
Великая страна!
И нет причин кричать;
Язык всегда уклончив.
А закричишь, к порогу
Приблизится война.
Что было - то прошло;
И даже наша юность,
И даже наши грезы,
И даже наши сны...
Лишь памяти стекло
Дает увидеть лунность,
Струящиеся слезы
Раздробленной страны.
Ты помнишь шум берез,
Хребты и блеск Кавказа,
И пущи Беловежской
Похожесть на тайгу?
Но сквозь потоки слез
Ты не окинешь глазом
Проложенные межи
Через глухую згу.
Что было - то прошло.
Но хорошо - что было.
Ведь будет, что воспомнить,
Ругая и любя!
Не обратить во зло
Друг другу то, что "мило",-
Вот в чем грядущий подвиг:
Мы - все ж - одна судьба.
А будущее ждет.
И мы там побываем.
Пускай не все увидим,
Пускай не все поймем.
Оно нас иль сожжет,
Иль обернется раем,-
Но мы сейчас не выйдем
Из времени вдвоем!
Посмотрим, что же там;
Загадывать не будем:
Прогнозов экспонаты
Всегда полны трухи.
Пока ж сомнений хлам
Не выметут из буден,
Давай, мой конь крылатый,
Давай писать стихи.


92 АЗАРТНАЯ ИГРА

Эту жизнь я уже промотал,
В непонятные игры играя.
Ты простишь ли меня, дорогая?-
Но банкрот я, и кончился бал.
Я не шулер. Но хваток азарт!
И в игру я был втянут коварно;
И в раскладе убийственном карт
Я увидел - попытка бездарна.
Но азарт - как взбесившийся конь!-
И я новую делаю ставку:
Все, что было, поставил на кон;
Вновь расклад и... о, дайте удавку!
Но насмешливый гул казино,
Эти самодовольные туши,
Напоив меня терпким вином,
Предложили поставить мне душу.
О, пьянящий азарт! И на кон
Полетела душа без оглядки...
Эх, увы, не Есенин я: он
Лишь на женщин да зелье был падкий.
И ликующе-зло банкомет
Разметал роковую колоду...
Ну а дале все просто: я - мот.
Даже сил нет повыть на погоду.
Дорогая, хоть слово скажи;
Не казни в эту пустошь и стужу:
Ведь тобою любимую душу
Промотал я, играючи в "жизнь".


93 ИЗДЕРЖКИ МОЛОДОСТИ

Мы начали разбег
Во дни, когда пустыня,
Захлебываясь зноем,
Простерлась до звезды.
Мы подгоняли век,
Боясь, что он застынет
Бесформенным изгоем
Без мысли и узды.
Мы торопились жить,
Наяривая души;
Мы порывались дерзко
Оставить в дураках
Размеренную жизнь,
И верили, что сдюжим.
Но торможенье - резко
В летящих поездах.
И открывает дверь
Нам проводник тщедушный -
И перед нами снова
Пустыня без конца.
Куда ж идти теперь,
Не знает даже Пушкин;
И не дано иного -
Как остудить сердца...


94 НЕПОДВЛАСТНОЕ ВРЕМЕНИ

На переломе
времен и судеб
Никто не знает,
что дальше будет:
Кого-то греет
огонь надежды;
Кому-то лучше,
как было прежде;
А кто-то в мутной
воде реформы
Живет прекрасно,
как змей проворный.
Но я - все тот же:
все так же каюсь
В своем былом,
не пресмыкаясь.


95 * * *

К вам обращаюсь я, братья во Пушкине,
И во Некрасове, и во Есенине,-
Песни сложите, зовущие к лучшему,
Песни сложите тюльпанно-весенние.
Мне все равно, кто вам видится в Господе -
Будда, Аллах иль триада библейская -
Лишь бы народы не ведали горести
И не гноилась бы участь плебейская.
Лиры сомкните в едином звучании
С лирой Вийона и с лирою Байрона;
Звуки пусть льются мажорно-венчальные,
Но никогда, никогда погребальные.
В песнях живительных только спасение
Через любовь сквозь судьбу окаянную!
Братья во Пушкине и во Есенине,
Лира моя уж прошла покаяние.


96 КОНЕЦ ВЕКА

Утерян смысл минувших дней,
Дней настоящих смысл не ясен.
"Телец златой" в сердцах людей
Взлелеян, как младенец в яслях.
Вчерашний вор сегодня князь,
Партийный босс теперь фирмует;
Высокий дух затоптан в грязь;
Поэт угодливо рифмует.
Идем туда, где храма нет,
Где вместо храма - банк да биржа,
Где в правду метит пистолет,
А ложь - возвышенно-бесстыжа.
Теперь народу враг - народ,
Хотя вчера братались кучно;
Эстонец тем уж ныне горд,
Что он не русский иль не чукча.
Чего во имя разошлись?-
Во имя мании величья
Тех, кто случайно вознеслись
Из бессловесного безличья?
Им - наплевать на жизнь людей!-
Как и на то, что в миг единый
Утерян смысл минувших дней
Сквозь дедов кровь, отцов седины...