Отречение

Александр Зиборов
ВЕРСИЯ

                ОТРЕЧЕНИЕ

     В тускло освещённой факелами церкви Марии-над-Минервой вымогали отречение от Галилео Галилея.
     - Предписанием святой службы требуем, дабы ты отказался от заведомо ложных сведений, порочащих веру в незыблемость Земли нашей - центра мира.
     - Но это на самом деле так, - стоял на своем учёный. - Таковы факты.
     - Тем хуже для них, - тонко улыбнулся Генеральный комиссарий суда. - Не твори кумира из своих фактов: они не деньги - от них отказаться можно.
     - Нет, не откажусь!
     - Экий упрямец, - вздохнул кардинал. - Ты же рискуешь оказаться на костре. А то и поставят к стенке или сошлют на лесоповал на са-амый север Италии. Комары заедят. Отрекись!
     - Ни за что!
     - Если тебе на себя наплевать, то хоть нас пожалей: мы же будем вынуждены «шить» тебе дело, показания всеми способами вытягивать, мучить и пытать. Бр-р, какое варварство!.. А мы хоть и инквизиторы, негодяи и отпетые сволочи, но не до такой же степени, чтобы нам это доставляло удовольствие. Пойми, чудак, просто работа у нас такая. Ты уж, пожалуйста, не заставляй идти на крайности. Вынудишь на зверства - потомки нас осудят, а ты войдешь в историю гордым мучеником. Пожалей, не позорь! У каждого из нас большая семья, дети, только ради них и живем.
     Галилей заколебался. Епископ заметил это и пылко произнес:
     - Ты отрекись для вида. Формально. Мы и сами не верим в ахинею, будто бы Земля плоская и неподвижная. Чушь какая-то! Но свыше приказано верить, так что никуда не денешься... И ты сам виноват: кричал во всё горло о том, что всем давным-давно известно, вот и попал на заметку. Теперь значишься в плане отречений, спущенным нам канцелярией папы римского. А план - закон, его требуют выполнять. Отрекись, чудак, что тебе стоит, ведь от твоих слов Земля не остановится.
     - А ведь и верно, - сдался Галилей. - Давайте текст отречения.
     И под высокими церковными сводами зазвучал голос:
     - Я с чистым сердцем, преисполненный непритворной верой в единственно верное учение нашего святого и непогрешимого папы, отрекаюсь от своих заблуждений, коварно внушёнными мне нашими недругами из-за Альп...
     Когда после отречения Галилей выходил из церкви, кардинал-инквизитор игриво подмигнул ему:
     - Молодец! Хорошо отрёкся, будто каждый день этим занимаешься. Теперь у нас с отчетностью полный ажур, и ты избежал неприятностей. А Земля пусть себе вертится, дружище!..