Размышления о важных вопросах бытия

Ирене Крекер
 Июль 2004 года
    
« Надо просить у Бога Его разумения, чтобы мыслить не о том, что видят ваши глаза, а о том, что видят Его. Чтобы Его мысли стали вашими, и тогда вам будет доступно правильное понимание ценностей на земле. Тогда вы сможете прожить эту жизнь достойно».

 Эти строки, прочитанные случайно в интернете,  явились для меня каким-то откровением, заставили  читать и перечитывать их, не оставляли в покое, давали ход развития мыслям...
 
«Что же для меня является  важным и  главным  в жизни? - размышляла я в свободные минуты, оставаясь на время наедине со своим внутренним «Я» . -
Вовремя помочь человеку встать на ноги, своему ли, чужому, принести  пользу, вселить надежду, дать веру, обогреть любовью, защитить от нападок, уберечь от беды. Этим я занималась и занимаюсь всю мою сознательную жизнь.

Двадцать лет работы в советской школе: учителем, методистом, директором ... Это ли ни деятельность, в которой я сознательно или бессознательно помогала людям различного возраста в самосовершенствовании, решении жизненных вопросов. Значит, получается, что я выполняю мою миссию в течение многих лет, не осознавая этого разумом. Подсознание вело меня по этому пути, расчитывая на то, что когда-нибудь придёт ко мне  осознание того, что жизнь мною прожита не напрасно.  Шаг за шагом моё внутреннее «Я» выполняет свою миссию, предопределённую природой с момента моего зарождения в утробе матери...
 
Меня неожиданно обожгло мыслью: Я всё время, всю мою сознательную жизнь пыталась найти своё предназначение, а сама давно его выполняю по велению высших сил. Так, может, в том, что я начала этот откровенный разговор с собой, пусть даже на бумаге, и есть  выход на следующий виток развития моего самосознания, реализации моего предназначения.
 
Подсознание подсказало мне эту мысль... верю ему , иду за ним,  полагаюсь на него, и веду тебя, мой читатель, за собой в мир познания себя, познания истины через погружение в себя...


Февраль 2006 года


Что же является для меня самым  ценным в жизни?
Вопрос очень трудный, на него нельзя ответить сразу, но он требует немедленного ответа. Иначе это будет не искренний ответ, а что- то надуманное, вычурное...
Что для меня самое ценное в жизни? Свобода в большом смысле этого слова. Я хочу быть свободной в моих действиях, мыслях и чувствах, честной и открытой в общении с людьми, с друзьями и близкими.

Большую ценность в моей жизни  играют и взаимоотношения между людьми. Чувство праздника, которое рождается в душе при общении с интересными людьми. Возникновение какого-то внутреннего беспокойства, беспокойства в покое от разговора с ними. Это чувство, по-моему, необходимо человеку, чтобы он не погрузился в материальные ценности, не погряз в бытовых хлопотах.
 
Праздник человек несёт сам в себе, приносит с собой к друзьям и близким, сам создаёт вокруг себя своими положительными эмоциями атмосферу любви и взаимопонимания. Для меня важно, чтобы окружающие меня люди понимали это, чтобы состояние праздника при общении со мной помогало им в создании праздничной духовной атмосферы вокруг себя.
Это стремление к самовыражению - созвучно нашему времени.

В настоящее время я пытаюсь своими положительными представлениями перекрывать негативную энергетику, которая даже в очень близких мне людях является основополагающей. Я только не пойму, почему я раньше этого не замечала и не видела, не пыталась каким-либо образом бороться, чтобы перекрыть этот клапан отрицательных эмоций, с целью сохранить свой положительный потенциал и свободу духа.
 
Наверное, это предрегатива старости: анализировать, осмысливать, менять, выносить приговор, но не рубить с плеча, а, разобравшись в понятом, попытаться спасти ситуацию, меняя, разрушая, в конце концов, уничтожая сложившиеся стереотипы. Помочь себе и другим выйти из осознанного без потерь, но обновившимся изнутри и стремящимся изменить вокруг себя годами сложившуюся обстановку – эта задача по плечу зрелому человеку, имеющему багаж жизненного опыта за плечами, по плечу нам с тобой, дорогой читатель.

Мою мыслительную деятельность определяет в последние два десятилетия, с момента рождения сына, Материнская любовь.  На основе личного жизненного опыта я знаю, что ценнее детей для матери ничего нет. Это очень серьёзная и больная тема, но, если быть до конца правдивой,  она перекрывает для меня,  как матери, в настоящее время все ценности. Это могут понять только женщины - матери, поэтому не заостряю сейчас внимание на этих чувствах, так как мы пытаемся разобраться в общечеловеческих ценностях.
 
После того, как я написала эти строки, почувствовала внутренний протест. Сознание не захотело принять этой мысли в целом. Оно встало на сторону мужчин и спросило: А отцовская любовь?  ... отцовство в целом? Значит правильнее говорить о чувстве любви к детям в общем и в частности к своим детям...
Когда я пишу, я пытаюсь слышать внутренний голос, корригирующий меня, не дающий уплыть в мир общепринятых рассуждений и понятий... Я следую за внутренним голосом, иначе не было бы смысла начинать Мои откровения, и это тоже имеет для меня большую ценность.
 
Всё, чего я пытаюсь добиться в жизни – это внутреннего творческого удовлетворения. В тот момент, когда меня перестаёт интересовать задуманное, перестаёт устраивать результат, я прощаюсь со своими начинаниями. Может быть, поэтому, прожив  большой отрезок времени, я  ещё ничем себя не проявила.... Но жизнь продолжается. Я ей очень благодарна за это.
 
Думаю, что с годами важным для меня становится и признание, нет ни заслуг, а признание и уважение со стороны близких и знакомых людей, понимание, что я не зря прожила эти годы, в чьих-то душах оставила след или оставлю ещё.
К этой мысли я пришла совсем недавно, когда получила через интернет послание бывшей ученицы. Я сохранила его и привожу дословно:

 « А.И. дорогая, здравствуйте! Как же я Вам рада! Только ради одного этого стоило пойти на сайт «Одноклассники». О себе: Я закончила филфак в 1986 году (не без вашего огромного влияния), о чём нисколько не жалею и до сих пор считаю это образование лучшим и единственно возможным для себя. Более того – моя 21- летняя дочь читает много и с удовольствием и уже влияет на мой выбор в современной литературе. Это не громкие слова, а действительно – Ваша огромная заслуга. Такая сильная, что передаётся даже через поколения... Как вы? Мне так не хватало Вас тогда, сразу после школы. Пожалуй, это была моя самая большая потеря в школе. Мне дейтвительно интересно всё, что связано с Вами. Вы оказали на мою жизнь, пожалуй, самое огромное влияние.
Мы Вас просто фанатично абсолютно все любили. Я не помню больше в своей жизни такого авторитета. Я вообще мало склонна к поклонению... но вы вне этого... Мне так хочется с Вами разговаривать. Я много и часто путешествую, вот возьму и приеду к вам...»

А вот ещё одно послание от ученика той же школы, но другого выпуска:
«А.И. огромнейший привет от  ученика. От нашей школы у меня остались прекрасные и волнующие воспоминания, чувства от общения с той прекрасной Дамой, моей наставницей на путь истинный, которая в меня втиснула любовь к литературе! Храни Вас Господь и будьте счастливы на многие лета.»

«... Любимые учителя никогда не забываются... Я тоже далеко от системы народного образования не ушла: закончив университет, попыталась сначала устроиться в школу, а потом случайно попала в городское управление образования. С 2000 года работаю в областном департаменте общего образования. Очень хотелось бы Вас увидеть, наверное, Вы всё такая же привлекательная, эффектная».

Когда я перечитываю эти строки, мне не верится, что они обращены ко мне и написаны обо мне. Годы и события разделяют нас... , но память жива. В конечном итоге ценно то, что остаётся в воспоминаниях у тебя, о тебе...»

***
«Что значит для меня быть счастливой?

Счастье... О нём так много сказано в литературных и музыкальных произведениях, казалось бы, что можно сказать нового... А я и частично не могу ответить на вопросы: Счастлива ли я ? Что такое счастье?  Какого оно? Миг счастья?

Сегодня я прочитала притчу, смысл которой в словах: «У самых счастливых людей нет ничего лучшего, но они извлекают лучшее из того , что у них есть. Счастье в том , чтобы хотеть то , что в тебе есть, а не в том , чтобы хотеть то , что ты хочешь.»

А вот и сама притча: «Выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы. Предложив своим гостям кофе, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками - фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными и простыми, и дорогими, и изысканными. Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал: «Если вы заметили, все дорогие чашки разобраны. Никто не выбрал чашки простые и дешевые. Желание иметь для себя только лучшее и есть источник ваших проблем. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Иногда она просто дороже, а иногда даже скрывает то, что мы пьем. То, что вы действительно хотели, было - кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки. А затем разглядывали, кому какая чашка досталась. А теперь подумайте: жизнь - это кофе, а работа, деньги, положение, общество - это чашки. Это всего лишь инструменты для хранения Жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей Жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе. Наслаждайтесь своим кофе!!!!!!!!!»

У самых счастливых людей нет всего лучшего. Но они извлекают все лучшее из того, что есть. Счастье в том, чтобы хотеть то, что у тебя есть. А не в том, чтобы иметь то, что хочешь. Жизнь коротка - нарушай правила - Прощай быстро - Целуй медленно - Люби искренно - Смейся неудержимо. И никогда не сожалей о том, что заставило тебя улыбнуться.»

Недавно я прочитала письмо 79-летней женщины, опубликованном в русскоязычном журнале «Контакт - Шанс». Вот строки из него: «Уважаемая редакция! Хочется с вами поделиться. Нам с мужем по 79 лет, в таком возрасте вряд ли кто стихи пишет. А мне всё хочется писать – поэмы, стихотворения, Юморески. Может, потому что у меня очень хороший муж? Мы с ним живём вместе пятьдесят шесть лет, пятерых детей вырастили. И жизнь такой хорошей кажется, что жить бы ещё и жить."

Да,  счастье, когда ты не один, когда есть о чём вспомнить, есть ради кого и чего жить, когда можешь радоваться всему, что Бог даёт нам, каждому дуновению ветерка, каждому лучику солнца.
Нельзя жалеть, что жизнь проходит, нельзя грустить, а надо жить, пока живётся, и пока сердце бьётся надо благодарить Всевышнего за судьбу.

Я благодарю Всевышнего и свою судьбу за мою жизнь: со взлётами и падениями, с сомнениями и тревогами, страхами и искушениями. Я благодарю и принимаю судьбу такой, какая она есть, и не откажусь никогда от того, что мне довелось  в жизни   пережить и испытать.

Октябрь 2008 года

Готовых ответов и готовых рецептов на  вопросы, поставленные  жизнью, нет. Каждый человек на них отвечает сам и в меру своих способностей, своего жизненного опыта, в определённое время, когда его мозг как компьютер способен выдать только для него одного правильный ответ и направить человека дальше в житейские страсти. В этом и заключается жизненный процесс: достигать и ставить перед собой новые вопросы, новые задачи, потом искать на них новые ответы и новые решения...

Недавно мне попалась на глаза книга, название которой предвещало многое. Автор пытался открыть для себя и человечества искусство стать счастливым. Он пытался показать, как сам человек может решать проблемы, поставленные перед ним жизнью.
Название книги отвечало моим прежним романтическим взглядам на жизнь, поискам истины в мире добра и зла. Позже, когда я вникла в её содержание, я подумала: «Если бы я прочитала эту книгу лет десять назад, может быть она перевернула бы мою жизнь...»
В тот день я отложила книгу в сторону, не хотела бередить душу ненужными и никчемными разочарованиями. Я оставила книгу на работе на столе в комнате отдыха для моих коллег. В течение нескольких недель она пролежала на видном месте, при мне ни один из сотрудников даже ради любопытства не взял её в руки, не открыл, не перевернул ни одной страницы.

Ещё через несколько дней я не выдержала, положила книгу в свой рабочий рюкзак с мыслью: в свободное время в ожидании, например, поезда, которым я ежедневно приезжаю на работу и возвращаюсь домой, прочитать её на скорую руку. Так и читала урывками, отрывками, возвращаясь к одним и тем же строкам по нескольку раз, поражаясь, что нашёлся же ещё один человек на белом свете, который мыслил моими категориями,  думал моими мыслями.

Если честно, то у меня появилось непреодолимое желание найти этого человека и рассказать о родстве наших душ. Чего я, конечно же, не сделала из опасения оказаться глупой романтической особой преклонного возраста.
 
Мысли книги преследовали меня во сне и наяву. В какой-то момент я села за письменный стол и начала выписывать из неё строки, казавшиеся мне в определённой степени импульсом к составлению программы дальнейшей жизни или, вернее, дававшие толчок к пересмотру  жизненной философии, жизненной позиции.

С этого дня я попыталась путь к счастью запрограммировать, определив несколько ступеней, которыми нужно будет подняться  над собой для его достижения. Три понятия при этом определила я для себя как базис, фундамент для дальнейшего создания программы пути к счастью: жизненные представления, жизненное поведение и жизненные действия.
 
Понятие счастья я для себя определила так.  Счастье - это  гармония души. Если человек доволен,  если душа его поёт , если ему хорошо – значит он счастлив. Тогда счастливы и люди, которые его окружают, которым тоже хорошо уже оттого, что лучи счастья и радости, идущие от тебя, его обогревают. Наверное, это та цепочка счастья, о которой говорил мне пятилетний сын, насмотревшись телевизионных передач, находясь один в течение многих часов у экрана телевизора, пока мама с папой зарабатывали деньги на существование. Малыш уже тогда мыслил вселенскими категориями.

Итак, возвращаясь к трём понятиям, необходимым  для построения программы счастья, я прежде всего выделила жизненные представления. Я понимаю под этим мировоззрение человека, сложившееся к определённому моменту жизненного пути на основе жизненного опыта. Самого себя в этом плане трудно проанализировать, вернее, невозможно. Но ты имеешь тем самым базис для дальнейшего сознательного воплощения твоих представлений о счастье в жизнь.

Второе понятие – жизненное поведение. Это то, чем и как ты живёшь... Что ты делаешь, о чём думаешь, мечтаешь. Какие люди тебя окружают, как ты с ними общаешься, чем занимаешься, как разговариваешь, какое влияние на них сознательно или бессознательно оказываешь.

Жизненные действия... Как живёшь... Как и что делаешь в свободное время. Какие цели по жизни ставишь. И ставишь ли... Как достигаешь...и достигаешь ли...
Мой дорогой читатель, ты видишь, как неуверенно пытаюсь я тебе разъяснить это третье понятие. Даже тогда, почти пять лет назад, когда я прочитала книгу незнакомого мне автора, я не заострила внимание на этом третьем  понятии для достижения счастья.
 

Ноябрь 2009 года

 Сейчас я понимаю, почему я дальше постановки целей и нытья по поводу их невыполнения, никогда не шла и никуда не дошла. Я всю жизнь надеялась на кого-то: на свою счастливую звезду, на Отца Всевышнего, на мужа, который всегда подставлял плечо в нужный момент, сейчас на детей, которые переросли меня на голову в вопросах компьютерной грамоты.... Сама же я кроме духовного одиночества и неудовлетворения ничего больше не определила в своей душе и ничему роста не дала, ожидая от всех членов семьи успеха в достижении поставленных  мною целей. Я поняла именно сейчас во время написания этих строк, что, сама того не замечая, предъявляю высокие требованя к людям, меня окружающим, сама же свои обязанности перед собой и окружающими  неправильно понимаю...

Я поставила перед собой несколько вопросов, ответы на которые меня ошеломили:
Вопрос:
Что я начала в жизни и довела до конца?
• я успешно закончила десятилетнюю школу
• я закончила педагогический институт
• я проработала учителем русского языка и литературы двадцать лет
• переехав в Германию, выучилась на нянечку по обслуживанию людей в доме престарелых
• воспитала трёх детей


Вопрос:
Что я начинала в жизни и не довела до конца:
• закончила курсы стенографии -  без применения на практике
• закончила курсы вождения автомобиля – без применения на практике
• прошла дважды курсы по обучению компьютеру – нахожусь на нулевом уровне в его овладении
• повторила курсы вождения автомобиля – безрезультатно
• закончила курсы на руководителя отделения – после второго отказа в повышеннии по службе, убрала диплом в дальний ящик шкафа...

На каком основании я могу требовать от своих детей достижения ими целей, которые я перед ними, для них ставлю? Почему я требую от других того, чего я в жизни не достигла сама, и никто при этом мне не выставил это как претензию? Отца, который гордился мною, уже давно нет на белом свете, а мама меня просто любит, какая я есть, не предъявляя ко мне повышенных требований. Муж, может, ещё и верит в меня, но когда сам в себя не веришь, как можно этого требовать и ожидать от других???

Отсюда тогда возникает справедливый вопрос: Почему я так зациклилась на достижениях сына, на его времяпровождении в девятнадцать лет, заставляя его, может быть, делать непосильное для него? Почему я сама остановилась в развитии, и вся моя жизнь сконцентрировалась на сыне. Моя преувеличенная забота о нём, доводит его до нервозности, иступления, неуверенности в своих силах.
 
Чувство вины перед родителями за то, что он не такой, как они хотят, разрастается в нём до неимоверных размеров. Я не могу сказать сейчас, что он доволен жизнью, вернее сказать, он не доволен ею. Тогда получается, что он несчастлив, и я его своим укоряющим взглядом, даже не высказываемыми требованиями, делаю таким... О том ли мечтают все матери мира, о том ли мечтала и мечтаю я...

Человек создан для жизни, как птица для полёта, а мы сознательно подрезаем этой птице крылья своими представлениями о счастье, не давая парить в небе с улыбкой счастья на лице и в душе.
 
Вот до чего я договорилась и додумалась только на основе понятия – действовать в жизни. Нужно самому действовать, не сваливая свои недостатки на плечи других, в частности детей.  Нужно самому научиться строить свою жизнь дальше, когда дети уже вылетели из гнезда и не нуждаются в родительской помощи, а только в поддержке. Нужно уметь различать эти два понятия, а этому нужно учиться у наших детей. А мы эту опору, поддержку ещё и выбиваем из-под их ног своими упрёками, домыслами, запретами, вмешательством в их личную жизнь.
 
Я думаю, дорогой читатель, ты во многом, о чём я написала, увидел сейчас и себя. Если я тебе на основе моего жизненного опыта помогла хоть на каплю расширить круг твоего мировоззрения, я буду счастлива.  Каждый отвечает в своей жизни сам за свои поступки и действия. Каждый ответит за себя и перед Богом сам. Об этом нам, взрослым, нужно всегда помнить.