Чем литература отличается от обычного текста. Эссе

Жанна Кусмеш
      Литературные произведения авторов и  похожие на них по форме психотерапевтические авторские тексты существенно отличаются друг от друга по художественной и психологической ценности.

      В литературных произведениях писатель стремиться удовлетворить, прежде всего, потребности читателя (в красоте, эстетике, познании, знании и др.), а в психотерапевтических текстах автор в основном удовлетворяет свои собственные потребности (в значимости, самопринятии, высвобождении эмоционального напряжения, повышении самооценки и др.).
    
      Обычный автор (не-писатель) не слишком заботиться о том, как другой человек воспринимает его произведение,  что он при этом чувствует и нужны ли ему такие эмоции.

       Задача не-писателя - излить душу, высказать наболевшее, освободиться от своих негативных переживаний (обиды, вины, печали, разочарования и др.).

       При этом,  какое психологическое воздействие этот негатив окажет на читателя, ему вряд ли важно. Чувствуется, что такой автор зачастую даже не задумывается о последствии своих слов, а использует речь как ему нужно.
          
      Как правило, в психотерапевтических авторских текстах сюжет строиться по схеме противопоставления «я – они». Идеальный субъект – главный герой, с которым идентифицируется автор, находится в окружении неидеальных других, которые постоянно досаждают главному герою, обижают его и создают эмоциональный стресс.
         
     Обычный автор на примере конкретной ситуации детально описывает своё негативное мировосприятие, конфликтное противостояние себя и окружающих, пренебрегает читательскими потребностями через использование жаргонных и грубых выражений, отсутствие эстетической красоты и полезности текста.

      Такие произведения фактически являются публичными жалобами в форме мести обиженного ребенка на  то, что мир несовершенен, а другие люди не делают того, автор от них ожидает. Детская обида автора выражается через претензии к окружающим как заместительным родительским фигурам.      

      В психотерапевтических произведениях, оформленных под повесть, рассказ или роман, читатель становится непосредственным свидетелем противоречивого внутреннего мира и психологической драмы его автора, которые проецирует в него свои внутренние и внешние конфликты.  В таких текстах обнажается личностная зависимость автора, субъективное ощущение одиночества, недостаток автономности.

      Мои эмоции и внимание как читателя в психотерапевтическом авторском произведении безвозмездно используются его автором для своего социального самоподтверждения,  слива негативной информации, безрадостных размышлений разочарованного человека.

       От нелитературных текстов остается чувство неудовлетворенности от отсутствия взаимного обмена (моё внимание использовано, но ничего не получено взамен).

       При чтении такой работы чувствуешь себя лишним, поскольку автор разговаривает по сути с самим собой, и мое читательское присутствие для него – просто фон, элемент публичности.

       На неосознаваемом уровне через публичное размещение текста автор стремится к проработке этих переживаний в присутствии других людей (групповой психотерапии). По существу такие работы являются озвученными переносами из детского бессознательного чувств к родителям на других людей.
         
       В обычных авторских текстах не достаёт художественной ценности, нет позитивной энергетики, они не дарят надежду на лучшее, не предлагают выхода из описанного проблемного поля.

       В отличие от обычных текстов, от художественной литературы я как читатель всегда получаю что-то для своего развития, возникает чувство  удовлетворенности тем, что время потрачено с пользой.

       После соприкосновения с настоящей прозой становишься чуточку иным – более осмысленным, более зрелым, более содержательным.
               
       Писатель как художник слова воодушевляет читателя своей позитивной энергетикой, поддерживает к себе интерес через интригу сюжетной линии,  завораживает чувственностью героев, и одновременно удовлетворяет  эстетические и интеллектуальные ожидания читателя.

       Когда читаешь подлинно литературное произведение, возникает ощущение, что меня как читателя автор уважает, поскольку для него важно как его творческий продукт воспринимается. Он пишет на века, а не на потребу дня.

       Настоящий писатель приглашает читателя к продуктивному диалогу, к формированию обратной связи, а не навязывает свою картину мира как единственно верную. Он уважает моё право быть другим, и думать и чувствовать по-другому.

       Писатель предлагает читателю установить творческий союз «отца» и «ребенка», заставляет читателя задуматься над своей жизнью, создает повод для собственного творческого импульса читателя.

       При помощи художественного мастерства творческий автор сопровождает меня в моём познании мира и раскрытия новых граней бытия.

       Художник слова фактически является природным психологом – он работает над тем, чтобы помочь мне как равноправному партнеру по диалогу с ним через литературные образы и героев произведения научиться у него лучше понимать себя и окружающих.

       От талантливого прозаика как мудрого наставника  ждёшь деликатной подсказки, какого-то ценного совета, он фактически несет ответственность за то психологическое воздействие, какое оказывает на читателя, а именно, за сопричастность в духовном росте личности читателя.
      
       Читатель как субъект потребления литературного продукта хочет удовлетворить свои потребности в обмен на время, которые он потратил: потребности в красоте, интеллектуальном удовольствии, проявлении сексуальности, познавательные потребности (узнать: как?) в плане развития своей личности, достижения своих жизненных целей и мечты.
      
       Писатель - это духовно зрелый человек, который через метафору помогает другим людям жить, верить и развиваться.
 
       Эмоциональные послания писателя передаются читателю через сопереживание литературным героям, с которыми сознательно или неосознанно идентифицируется читатель, находящийся под впечатлением от персонажей и их отношений.
       
       Благодаря литературному творчеству читающий проникается тем, во что он может верить и ради чего жить. Читателю важно почувствовать, что выход из проблемы есть. Не случайно художественная литература считается источником "разумного, доброго, вечного".

        Задача писателя – дать человеку надежду человека на то, что благодаря этому произведению он ощутит некую возможность для себя изменить в лучшую сторону свою жизнь и судьбу.

        То есть, это может быть даже смерть персонажа, но такая, что читатель задумается о ценности своей жизни; или это может быть бытовая скука, но описанная так, что человек задумается, а нужна ему такая жизнь?

        То есть, писатель способен заронить читателю зерно надежды, которое будет прорастать в его сознании как стремление к своей мечте.

        В настоящем литературном произведении есть вера в человека и его внутренний потенциал.  Что-то светлое должно быть сквозь факты негатива, как фон намечаемых новых возможностей.

        В жизни встречается разное: непродуктивное общение, скрытый суицид, скука, тоска, печаль, бессмыслица и что-то иное в том же стиле, но есть и вера, надежда, смысл, красота, радость, любовь и счастье, и писатель нам намекает своим произведением, как к этому позитиву прийти.

       На примере рассказа или повести - вот человеку плохо, подсказать как вести себя, чтобы стало хорошо. Это может быть и психологическое знание, которое можно вплетать в сюжетную линию.

         Не случайно, постоянным спросом на рынке пользуется литература прикладного характера, особенно в сфере житейской психологии - интеллектуальное чтение с практической пользой для себя, чтобы было интересно и практично для жизни.

             

       Август 2011 года