Черногория - Веселый супчик

Анатолий Косенко
История эта случилась со мной в Черногории.

Живя и работая в ней, я снимал домик в Будве, которая напоминала мне Ялту. Похожи были и горы над ними. Только над Будвой они были выше. Похожие окружали их и городки, поселки.

В Черногорию, как и в Крым, в летнюю пору съезжаются в гости к местным жителям родственники, друзья, знакомые. Это не раз напоминало мне, выросшему в Крыму, фразу, услышанную в детстве от вздоривших меж собою крымчанок: «Что б к тебе эти летом все родственники приехали!». Есть, увы, в ней правда. Но для  черногорца принять гостя - было и остается чем-то важным, торжественным. Как и для меня, впрочем.

Вот и в 2008 году летом ко мне вдруг неожиданно нагрянул мой однокашник, известный московский адвокат, назову его Петром. Он позвонил в один из летних вечеров и сообщил, что с женой уже в Черногории, в санатории близ Герцег-Нови. Договорились, что они подъедут ко мне следующим вечером. 



Утром я созвонился со своей знакомой Драганой. Она хорошо знала русский язык и часто помогала мне в разных делах. 

- Драгана, привет! Како сте? (Как жизнь?)

- Привет, Анатолий, - ответила та. – Добре… А како сте ти? (А как живешь ты?)

- И я – добре! Чего звоню… Вечером жду гостей из Москвы. Хочу приготовить для них что-нибудь черногорское. Посоветуй, а?

Драгана выдержала паузу.

- Приготовь ягнечу чорбу са млеком…

- Суп из ягнятины в молоке? Я его никогда не готовил. Как это?

- Приеду, и сделаем с тобой. А на второе знаешь что?

- Что? – обрадовался я, поняв, что помощь прибудет как раз та, что и нужна была в этом  случае.

- Пьяного шарана, - ответила она. 

Шаран – по-нашему сазан, карп – в находившемся поблизости Скадарском озере был отменным, до полуметра в длину.   

- Как это «пьяного шарана? – удивился я.

Драгана засмеялась.

- Это не значит, что мы его поить будем перед готовкой. Просто потушим в красном вине.

- Тогда ладно, - ответил смехом на смех я. – А то «зеленые» замордуют! Итак, кто куда мчится, кто что делает, во сколько у меня собираемся?

- Анатолий, я все куплю и привезу сама. Давай, за два часа до их появления соберемся!

- Хорошо! Деньги я тебе верну. Жду!

Надо сказать, что Драгана была вообще первым человеком, которого когда-то встретил в Черногории. Вылетая туда, я обратился к обучавшей меня сербскому языку милой девушке - секретарю Посольства Черногории в России Юлии Раскатовой и попросил ее посоветовать  кого-нибудь в этой стране как переводчика. Полистав записную книжку, она назвала телефон Драганы. Мы созвонились, и та встретила меня по прилету. Оказалась - как и все на Балканах - достаточно милой, черноволосой. Среднего возраста. У нее было двое детей: сын лет пятнадцати и дочь лет десяти. Вот и все, что я знал о ней. Впрочем, нет! Я знал, что когда бы и что бы мне не понадобилось вдруг, могу позвонить этой женщине и она поможет во всем... Если ты знаешь черногорца и если у вас хорошие отношения, он поможет тебе в любом деле и днем, и ночью! Ты как бы становишься членом его семьи...      



Она приехала, как и договаривались, за два часа до приезда гостей и принялась вываливать на кухонный стол гору продуктов. 

- Это ягнятина. Полтора килограмма. Лопатка. Вымой, положи в кастрюлю и залей водой! Только немного воды бери, чтоб чуть лишь покрыла мясо. Начинай варить, а я пока с другим разберусь.      

Я вымыл мясо и, окинув взглядом большой кусок, повернулся к Драгане.

- Порубить?

- Поруби, - согласилась она.

Через несколько минут кастрюля с ягнятиной была на огне. 

Мы взяли сигареты и вышли на террасу. Та была огромной, на две трети крытой, чтобы защищать от дождя, а главное – от солнца. В ее центре стоял большой низкий стол, вокруг него – полдюжины плетеных кресел.

Мы сели и закурили. 

Дом стоял на взгорке, и с террасы был великолепный вид на раскинувшиеся под нами кварталы домов с красными черепичными крышами. За ними простилалась до горизонта  голубая гладь залива, в центре которого высился большой остров Святого Николы.

- А кто гости? – спросила Драгана.

- Однокашник мой, известный московский адвокат. Он на курс позже кончал университет.

Драгана вскинула брови.

- О, супер! – у нее завелись два слова-паразита, которые она постоянно вставляла в свою речь: одно - «супер», другое – «катастрофа». – Известный адвокат?! Супер!!!

Она благоволила к известным людям, кем бы они ни были. И я понимал ее. В тихой черногорской жизни, встречаясь с друзьями, подругами, бросить мимолетом, что она была в одной компании с известным иностранным адвокатом, певцом, спортсменом, дорогого стоило. Известность переходила и на нее, поднимала в глазах тех, кто слушал.

- Ты с ним работаешь? – спросила она.

Я улыбнулся.

- Просто встречаемся. То в Москве, то в Штатах, когда работал там я. А сюда он впервые приехал. С женой.

- А она кто? – радостно вскинулась Драгана.

Я пожал плечами.

- Знаю лишь, зовут Ольгой. Не видел ее ни разу.

Мы посидели, выкурили еще по сигарете и вернулись к плите.

Мясо кипело вовсю.

- Бери, Анатолий, молоко. Здесь литр. И выливай в мясо с водой. Пусть готовится дальше в молоке. И добавь лавровый лист, соль, перец. 

Я вылил молоко в кастрюлю, бросил туда специи и прибавил огня.

Драгана тем временем принялась чистить несколько больших морковок и картофелин. Закончив, пояснила.

- Мясо приготовится - вытащим. На его место положим морковь. Как есть – целиком. Когда та сварится – вытащим и ее. И положим в кастрюлю картошку. Тоже целую, не резанную. А когда и она сварится, вытащим ее и вернем в кастрюлю мясо – чуть поварим и выключим. Гости придут – мы положим на большие тарелки куски горячей ягнятины, а поверх нее – каждому – целую картофлину и целую морковь, посыплем зеленью. Будет супер! А чорбу эту, суп по-вашему, в которой варилось все, нальем в пиалы и подадим  как первое, тоже приправив зеленью. Они такого не видели!

Я засмеялся.

- Да, это будет катастрофой для них – увидеть такое!

- Супер! – поддакнула она и, повернувшись, оглядела кухню. – Куда дела шарана? Вот он… - достав пакет с рыбиной, она принялась ее мыть, чистить от чешуи.

- Как будем его готовить? – поинтересовался я.

- Нарежем на куски, обжарим в оливковом масле. Отдельно – в другой сковороде - пожарим 2 килограмма лука. Вот он. Чисть! Потом добавим в лук 3 ложки муки, ложечку красного перца, пару помидор, нарезанное зеленое яблоко, нарезанную айву, 250 грамм замоченного чернослива, воды, два стакана красного сухого вина, ложку сахара. Потушим, и когда оно будет готово – зальем им жаренного карпа. После чего оставим его на небольшом огне на полчаса. Будет «пьяный карп»! Они такого тоже не видели!



Через час оба блюда были готовы. Нарезав хлеб, домашний сыр, овощи и выставив на стол вино и фрукты, мы радостно оглядели все. Стол получился на славу!

Вскоре подъехали и гости.

Известный адвокат был в смешных шортах до колен и безразмерной футболке. Жена его оказалась миниатюрной симпатичной блондинкой лет пятидесяти в красивом платье из ситца. Поздоровавшись, мы прошли на террасу, где я познакомил их с Драганой. Та сияла, счастливая, что познакомилась, наконец, с еще одной знаменитостью.

Все расположились за столом.

Я взял бутылку черногорского красного вина «Вранец», откупорил ее и принялся разливать по фужерам, расспрашивая гостей, какими судьбами они оказались в Черногории.

- Ой, Анатолий, Пете нельзя вина, - вдруг остановила меня Ольга.

Я посмотрел на огромного улыбающегося Петра.

- Как это?!

Он засмеялся.

- Отпил, коллега, своё! Теперь только воду и чай, будь он неладен…

Ольга смущенно бросила на него взгляд.

- Петь! Люди подумают, ты вообще какой-то… Ведь и раньше не пил почти… - она повернулась ко мне. – Ему врачи запретили… Да он и не пил…

- Так и было, - подтвердил, вздохнув, Петр. – Мы с Анатолием столько «не пили»! Помнишь, Толь?! Жизнь моя – жестянка…

Я улыбнулся.

- Ладно, чего тебе тогда? Минеральной? Или и ее нельзя?

Он опять вздохнул.

- Минералку можно, - и подставил стакан.

Я налил в стакан воды.

На террасе появилась Драгана с кастрюлей и судками. Потом принесла большую накрытую крышкой сковороду с коньком трапезы - «пьяным шараном». Открыв кастрюлю, она принялась наливать половником молочного цвета суп в пиалы и расставлять их перед гостями.

Те с интересом наблюдали за ее манипуляциями.

Разлив суп, Драгана достала из кастрюли ягнятину и стала раскладывать ее по тарелкам.

- Ой, - остановила ее опять Ольга и, виновато пожав плечами, произнесла. – Ему и мясо нельзя… А я… - она улыбнулась. - Я вегетарианка – не ем мяса… И суп мы не будем, раз он на мясе…

Драгана как стояла с огромным ножом в руке, так и замерла.

- Как нельзя?! Да это ж ягнятина, - наивно попыталась она успокоить гостей. – Супер! Свежая! Мы едим все время – и ничего! Попробуйте!

Я прыснул от смеха, понимая уже, что стряслось!

- Драгана, не переживай! Весело супчик закончился наш! Это «катастрофа»!

Та повернулась и уставилась на меня.

- Как катастрофа?!

Я, смеясь, ответил.

- Сейчас продемонстрирую… - протянув руку, поднял над сковородой крышку: вокруг стола разнесся запах «пьяного шарана»…

Гости сглотнули слюну…

- Это рыба… Оля рыбу тоже не будет, если настоящая вегетарианка… Так, Оля?

Ольга испуганно кивнула.

- И Петр не будет, если ему вина нельзя! – продолжал смеяться я. – Потому что рыба в вине… Так, Петр?

Петр, радостно улыбаясь, отмахнулся.

- Действительно, закрой, Анатоль! Не дразни калек!

Я расхохотался, видя перепуганное лицо Драганы, поникшую Ольгу и улыбавшегося, но вздыхавшего Петра.

- А что такое «вегетарианка»? – нарушила вдруг паузу Драгана.

Петр, откинувшись в кресле, засмеялся.

- Это когда хотят, как моя жена, иметь такую фигуру и перестают есть!

Драгана выкатила в удивлении глаза.

- Как? Совсем?! – она, увы, не знала, что такое вегетарианство; благословенна страна, в которой люди даже в сумасшедший наш век остаются детьми природы.

- Нет, - ответил, забросив руки за голову и потянувшись, улыбавшийся Петр. – Они пьют цветочные чаи и едят яблоки!

- Только чаи?! И только яблоки?! – опешила Драгана, окинув взглядом Ольгу, затем вдруг восхищенно спросила. – И тогда будет такая фигура как у Вас?!



Спустя пять минут приготовленные нами яства были убраны со стола. А спустя еще десять минут мы пили цветочные чаи, которых у меня было в избытке, и ели яблоки, айву, мед, беседуя о Черногории, нашей с Петром юридической практике, и последних новинках моды. Мы с Петром – о своем. Драгана с Ольгой – о своем.   

А под нами, в городе, в его многочисленных ресторанчиках, народ безжалостно уничтожал жаренное на вертеле мясо «печенье», популярные черногорские колбаски из рубленого мяса «чевапчичи», отбивные с начинкой из специй «вешалицы», жареное ассорти из печени, колбасок, свиной котлеты и тефтелей с луком «мешано месо», жаренные на углях огромные котлеты «плескавицы»,  шашлыки из телятины и свинины ««ражньичи», тушеные помидоры и баклажаны с мясными прослойками «мусаку», фаршированную мясом и рисом тыкву «пуньену тиквицу»…

Мне казалось, я слышу запахи всех этих блюд, поднимавшиеся по склону до нашего дома.

Но я спокойно грыз яблоки, зная, что на кухне меня ждут после отъезда гостей «ягнеча чорба са млеком» и великолепный «пьяный шаран»…



                ОТКЛИКИ ДРУЗЕЙ


   Толя! Я - НЕ НА ДИЕТЕ!
   Что за чудо тыквы эти!
   С рисом, мясом - просто писк!
   Так... Ещё мне три сосиски...
   Отбивную... Две тефтельки...
   Не вмещаются в тарелке?
   Положите на поднос!
   Право, Толя, в чём вопрос?!
   Где Ваш вкусненький шаран?
   Ах, не важно, трезв иль пьян!
   Обещали мне шарана!
   Я проголодалась...
   Яна.

         Яна Ивасько
         http://www.stihi.ru/avtor/paris7


   Толя, нагнал аппетит... Аж в желудке засосало! Человеку так мало даётся земных
   радостей. Есть ли смысл лишать себя их? Я страюсь придерживаться принципа: если
   нельзя, но очень хочется, то немножко можно... Спасибо за рецепт, дам жене.

         Леонид Дьяченко
         http://www.stihi.ru/avtor/yandex4


   Толя, какой облом.))))) Но нет худа без добра.)))) Тебе же больше досталось. Трудов
   ваших только жаль. Так хотели шикарно встретить гостей.)))Отличный рассказ

         Лена Север
         http://www.stihi.ru/avtor/severylena


   Просто ВЕЛИКОЛЕПНО, Толя! А ты - настоящий СПЕЦ, раз все названия запомнил и так
   аппетитно их перемешал:)

         Светлана Груздева
         http://www.stihi.ru/avtor/gruzdeva