Систематизация видов художественного вырезания

Наташа Лазарева
Н. Лазарева. "Систематизация видов художественного вырезания".



Не вошедшая в книгу "СИЛУЭТ. Уроки мастрства" глава стала темой доклада "Разработка методов искусствоведческого анализа и систематизации видов художественного вырезания" для программы научного семинара "Художественный замысел и его воплощение средствами вырезания", планируемого в Музейном объединении "Музей Москвы" во второй половине сентября 2008г.
(Приводится в сокращённом варианте).


В разных странах искусство вырезания называется примерно одинаково, в переводах - как "бумажная картинка", "бумажный цветок", "вырезка из бумаги", "вырезка ножницами" и т. д.

В России прижилось название "силуэт" благодаря французу Ф. Сидо, сделавшему этот вид искусства модным.

Само слово "силуэт" чаще воспринимается как "портрет", потому что, благодаря нехитрым приспособлениям, любой человек, способный держать в руках карандаш или ножницы, может изготовить профильный портрет.

Так как серьёзных исследований на эту тему до сих пор в нашей стране не проводилось, нет ни чётких названий в определении действий во время вырезания, ни названий готовых силуэтных работ во всём их разнообразии.

Например, Е. Перова в статье "Тайна бумажного кружева" (Журнал "Юный художник", №11, 2003) предлагает так разделить силуэтное вырезание: "Искусство вырезания из бумаги в России оставалось в рамках "домашнего рукоделия" и лучше всего сохранилось в альбомах XIX века, реже в виде отдельных, окантованных под стекло произведений, служивших настенным украшением. По большей части это силуэты, весьма популярные и в России, и в Европе начиная с XVIII века. Эти профильные портреты и целые сцены, вырезанные из чёрной бумаги, можно было бы назвать "чёрной резьбой" в отличие от "белой резьбы" - прорези.
Хотя приёмы вырезания силуэта и прорези одинаковы, в результате возникают совершенно разные художественные образы. Силуэт всегда чёток, отточен и - благодаря своему чёрному цвету - просто лучше виден. Изображение, вырезанное из белой бумаги - нежное, кружевное, как бы тающее в воздухе".

Не хочется спорить с автором, но почти все известные силуэтисты экспериментировали с цветом. И даже у Фёдора Толстого среди чёрных и белых вырезанных композиций встречаются силуэты других цветов.

Если учитывать опыт китайских школ вырезания из бумаги, то там, помимо традиционных красного и белого цветов, широко распространено раскрашивание уже вырезанных силуэтов. Приняв предложение Е. Перовой, придётся давать названия и силуэтам другого цвета: "золотая резьба", "красная резьба", "синяя резьба", "пёстрая резьба", "раскрашенная резьба" и так далее, до бесконечности.

При этом надо разобраться, что имеет в виду автор "Тайны бумажного кружева, когда говорит "резьба" и "прорезь": "Эти профильные портреты и целые сцены, вырезанные из чёрной бумаги", можно было бы назвать "чёрной резьбой" в отличие от "белой резьбы" - прорези. Хотя приёмы вырезания силуэта и прорези одинаковы..." Получается, что термины "силуэт", "резьба" и "прорезь" приравнены друг к другу.

Обратимся к "Толковому словрю русского языка" (Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО "ИТИ ТЕХНОЛОГИИ", 2003):

"Прорезь - 1. Сквозное прорезанное отверстие. 2. Вид сквозной резьбы.

Резьба - 1. Резать. 2. Рисунок, вырезанный на твёрдом материале. Узорчатая резьба. Ларец с резьбой. 3. Спиральная винтовая нарезка.

Силуэт - 1. Одноцветное плоскостное изображение предмета на фоне другого цвета. Силуэт лица в профиль. 2. Очертания чего-нибудь, виднеющиеся в темноте, тумане. Силуэт горного хребта. 3. Линии, контур одежды. Модный силуэт одежды".

В моей книге "СИЛУЭТ. Уроки мастерства" и на моих занятиях используются такие выражения как "вырезанный силуэт" - по отношению к работе, вырезанной из листа бумаги, и "внутренний силуэт" - по отношению к работе, вырезанной внутри листа. С техникой выполнения таких силуэтов можно познакомиться в главе "Самостоятельная работа" и на практике почувствовать разницу. Техника изготовления внутреннего силуэта идентична технике изготовления трафаретов.

В текстах разных авторов встречаются такие название работы с классическим силуэтом как "вырезание" и "вырезывание".

«Вырезывание принесёт вам большую пользу. Оно разовьёт ваш глазомер, даст понятие о симметрии рисунка, навык ритмичной работы, приучит к усидчивости, трудолюбию. Вырезывание развивает и художественный вкус. При вырезывании из цветной бумаги, в процессе самой работы, вы изучаете художественное сочетание цветов и красок» -
читаем в книге А. Герасимчук и Н. Ханевской "Учись вырезывать" (Издательство ЦК ВЛКСМ "МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ", 1956).

Дабы не смущать читателя, снова обратимся к "Толковому словарю":
"Вырезать - 1. Что. Разрезая, вынуть, удалить, а также сделать что-нибудь резанием. Вырезать опухоль. Вырезать лист из тетради. Вырезать фигурку из бумаги. 2. Что. Сделать, начертить чем-нибудь режущим, острым. Вырезать свои инициалы на доске. 3. Кого-что. Резнёй истребить. Вырезать целое племя. II несов. Вырезать и вырезывать; вырез (к 1 знач.) и вырезка (к 1 и 2 знач.)"

Как видно, разницы в нашем случае - никакой. Другое дело, что слово "вырезание" более короткое и удобочитаемое, так как звучит привычнее для современного человека.

С "графическим силуэтом" всё ясно. Графический силуэт рисуется карандашом или тушью, потом полностью заполняется внутри контура одним (чаще чёрным) цветом.

Откуда же взялось название "классический силуэт"?

В первой главе (книга Н. Лазаревой "СИЛУЭТ. Уроки мастерства") приводились слова Э. Голлербаха: "В творчестве Гельмерсена живы традиции классического силуэта, его вырезанные из бумаги сцены нередко очень стильны и полны экспрессии" (Голлербах Э. Силуэты Г. И. Нарбута - Л.: Отпечатано в школе-типографии им. Товарища Алексеева, 1926). Учитывая происхождение слова "силуэт" от реальной исторической личности, увлекавшейся вырезанием из бумаги, название "классический силуэт" применительно к вырезанным картинкам кажется мне абсолютно правомерным.

Кто-то может решить, что силуэт - это та же аппликация. Давайте разберёмся.

"Аппликация (от латинского слова applicatio - прикладывание) - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон.

Понятие "аппликация" включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединённых сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста прикрепляются к фону различными клеями; ткани, кожа, мех, войлок обычно пришиваются; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу без клея.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, украшений праздничных и других костюмов, оформлении стенгазет, стендов, выставок, помещений детского сада), но и создании картин, панно, орнаментов и т. д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обощённая трактовка образа, однородность цветового пятна, (локальность) больших цветовых пятен". (Гусакова М. А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. №2002 "Дошк. воспитание" и №2010 "Воспитание в дошк. учрежедниях". - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1987).

Ключевые фразы приведённого текста:

"Аппликация - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон" и "Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения".

То есть, для аппликации характерно наличие изображения, которое заполняется выбранными для работы материалами: бумагой, тканью, войлоком, соломкой и т. п.

Силуэт же вырезается из одного листа и накладывается на другой. Всё. Цвет и фактура силуэта и фона могут быть дочтаточно разнообразными, - главным остаётся цельновырезанная картина, наложенная на однородный фон. Причём, фоном в отдельных случаях (чаще в работах с внутренним силуэтом) может послужить и отрез ткани, и кусок обоев.

Как уже оговаривалось, "классика жанра" - это чёрные силуэты на белом фоне или белые - на чёрном (европейский вариант), либо сочетание красного и белого цветов (Китай, Япония). Но во всех странах и у каждого отдельного мастера всегда найдётся достаточно работ, удивляющих зрителей цветовыми контрастами.

Теперь, когда всё встало на свои места, никто и никогда не спутает силуэт с аппликацией и не станет сваливать в одну кучу классические силуэты и графические.

Так же необходимо разобраться и с тем, как следует называть художников-силуэтистов. В разное время были такие варианты названий как "силуэтчик" и "силуэтка" - соответственно, для художников мужчин и женщин.

Мне кажется более правильным общее название - "силуэтист", не смотря на то, что оно мужского рода. "Силуэтка" и "силуэтистка" несколько неблагозвучны, как были бы неблагозвучны такие названия профессий в женском роде: "протезистка", "стилистка", и др. Однако, это остаётся на вкус художников, и если женщине захочтеся называть себя "силуэткой" - это её выбор.

Названия вырезаемых работ, приводимые в учебных пособиях, также не систематизированы до сих пор. Это не удивительно - подобные пособия за третий век истории развития силуэтного искусства в России издавались всего лишь несколько раз.

Звучание в русской транскрипции названий силуэтных работ таково:
"Вытынанка, вытинанка, выцинанка" - Украина, Белоруссия;
"Вычинанка" - Польша;
"Рейзеле" - Израиль;
"Шереншнит" - Германия;
"Тен-чжи" - Китай;
"Пейперкат" - США.

Необходимо разобраться, стоит ли называть силуэтной работой коллаж из разных силуэтных фигурок или их частей.

Настоящая силуэтная картина не должна разваливаться на составные части, если лист с вырезанным сюжетом поднять за уголок. И если в каком-либо коллаже и присутствуют силуэты разных предметов, то название такой работы должно звучать иначе, нежели "классический силуэт".

Экспериментирование с цветом и формой присуще всем художникам, но каждая вещь должна иметь своё чёткое название, чтобы не возникало трудностей как при слушании лекций, так и при чтении книг.





О художниках-силуэтистах и тысячелетних традициях вырезания из бумаги - в сборнике Искусство силуэта: http://www.proza.ru/avtor/lazasim&book=4#4




На фото: Силуэт, вырезанный на Сицилии. 2010г. Море.