имя - это судьба

Анна Боднарук
                ИМЯ – ЭТО СУДЬБА

     Моя бабушка, Марьяна, по материнской линии, была известной в округе гадалкой. По жизни – она обычный человек. С серпом или с тяпкой работала на огороде, доила козу,  ворчала на деда, да и мне с братом доставалось. Поднималась раньше всех и ложилась отдыхать позже всех. Этакая - пружинка, заставляющая всех домочадцев весь день что-то делать. Но, когда в наш дом приходили люди со своей бедой, (с радостью тоже приходили, но редко), бабушка преображалась. В её облике появлялась некая загадочность, умиротворение, я бы даже сказала: покорность Высшим силам. Все домочадцы, подобно безмолвным теням, нишкли по углам, а бабушка раскладывала карты, шепотом приговаривая: Что есть, что будет, чего не ожидаешь, в доме, на мыслях, что Бог даст! К каждому её слову прислушивались, следили за руками со скрюченными пальцами, которыми она, то и дело, заталкивала под платок седую прядь волос. Люди рассказывали ей, что она им нагадала в прошлый раз, и как её слова отразились на их жизни. Спрашивали, чего им теперь ждать? Бабушка теребила кончик носа, слегка покачивалась, словно на её коленях лежал засыпающий ребёнок и, вздохнув, давая понять, что не её это вина, а так карта легла, начинала говорить.
          Для меня было странным то обстоятельство, что моя всезнающая бабушка, с большим вниманием слушала малопонятный говор цыганки, однажды зашедшей в наш двор. Кто знает, может она, таким образом, искала подтверждение своим словам, а может свою судьбу и судьбу своих близких ей увидеть не удавалось.
          Из всех гаданий мне запомнилось одно, и лишь потому, что оно касалось лично меня.  Это был вторник, базарный день в соседнем селе. Перед школой меня туда повела бабушка, чтобы купить обновку. Для меня, одиннадцатилетней девочки, большой базар – это целый ураган впечатлений. Много незнакомых людей, товары, разложенные на брезенте. Люди что-то покупают, а у меня скромное желание – хотя бы насмотреться на такую красоту…
          Вдруг, бабушка цепко схватила меня за руку и буквально потащила, как упирающуюся козочку, в проулок. Рядом с нею шла цыганка, лет тридцати с небольшим. За плечами у неё странного вида дорожный мешок, а под грудью маленький мешочек в котором спал грудной ребёнок.
          Мы остановились у колодца. Сели на траву. О чём говорили бабушка и цыганка, меня мало интересовало. Меня редко выпускали гулять. Даже соседняя улица – чужая сторона. А тут другое село. Всё для меня новое.
          Бабушка, не церемонясь, дёрнула меня за рукав и велела показать руки этой цыганке. Я взглянула в глаза цыганки, и страх сковал всё моё тело. Обычно цыганки смуглые, неопрятные. А эта – видная, белотелая. Волосы кудрявые, густые, длинные, верёвкой скрученные.  На голове, короной, с золочёным узором, из тёмного дерева гребень. Глаза – чёрная жуть, в них даже зрачков не видать. Я дрожала, как от озноба. Какая-то адская сила скрывалась по ту сторону глаз этой женщины и смотрела на мир её глазами.  Я протянула ей свои, дрожащие руки. Глаза от страха заволокло слезой, но я боялась даже моргнуть…
          И сейчас, спустя почти пять десятков лет, для меня странным было то, что цыганка, не столько рассматривала линии на моих ладонях, её интересовали синеющие венки на тыльной стороне ладоней. Именно в них она видела мою судьбу. Из того, что она говорила на ломаном украинском языке, я разобрала только то, что моего будущего мужа будут звать – Николай. Она даже показала букву «Н» сложенную из моих венок. Ещё цыганка что-то сказала моей бабушке на ушко, относительно меня, от чего у моей бабушки расширились глаза и плотно поджались губы. Сколько я потом ни спрашивала бабушку, эту тайну она рассказала только моей маме, но мне открыть её они так и не решились. Мне ничего не оставалось, как только самой всматриваться в выпирающие венки. Я, то чётко видела букву «Н», то начинала в ней сомневаться.  «Н» переходило в «В». И тогда, я думала про себя, что это моя фамилия на руке проступает начальной буквой. (Моя девичья фамилия – Вередин, что в переводе с украинского – привередливый.) Однако теперь, сопоставляя многие факты моей биографии, напрашивается вывод: я легко схожусь с людьми, у которых имя или фамилия начинается на букву «В». Да, мужа моего звали – Николай. Но это замужество счастья мне не принесло…
          И ещё заметила тот факт, что я терпеть не могу имя: Лида и Нина. Но, как испытание моей выносливости, именно женщины с этими именами входят в число моих близких знакомых. Хорошие люди, как дорогая икра, которую я, даже под страхом смерти, есть не буду. Бр-р-р!
          Вот, казалось бы, что в имени запрятано?
          Если вдуматься – это код судьбы! Вряд ли родители дают имя ребёнку… Сама ДУША ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ несёт своё имя…

                14.07.11 г.