Сказка про злую и добрую вдову

Светлана Петровна Осипова
                «Сказка
                про коромысло, утюг и салазки,
                да про всякую всячину:
                лапти, шушун, кудель и замок висячий»

       Было это в селе Рыбацком. Село это давно славилось своими чудо-жителями. Мужики-рыбаки ловили рыбу на реке Неве.   Бабы рыбу чистили, какую солили, сушили, да в город к царскому двору отправляли. Кое-что из улова на базар в город везли. Мужики еще на охоту ходили — дичи всякой водилось в местных лесах  - видимо невидимо! Брали ружье и пороховницу. Сначала в дуло засыпали порох, затем – вставляли пулю или дробь. Бабы ягоду в лесах собирали в  лукошки. Чтобы быстрее собирать ягоду, использовали грабилки – совок с зубьями из дерева. Еще в селе Рыбацком огороды и сады были.  Садовую и лесную ягоду в коробах берестяных в город везли на базар, но самую крупную ко двору императрицы-матушки поставляли, прямо на царскую кухню во дворец. Так-то вот!
И была в селе Рыбацком вдова одна. Говорили, колдовать она умела при помощи коромысла, прялки, веретена и кудели. Куда там! Любую вещь могла к себе на колдовскую службу поставить.  Стирали и гладили раньше при помощи рубеля и валька. Хочет вдова-рыбачка, кого-нибудь наказать, возьмет у него рубашку стирать. Положит на валёк, да рубелем начнет по ней бить-приговаривать: «Вот тебе по ребрышкам, вот тебе по рученькам, вот тебе по головушке!».  А тот сидит дома, да охает: «Ой, ребрышки болят, ой, рученьки болят! Ой, головушка болит!». А если какая соседка ей насолит, да разозлит, возьмется хлеб печь для нее: в мерную кружку совком муку сыпет, приговаривает: «Мера муки - мера лиха!». Потом тесто месит в большом горшке-опарнике, приговаривая: «Месись-месись тесто, пусть ей в доме не будет места».  Ставит хлеб печь в русскую печку со словами: «Жарко в печи, холодно в избе у соседки». Вот какая колдунья была эта рыбачка-вдова! Никто не мог с ней совладать! Но была в селе Рыбацком и добрая женщина, тоже вдова. Стали к ней жители ходить за советом, про свое житье-бытье рассказывать, да на злую колдунью жаловаться. Всем старалась помочь добрая женщина. Вот решила она от колдовского дела отвадить злючку. Близился православный праздник — Пасха. Взяла добрая волшебница  пасочницу - деревянную форму для приготовления творожной пасхи и  стала делать пирамидку из творога – пасху, приговаривая: «Приди Пасха с куличами, уйди зло с кулаками, приди, Боженька, в наш дом, прогони зло да лихо, пусть в селе нашем станет все ладно да тихо». Берет деревянную ложку, кашу мешает, и шепчет: «Ложка, ложечка, добрая помощница, кашу мешай, ложь прогоняй». И одежда у доброй женщины была не простая. Сначала надевала она длинную рубаху, затем юбку-понёву. Обязательно повязывала пояс, который служил защитой — оберегом, как говорили тогда, от злых сил. Вся одежда была вышита узором. Узор по старинным поверьям оберегал от неприятностей, от злого колдовства. Ведь   слово «узор» похоже на слово «зоркость». Зорко смотрю, значит, оберегаю себя от врагов. В старину женщины сами пряли, шили, вышивали себе одежду. К этой работе приучали девочек с пяти лет.
Да... так вот, одела добрая колдунья шушун, лапти, взяла коромысло, два ведра и пошла к колодцу. Принесла домой воды. Зачерпнула воду большим деревянным ковшом.  Стала лить воду  в большое корыто и приговаривать: «Водица чистая, отмой злое колдовство, очисти навет, пусть с водой уйдет всякая нечистая сила, а придет добро». А на том ковше голова лошадиная была вырезана. Тут вдруг голова лошадиная заговорила: «Добрая женщина, посмотри в окно, не злая ли соседка к тебе в гости пожаловала?». И правда, злючка как будто почувствовала неладное, сама пришла-прикатила! Что ж, делать нечего, надо по-соседски принять её! «Здравствуй, соседушка!- Притворным ласковым голоском говорит злая женщина — Что делаешь? Не помочь ли тебе чем?». А добрая ей отвечает: «Заходи, коль с добром пришла! Вот и самовар поспел, сейчас чаевничать будем, а потом сядем прясть, вот и поможешь мне». А сама думает: «Вот и отучу я тебя от злых дел!». Напились соседки чаю, начали шерсть  расчёсывать большим  гребнем. Злая чешет — приговаривает: «Расчешу шерсть — запутаю дорожку, женихи из города едут, да заблудятся, а девки не дождутся парней и зачахнут». Добрая чешет шерсть  - приговаривает: «Расчешу шерсть — распутаю дорогу, пусть добрые люди к нам в село приезжают, к девушкам молодые парни сватаются, а девушки расцветают да радуются!». Так до ночи и шептали две колдуньи  - злая и добрая, одна зло нашептывала добрым людям, а другая отгоняла это зло от соседей. Стемнело. Стали лучинки в светец вставлять, в избе светло стало. Привязали кудель к прялкам. Сели пряжу прясть. Обе ловко веретено крутят, нитку прядут. Опять каждая свое шепчет. Только у злой нитка запуталась, и она своим злом поперхнулась, и дар речи потеряла. Сидит, глаза таращит, а сказать ничего не может! Потому что пряжа была непростая, как сказала злюка недоброе слово, так и онемела. Добрая пожалела её и говорит: «На тебе ключ, иди к амбару, там замок висит на двери, откроешь, снимешь замок, станешь опять говорить, но если хоть одно злое слово на кого вымолвишь — навек замолчишь!». Больше в селе Рыбацком никто не колдует! И по сей день там люди только добрыми делами славятся!

Этой сказке конец, тому, кто слушал — леденец, а мне расписные салазки, поеду другим детям рассказывать сказки!