8. Беседа. Галилея

Вячеслав Киктенко
                Глава восьмая
                Галилея
           (Иудейская пустыня. Бедуины. Кумран. Мертвое море.)

     Вначале предупредим читателя и сделаем небольшое отступление.
Галилея слишком велика и насыщена памятниками для того, чтобы все их досконально осмотреть. Для этого потребуется не одна, не две недели. Мы не располагаем таким временем и средствами, как было оговорено в начале книги, она рассчитана на предельно сжатые сроки. Наши паломники люди, как правило, с ограниченными возможностями, и пройдем мы лишь те места, которые нельзя не пройти христианину. Для читателей же, обладающих большим временем и средствами, в конце книги мы даем приложение с описанием всех (или почти всех) достопримечательностей страны. Дадим адреса, телефоны наиболее известного здесь русскоязычного экскурсбюро Марины Фельдман и описание маршрутов, предлагаемых ею. Вы сможете предварительно заказать все нужные вам маршруты по бесплатному телефону. В этом бюро наиболее подготовленные экскурсоводы (бывшие наши соотечественники), опытные водители автобусов, что немаловажно и в чем вы убедитесь не раз, спускаясь и поднимаясь по гористым трассам. Наш же с вами путь не будет жестко привязан, мы лишь постараемся двигаться в интересующем нас направлении с остановками на следующих объектах: Иудейская пусты-
ня. Монастырь Святого Георгия. Бедуинские палатки. Иерихон. Кумранские пещеры у Мертвого моря. Назарет. Кана Галилейская. Генисаретское море. Гора Блаженств. Иордан. Гора Фавор.
     Взглянув на карту Израиля и конкретно Галилеи, вы поймете, что охватить одним махом все это невозможно, да и неудобно в смысле рейсовых направлений. Поэтому
направимся по Галилее, "выхватывая" интересующие нас объекты по ходу беседы, стараясь при этом придерживаться наиболее разумной раскладки дорог и маршрутов.
     Итак, выезжая из Иерусалима, спускаемся и движемся по направлению к Назарету. Сейчас откроется изумительный вид иудейской пустыни. Она начинается с гористой местности, и неширокое асфальтовое шоссе петляет меж ущелий и пропастей. Иногда высота холмов и крутизна пропастей такова, что гид на этом месте советует слабонервным отвернуться от окна во избежание головокружений. Но вид, надо сказать, потрясающий: что-то непонятно завораживающее есть в этих голых, на первый взгляд, каменистых восхолмиях желтовато-оранжевого цвета. Они кажутся колючими, "небритыми" и абсолютно пустынными. Но, приглядевшись, различаешь вдруг то там, то тут черные людские фигурки на склонах холмов, а рядом с ними серые, слегка шевелящиеся точки. Это извечные кочевники-бедуины пасут спои овечьи стада на "голых" склонах, как пас-
ли их многие тысячи лет назад. Но чем питаются овцы, что они сосредоточенно выискивают среди песков и камней? Автобус останавливается у палатки бедуина, разбитой для туристов недалеко от трассы, вы сходите на землю, передохнуть к знаменитой "Харчевне Доброго самаритянина". И вот, вглядевшись в каменистую почву пустыни, понимаете — прокорм для овец тут имеется и, судя по обилию стад, немалый. Едва приметные зеленовато-серые пучки жесткой на вид травки повсюду выбиваются
из-под камней и песчаника. Чем больше вглядываешься, тем более начинаешь
различать эту упрямую низкорослую травку, тысячелетиями зеленеющую в пустыне. Точнее сказать — сереющую, именно потому её практически не видно из окна автобуса, она мимикрирует под цвет местной почвы, но овцы, судя по всему, неплохо ее различают.   
     Палатки бедуинов сшиты из овечьих кож, добротны и долговечны, но очень дороги. Хорошая, просторная палатка стоит до десяти тысяч долларов, зато и служит порой поколениям. Возле одной из палаток нам встретилась девушка-бедуинка в белой шелковой накидке. Она читала, сидя, какую-то английскую книгу и... присматривала за овцами, пасущимися невдалеке. Наш гид разговорился с ней и выяснилось, что
девушка не так давно окончила Сорбонну, получила диплом, но, следуя древней традиции своего племени, вернулась сюда — пасти овец, выпрядать шерсть, готовить обед для семьи. В общем, проделывать все то, что традиция тысячелетий уготовила для нее. И судьба ее вовсе не исключительна. Дело в том, что, несмотря на видимую скудость быта бедуинов, они тем не менее одни из самых зажиточных людей страны. Скотоводство приносит здесь огромные деньги, которые и тратятся отчасти на то, чтобы дети (в  основном девушки) посмотрели мир, обучились в самых престижных колледжах (авось, пригодится) и вернулись к своим очагам. А что же мужчины? А мужчин здесь не так уж часто увидишь, они, как правило, большую часть времени проводят в городах,
занимаясь бизнесом, сбытом мяса и кожи, заключая торговые сделки. Вся основная тяжесть по ведению хозяйства ложится на плечи стариков и женщин, нередко вот таких высокообразованных особ, что встретилась нам по пути.
     А путь наш лежит дальше через иудейскую пустыню. Автобус все кружит, петляя меж холмов, все головокружительнее становятся пропасти и ущелья, а опытный, бывалый водитель, изредка подшучивая над слабонервными, как бы ненароком норовит про-
вести тяжелую машину поближе к самым рисковым откосам. Женская часть автобуса сдавленно охает, шофер довольно посмеивается в зеркало обратного вида, а гид успокаивает: "Не волнуйтесь, он ездит по этой трассе каждый день уже не первый год и ни одной мало-мальской аварии не допустил, иначе бы его просто уволили из фирмы. Лучше обратите внимание налево по ходу трассы, сейчас мы остановимся вон на той, самой высокой точке горы, где водружен каменный крест, подойдем к нему, и вам откроется..."
     Да, это действительно стоило треволнений — с вершины горы открывается ошеломляющая картина: в глубочайшем пустынном ущелье, почти на самом его дне, проступают перед вами голубые маковки куполов, увенчанные золотыми крестами. Это греческий православный монастырь Святого Георгия, он высечен в скале, рядом с пещерой Ильи-пророка. А вокруг него обильно зеленеют деревья, кустарники. Но как
они зазеленели тут, в пустыне?.. И вот начинаешь различать глуховатый, ровный гул, доносящийся словно из-под земли — это подземный родник, бьющий из скалы, перекатывает свои воды с камня на камень по узкому глубокому руслу, рассекающему два высоких холма пустыни. Ощущение непередаваемое! Лепящийся к скале, точно ласточкино гнездо, монастырь довольно велик, но живет в нем лишь около двадцати
монахов. Это один из престижнейших православных монастырей, сюда попасть невероятно трудно. Говорят, лишь один из русских монахов удостоился такой чести — на три года затвориться в пещере. Да, здесь монахи не видят света, они, каждый по отдельности, спускаются сюда для затворничества и молитвы на годы, спускаются в глубокую подземную келью и не выходят из нее до окончания срока. Пять-шесть
монахов "обслуживают" затворников — готовят для них пищу и опускают ее на длинных веревках в отвесное подземелье. Затворник молча принимает сосуд с едой, подает другой сосуд с отходами, и он все так же, по веревке, поднимается наверх. Вот и все общение с миром. И добиться чести такого затворничества мечтают многие и многие монахи всего
православного мира. Но лишь единицам даруется это право. Отбор идет очень жесткий, лишь при полной уверенности, что монах духовно подготовлен к аскезе и способен выдержать здесь, в одиночестве и безмолвии годы, высочайшая комиссия может благословить его на этот подвиг. Чтобы поближе ознакомиться с монастырем, вам понадобится двухдневная, а не однодневная экскурсия по комплексу Мертвого моря. Вот
тогда вы сможете спуститься по ступеням в скале и посетить это небывалое место, а не просто оглядеть его с вершины. Ну а мы пока продолжим наш вольный маршрут.   
     Примерно через 20 км пути от Иерусалима, от постепенно спускающегося вниз шоссе, ведущего к Мертвому морю, есть дорога, которая ответвляется по направлению к Иерихону, древнейшему городу мира. Собственно, старый Иерихон не более чем развалины, но они отчетливо видны с дороги, ибо возвышаются надо всем новым горо-
дом. Иерихон — самый древний из известных нам городов мира, здесь сохранились остатки знаменитых по Библии стен (вспомните Иерихонскую Трубу, от звуков которой рушились стены Града). Останкам этих стен примерно 7 тысяч лет. Также здесь вы увидите развалины дворца периода Омейядов (династия арабских халифов,  приблизительно 724—744 гг. н. э.). В помещениях, пригодных для осмотра, интерес представляют неплохо сохранившиеся древние фрески.
     В 14 километрах от Иерихона открывается Мертвое море, но прежде чем побывать на нем, отдалимся от маршрута на 20 км в сторону и осмотрим руины Кумрана. В этих каменных пастушьих пещерах, зияющих черными дырами в скалистых горах, были найдены кувшины со знаменитыми свитками Мертвого моря. Они теперь хранятся в музее
Израиля в Иерусалиме. Рукописи переведены на разные языки мира, выпущено уже много томов, научно подготовленных и откомментированных учеными. И все равно не смолкают сенсационные слухи вокруг этой "находки века". То, мол, Ватикан запретил публиковать какие-то из этих свитков из-за расхождения официальной датировки многих библейских событий с указанными в рукописях, что ударяет по авторитету Церкви. То возникает публикация какого-либо историка-текстолога, втайне работавшего над этими свитками и поклявшегося не разглашать "страшную тайну", но все же не утерпевшего и разгласившего. А там, якобы, скрывались неведомые доселе откровения и пророчества о Конце Света... много чего говорят. Но нам важно другое — вот в этих пещерах жила древняя секта ессеев, бежавшая из Иерусалима и поселившаяся здесь примерно в 150 г. до н. э. Их постройки считаются древнейшими общинными поселениями. Нам важно понять, почему именно они, беднейшие, аскетичнейшие ессеи ближе и быстрее остальных воспри-
няли Учение Христа, почему так настороженно отнеслась к Нему аристократическая прослойка саддукеев, почему в штыки приняли Его образованнейшие фарисеи, а вот загнанные миром в пещеры, беднейшие из бедных ессеи, рыбари — приняли Его сразу и навсегда. Наверное, дело в том, что ессеи еще до прихода Христа в мир почувствовали и
осознали пагубность прелестей и роскоши мира. И не то чтобы их не подпускали близко к этим самым "прелестям", скорее наоборот — они сами, по душевному своему устроению были чужды соблазнам мира, а потому и бежали от него сюда, в дикие пещеры
у Мертвого моря. Формула "не хлебом единым" была знакома им, пусть не в классической форме, но по сути своей. И недаром оставили они столько письменных документов, свидетельствующих о напряженной и кропотливой духовной работе. А когда пришел в мир Господь-Слово, они первые приняли Его. Да, Слово стало плотью, и хлебом, и жизнью — это было так близко и так понятно им, отрешившимся от избытка, от излишеств плотской жизни, ибо они понимали — одного плотского недостаточно для полноты бытия, неодухотворенная прорва не в силах утолить вечного голода,
вечных чаяний человека. И Богочеловек, воплощенное Слово — это было именно то, к чему смутно, но неотступно стремились они задолго до Явления Его в мир. И пришел Он, и накормил собою всех страждущих, и утолил чаяния их.
     Походите по этим древним руинам, потрогайте эти камни — отсюда, от безжизненных ныне скал, пещер пошло и распространилось по всей земле Учение Спасителя, Его Слово, ставшее истинной пищей для всех страждущих и неутоленных скудной земною долей.
     Мертвое море... сколько легенд мы слышали о нем! Его называют еще "соленое море", "море Лота". Оно расположено на 395 метров ниже мирового уровня моря. Это самая глубокая естественная впадина на планете. Длина его 76 км, ширина 16 км — в самом широком месте. Собственно, уже как бы два озера есть на сегодня, ибо они разделены высохшим и выступившим над водой перешейком. Максимальная глубина 356 м.
Море замкнутое, стока не имеет, и при постоянно высокой температуре возникает настолько обильное испарение, что видно, как пар слоями, клубами поднимается от поверхности воды. При солнечном восходе здесь можно наблюдать феерическую картину — лучи, отражаясь в каплях испарений, преломляют поднимающиеся вверх клубления самым фантастическим образом...
     А море действительно "мертвое". Сравните: в Средиземном море содержание солей составляет 2,7 процента, а здесь — 27,5, и потому существование жизни практически невозможно. Вода в море не столько соленая, сколько горькая — горько-соленая. При купании следует закрывать глаза, уши, нос, ибо горечью сильно разъедает слизистую
оболочку. А сразу после купания необходимо ополоснуться под душем. (Здесь нелишне сказать: любой православный священник вас предупредит – купаться христианину в Мертвом море не полезно. Поэтому процедура омовения в этой воде – личный выбор каждого). Хотя вода считается целебной (как и знаменитые грязи Мертвого моря),
курс лечения желательно проводить под наблюдением врача. Недаром говорят, что в Мертвом море не утонешь. Действительно, сверхсоленая вода выталкивает тебя, как пробку, и ты лишь качаешься на ее поверхности, беспомощно переваливаясь с боку на бок. Плавать почти невозможно в такой густоте. Проще говоря, это напоминает не столько воду в ее традиционном виде, а что-то вроде глицеринового раствора, который не стекает живыми струйками из пригоршни, как это положено воде, а нехотя "сползает", словно липнет к рукам. По преданию, на этих берегах стояли знаменитые своим развратом и безбожием библейские города Содом и Гоморра. Бог, разгневавшись на содомитов, обрушил их со всем скопищем похотей, мерзостей, соблазнов на дно моря. Спасся
только благочестивый Лот со своим семейством. А жена Лота, нарушив запрет Бога, оглянулась на гибнущий родной город и превратилась в соляной столб...
      Куда подевалась Гоморра, не ведомо и поныне, а вот Содом (по-еврейски Сдом) — вполне реальный промышленный город, он и поныне стоит на берегу Мертвого моря. Главная его достопримечательность — соляные пещеры, которые начинаются в глубинах земли и выходят на поверхность трубообразным туннелем. Над входом здесь высится соляная колонна, ее называют "Жена Лота". Здесь, из солей и грязей Мертвого моря производят одну из лучших в мире косметик, некоторые "красиво" объясняют это тем, что все прелести, греховные соблазны сладострастных содомитов, собранные воедино,
спрессованные в здешние соли и грязи, помогают создать небывалый эффект для современных модниц и прелестниц.
     Мне доводилось читать в "ученом издании" некое "научное объяснение" хождения Христа по воде. На полном серьезе ученый автор доказывал, что концентрация соли в Мертвом море такова, что поверхностное натяжение воды способно, при специальной тренировке, удержать на себе идущего человека. Ну, при этом допускалось, естественно, что у человека могут быть экстрасенсорные способности, а Христос, мол, несомненно
обладал выдающимися паранормальными данными, вот и пошел по воде, яко посуху...    Нет смысла спорить с этими "доводами", опровергать математические расчеты сил гравитации и поверхностного натяжения, помноженные на средний вес человека и т. д. Скажем только одно — плохо ученый читал Священное Писание. Ибо там нигде не упоминается хождения или даже плавания на лодке (оно, кстати, почти невозможно из-за
чрезвычайной густоты солевого раствора) по Мертвому морю. Иисус ходил по воде, но в совершенно иной области Галилеи, а именно по Генисаретскому, или Тивериадскому морю, где состав воды совершенно нормален. Третье название этого моря — Галилейское.   
     В данном направлении мы и направимся с вами, но вначале посетим Назарет.