Королева Серебряного Века

Дмитрий Игошин
Серебрякова Зинаида Евгеньевна /1884 - 1967/
"За туалетом" - автопортрет, 1910
Холст, масло
Государственная Третьяковская Галерея

   Господи, как же я была привлекательна! Сколько изящной женской непосредственности,
сколько солнечного обаяния и грации... Приятны воспоминания о молодости на склоне
долго прожитой жизни. Красивая работа, правда? Это мой первый автопортрет. С него
и началась слава никому неизвестной художницы. 1910 год. Петербург. В редакции
журнала "Аполлон" открылась небольшая выставка маститых художников "Мира искусства".
Мою картину с двумя другими работами сразу же приобрела Третьяковка. Это был
невиданный по тем временам успех.

   Родилась в знаменитой семье четырёх поколений художников Бенуа и Лансере
и никогда не училась профессии художника. Рисовала много и с любовью, как рисуют
дети. Отец, скульптор Евгений Лансере, рано умер и меня воспитывал дядя Шура,
Александр Николаевич Бенуа, в нашем имении "Нескучное" Курской губернии.
Дети - семья - живопись. Остальное меня мало волновало. Но настали мрачные и
кровавые года начала ХХ века. В Гражданскую войну имение спалили, умер от тифа муж
и мне пришлось с детьми навсегда уехать в Париж без копейки денег. Приходилось
день и ночь стоять у мольберта, чтобы как-то выжить. И выжила, благодаря
многочисленным картинам с обнаженными молодыми красавицами.

   Право, затрудняюсь сказать сколько, но за долгие года творчества написала
множество своих автопортретов. Эта коллекция - редчайшая в мировой живописи.
Пожалуй, только Винсент Ван Гог мог потягаться со мной в количестве своих
изображений. Других примеров не знаю...

   Должна искренне заметить,как художник, что писала и рисовала себя не из-за
мелкого тщеславного самолюбия или чтобы оставить потомкам своё изображение.
Пошлое занятие. Меня всегда интересовала тайна жизни и как я изменяюсь с годами.
Кроме того, когда не было заказов, чего греха таить, писала себя, чтобы
не забыть мастерство, где кисти лежат и как ими пользоваться...

   Почему я изображала на своих полотнах только прекрасных женщин и детей, но
крайне редко писала мужские портреты? Оставим эту тему. Лучше промолчу...

   Всегда рада встрече с вами, мои преданные поклонники!
Не забывайте, что я королева живописи Серебряного Века!

Из сборника "ГОВОРЯЩИЕ КАРТИНЫ".