Мои соседи

Наталья Важенкова
               
Года три назад, мы с мужем уезжали утром на дачу…
      
Он уже отнес вещи в машину и я вышла на улицу.

Летнее утро. Запах сирени. И женский, не просто смех, а звонкий хохот!
Тихий мужской голос, что-то произнес и опять женский хохот зазвенел и полился из открытого окна! Так могла смеяться только совершенно счастливая женщина! 
Я никогда не забуду то летнее утро и звенящий смех женщины, с которой была знакома все эти одиннадцать лет!
 
Я благодарю судьбу, что я оказалась знакома с этими дорогими для меня людьми!!!

Мы переехали в этот дом лет уже одиннадцать  назад… 
До переезда в него,  мы жили в соседнем доме. Я хотела уехать из этого района, но мои мужчины, сплотившись в монолитную стену, отстаивали именно этот вариант переезда, объясняя мне, что это очень близко с гаражом, без которого они не представляют своей жизни.

Знакомство с соседями началось с того, что мой муж начал менять дверной замок…
Из квартиры сорок три появился неопрятного вида мужчина среднего возраста и поинтересовался, чем это занимается мой супруг. Мой муж объяснил, что мы новые соседи, и он меняет замок. Мы были слегка шокированы таким проявлением «дружбы» потому, что и сам вопрос и тон, которым этот вопрос задавался, были более чем неприятны!
 
Я огорчилась… 
Мне было неприятно, что ближайшие соседи, так негативно отнеслись к нам. Я понимала, что вполне возможно, их пугал шум, который обычно сопровождает переезд и, как следствие, ремонт, но мы были более чем корректны, понимая, что в доме  много ветеранов…
Может быть кого-то не устраивали наши собаки, но собаки были отменно воспитаны и, ни одной лужи, не говоря о чем-либо еще, за все время не было сделано, ни одного «гав» сторону соседей не было произнесено ни одной собакой, даже шепотом!

Шло время…  Соседи присматривались к нам, мы присматривались к соседям.

А в квартире сорок четыре, что напротив, располагалась такая же трехкомнатная квартира, в которой жили очень интересные люди!
Они все время были вместе! Если они куда-то шли, то сначала появлялся ОН! В НЕМ, чувствовалась военная выправка! Он стоял и курил  у подъезда и ждал ЕЁ! Потом появлялась ОНА! О ней, несмотря на ее возраст, можно было рассказывать очень долго и только с восхищением!!! Это была очень красивая женщина! Легкие, седые волосы были уложены в какой-то небольшой пучок и прикрыты головным убором, легкая стройная фигурка, точеное, строгое лицо и очень красивые, строгие глаза! ОНА, что-то говорила ему, и они уходили. Мне они очень нравились! Вызывало невольное уважение их отношение друг к другу! Они излучали ту нежность, которую невозможно подделать – ее можно только чувствовать прожив вместе всю жизнь!

Мне очень повезло, что эти удивительно  красивые и благородные люди, оказали мне свое доверие, подружившись со мной!
Случилось это так…

Однажды, когда мы столкнулись на лестничной площадке, поздоровавшись, я поинтересовалась, не нужна ли им наша помощь… Я их не видела несколько дней и волновалась, что пожилые люди могут в чем-либо нуждаться! Но, соседка, сказала, что им ничего не нужно и что у них есть дети и внуки, которые им помогают. Я смутилась, подумав, что уж не принимают ли меня за охотницу за квартирой, которых развелось слишком много в мутное наше время…
Но тут я задала вопрос, который оказался золотым ключиком, открывшим  для меня сердце, моей дорогой соседки!    
«Простите, а может быть Вам что-то дать почитать?» - спросила я.

Круто повернувшись, она спросила: «У Вас есть книги?!  А что у Вас есть почитать?!»

Эту красивую женщину и звали красиво – Нелли Александровна!

Я удивилась вопросу!
Я была просто «помешана» на книгах! Раз в неделю, поехать в книжный и вернуться оттуда без книги, это был  - нонсенс! Все деньги, которые я просила себе в подарок ко всем праздникам, оставались в книжном магазине! Это было необыкновенное счастье – вернуться из книжного магазина со стопкой книг, сложить себе их на ночной столик около кровати и наслаждаться видом и запахом, предвкушать удовольствие от того, что я раскрою книгу и погружусь в этот мир, который примет меня и уведет за собой!

Нелли Александровна оказалась такой же сумасшедшей книголюбкой, книжной наркоманкой, как смеясь, называли нас наши мужья!

«А что Вы любите читать?» - спросила я.

«Я очень люблю историю! Люблю читать «ЖЗЛ»! Английские романы! А что любите читать Вы?» - поинтересовалась Нелли Александровна.
Я в тот момент читала очень интересную серию «У камина» она и состояла из романов английской литературы.
Розамунда  Пилчер – английская писательница оказалась тем мостиком, который соединил нас! Мы читали с Нелли Александровной взахлеб! Ну, а потом не могли не поделиться своими впечатлениями…
Мы, ушедшие во "внутреннюю эмиграцию", я поневоле, а Нелли Александровна в силу возраста и нежелания сталкиваться с той мерзостью, что творилась вокруг, просто нашли друг друга!

Я сейчас читаю ту книгу, которую мы никак не могли найти с Нелли Александровной…  Мне так жаль, что я сейчас читаю без нее то, что мы хотели так прочесть вместе…
Теперь я читаю и за нее, и за себя...

Один раз, Нелли Александровна мне рассказала, как она задержалась, уйдя за продуктами, потому что, конечно же, зашла в книжный магазин и забыла там обо всем…
Когда она, запыхавшись, поднималась с тележкой по лестнице, повернув в последний лестничный пролет, она увидела на верхней ступеньке стоящего Игоря Николаевича! Он был страшно рассержен и встретил ее, задав громовым голосом жуткий вопрос:
« Ну что? Нашлялась? Наркоманка!!!» 
И поняв, что именно он умудрился произнести, повернулся и быстро ретировался… Нелли Александровна стояла на лестнице как пораженная громом! Она зашла в квартиру и стала, молча раздеваться, а Игорь Николаевич, пряча глаза, суетился вокруг, «метя хвостом». Вечером она с изумлением рассказала мне, что он умудрился ей сказать… Ей было смешно, что он ревнует ее даже к книгам…
А он просто очень переволновался в ожидании ее!

Я никогда не забуду, как Игорь Николаевич открывал мне дверь и кричал в глубь квартиры: «Нелля! Наташа пришла!»

И я видела, как по коридору летит, надевая халатик, легкая как птичка, с распростертыми крылышками, Нелли Александровна! Видела, как озаряется улыбкой ее лицо!

«Наташа! Как хорошо, что Вы пришли!» - улыбаясь, говорила она.

«Ну, Вы тут, поговорите, говорушки… а я пойду - покурю!» - улыбался Игорь Николаевич.

Мы, с Нелли Александровной, могли говорить часами…   
Мне было очень приятно, что эта умнейшая женщина приняла меня в подруги.
Несмотря на большую разницу в возрасте, ее дочь Ольга, была моей ровесницей, я была тем человеком, которому можно было сказать то, что Нелли Александровна не могла бы сказать дочке и внучкам… Я была пусть и намного моложе, но мне было даровано право быть подругой! Эта мудрейшая женщина не была закостеневшей старухой, упертой в свои догмы! Нет!!! С ней можно было спорить и что самое удивительное! Она слышала меня!!! Меня! По сравнению с ней глупую, наивную и может быть даже самоуверенную девчонку!

А как она смеялась!!!
Она была жуткая хохотушка! Мы могли с ней хохотать до слез!!!

За все десять лет прожитых рядом с этими интелигентнейшими людьми, я помню только один раз ссору между Игорем Николаевичем и Нелли Александровной.
Игорь Николаевич всегда очень волновался за Нелли Александровну… и они как-то совершенно непонятно потерялись когда ходили за продуктами. Игорь Николаевич тогда очень переволновался и обиделся на жену…
Хотя там было чистой воды недоразумение!
Он перестал разговаривать с женой! Нелли Александровна не находила себе места от беспокойства. Она переживала, что он мучается этим молчанием также как и она и жалела его!
Сейчас мне приятно думать, что именно моя подсказка помогла им помириться! Я посоветовала Нелли Александровне написать мужу письмо! Постараться объяснить, что ее вины не было, что она так же как и он волновалась за него, что нельзя наказывать молчанием, что именно этих часов молчания потом,  в конце жизни может не хватить, чтобы что-то сказать, самое нужное, самое сокровенное! Что нет у них времени на молчание!
И Нелли Александровна написала мужу письмо!!! Игорь Николаевич прочел это письмо со слезами на глазах, и они помирились!
Я была безмерно рада!!!

Вся семья держалась на этой великой женщине!!!
Постоянное беспокойство о детях и внуках жило в этой женщине! Ведь она ни с кем и никогда не поругалась - ни со снохой, ни  с зятем! Но, надо признать, что и дети и тем более внуки и внучки были в этой семье даны этим двум необыкновенным людям просто как в награду! Я не знаю, чего стоило, воспитать такими замечательными людьми и детей и внуков, но факт остается фактом!
Я никогда не забуду Олечку, которая тащила огромные сумки со всем два раза в неделю как минимум! Два холодильника было забито полностью! И это постоянно! В дождь и снег, жару и холод! А ведь ей еще и домой надо было успеть… А это город Железнодорожный, до которого ехать и ехать! Это муж и дети, которые тоже требовали и внимания и трудов! А на следующий день… опять работа медсестры в поликлинике Управ Делами президента, где не посидеть, не расслабиться! Я бы так не смогла, честное слово!
Внучки… Я не знакома с лучшими девочками! Столько любви и нежности к своим стареньким, где-то может быть излишне требовательным, но таким бесконечно родным, бабушке  и дедушке, я не видела НИКОГДА!

Я помню, как Нелли Александровна бежала к телефону, когда звонил сын! Я помню все его операции, ранения, все, то время, когда он лежал в госпиталях! Мы тогда говорили и беспокоились только о том, как он там!

Мне очень жаль, что после того, как я вышла на работу, я постепенно все реже и реже появлялась у моих бесконечно любимых соседей!

Но! Когда бы я ни бежала на работу, я всегда знала, что Игорь Николаевич, сидя у окошка, провожает меня! Я всегда помнила об этом!

Последний раз я встретила их, когда бежала, опаздывая на  работу…
Это было в первых числах февраля. Они шли впереди меня. И вдруг Игорь Николаевич остановился и обернулся… 
Он стоял и, улыбаясь, ждал меня, потом  что-то сказал Нелли Александровне, и она оглянулась…  Я помню муку и боль, застывшую в ее глазах. Она уже тогда чувствовала себя очень плохо. Мы постояли буквально несколько минут, поговорив ни о чем…  Они беспокоились, как себя чувствует мой муж, потому что знали, что он лежит в больнице в кардиологии. Я их успокоила, как могла и побежала на работу!
Если бы сейчас можно было все вернуть назад, я бы никуда не пошла! Я бы осталась с ними! Но… прошлое не имеет сослагательного наклонения…

Больше я НИКОГДА не видела Нелли Александровну живой! Так и осталась она у меня в памяти, стоящей на зимней улице с болью и мукой в глазах! 
               
                НЕ ХОЧУ!
                НЕ ХОЧУ ПОМНИТЬ ЕЕ ТАКОЙ!

                Она для меня всегда останется, той легкой птичкой, с распахнутыми крылышками летящей мне навстречу!

Пока я «перебаливала» всем случившимся и оплакивала  потерю  Нелли Александровны, ушел из жизни Игорь Николаевич… Он просто не хотел жить без нее!

Вечером восемнадцатого мая к нам прибежала Ольга, дочь Игоря Николаевича и Нелли Александровны. Мы начали ее уговаривать пройти, посидеть, попить чай, но она только твердила:
« Наташа, Вы не могли бы зайти к нам… Идемте, пожалуйста… Я что-то не пойму, что там с Папой…»
Олечка - замечательная медсестра! 
Она все поняла, но я так понимаю, что просто не хотела поверить самой себе, что Папа уходит… Игорь Николаевич казалось, спал и только странно и тяжело дышал и как мне казалось, пытался что-то сказать… Мы звали его, Оля держала его за руки… Мы пытались мерить давление, но тонометр уже не мог зафиксировать его… Пока Оля вызывала «скорую помощь», Игорь Николаевич ушел…

Игорь Николаевич весь день себя чувствовал хорошо…  Ни на что не жаловался, хорошо поужинал и только когда лег спать, сильно закашлялся, а когда откашлялся, попросил дочь дать ему какое-нибудь лекарство, чтобы лучше заснуть…
Больше он не проснулся…
Ушел последний человек, для которого я была дочкой! Пусть неродной,  но дочкой!!! Теперь никогда! ни для кого! я не буду дочкой…

Все мы читали сказки про то, как любящие прожив  долго и счастливо, умерли в один день!

Игорь Николаевич не дал  Нелли Александровне уйти одной! Дело в том, что когда умерла ОНА, дети начали делать памятник и готовились захоронить её урну шестого июня, а получилось так, что в этот день хоронили урны сразу двоих!

На могиле стоит памятник, выполненный в виде открытой  книги, которую эти двое любящих людей прочли до самой последней страницы вместе…

Я знала только одного генерал-лейтенанта, который прошел службу в Германии, Польше, Чехии… Был военным советником с Сирии… Был ответственным за все военные учебные заведения СССР… И, тем не менее, в этой семье не было ни машины, ни дачи! А дети и внуки не имели квартир, полученных стараниями Деда и Отца! Это был действительно, как говорила Ольга - их дочь, СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК с тринадцати лет, ушедший на войну…

Пока их будут  помнить, они будут всегда живы!!! И всегда вместе!!!

P.S.
Трудно представить, что уже прошло более двух лет, как не стало моих соседей…  Это удивительно, но дня не прошло, чтобы я не вспомнила о них!
 
Я все думала, как же так получилось?!
Ведь Игорь Николаевич намного хуже чувствовал себя всегда, чем Нелли Александровна и мы с ней очень переживали за него. И вдруг такой ужас – внезапный уход Нелли Александровны!  И знаете, мне кажется, что он и держался за жизнь только ради своей любимой, только из-за своей любимой Нелли он боролся и с высоким давлением, и барахлившим сердцем,  и больными, отказывающимися ходить ногами.
 
Он не мог допустить, чтобы она хоронила его, чтобы она осталась одна с разбитым сердцем в опустевшей квартире…
 
И отпустить ее одну в неизвестность последнего пути не смог…
 
Мне так и кажется, что он догнал свою любимую и уже теперь никто и никогда не сможет разлучить их!

Игорь Николаевич, Нелли Александровна, поверьте, Вы всегда со мной! Кто бы мог подумать, что чужие люди, просто живущие с тобой на одном этаже, могут стать такими близкими и родными!

Мне так не хватает Вашей улыбки Игорь Николаевич, и Вашего звонкого смеха Нелли Александровна!

Я очень скучаю…