Исполнение обязанностей в классе

Гадаев Алексей Вениаминович
Постоянные ссоры в классе по выполнению обязанностей учащихся за порядок и чистоту в классной комнате иногда превращаются в ежедневную битву. Почти учитель рассчитывает на помощь своих учеников по соблюдению порядка и дисциплины во время урока и на перемене. Несомненный факт, что дисциплина, порядок и чистота в классе помогает детям развивать ответственность, сотрудничество и трудовую этику. Многим детям нравится вносить свой вклад в свои обязанности ответственного по наведению порядка и чистоты в классной комнате, мастерской, столовой, и всей школе.
Предлагается четыре шага к прекращению споров о выполнении обязанностей поддержанию чистоты и порядка в классе

Шаг 1. Определите обязанности и делегируйте их

Первый шаг к завершению войны по поддержанию порядка и чистоты в классе — четко их распределить. Один из лучших способов сделать это — собрать вместе "все войска" и провести мозговую атаку на тему, кто какой вклад может внести. Вопросы, которые необходимо обсудить в классе, — это количество обязанностей на каждого ребенка, их распределение, время и регулярность их выполнения — ежедневно, раз в неделю или раз в месяц. Некоторые специалисты предлагают установить каждому ребенку по три ежедневных обязанности и одну еженедельную. Другой вариант — дать каждому ребенку задание в зависимости от того, что ему нравится и что не нравится делать, или то, которое ребенку делать проще. Затем удостоверьтесь, что каждый знает, что он делает и когда.
Шаг 2. Покажите, как справляться с заданием, и лишь затем ожидайте его выполнения

Этот момент важен настолько же, насколько его не принимают во внимание. Объясните своему ребенку все этапы выполнения задания, но крайней мере, один раз, чтобы он знал, что ему нужно делать, или попросите это сделать старшего ребенка. Потом понаблюдайте, как ребенок выполняет задание, чтобы убедиться, что это ему по силам. Было бы неплохо, чтобы первые несколько раз ребенок показал, как он справился с заданием, и вы убедились, что он делает все правильно. В это время вы еще сможете исправить небрежное выполнение. Но если даже после ваших инструкций ребенок будет выполнять задание не так, как вы хотите, подумайте, насколько реально то, чего вы от него ожидаете. Возможно, стоит разбить задание на несколько частей таким образом, чтобы у ребенка все получалось.
Если вы уверены, что ребенок в состоянии справиться с этим заданием, пусть он выполняет его самостоятельно. Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам. Он никогда не научится ответственности, если будет знать, что вы всегда сможете все за него доделать и похвалите за хорошо выполненное задание.

Шаг 3. Установите крайний срок выполнения задания и настаивайте на нем

Как и любая другая работа, домашние обязанности должны иметь свои сроки выполнения. Убедитесь, что дети понимают, чего вы от них ожидаете, и не отступайте от своих требований. Некоторым детям, особенно тем, что помладше, необходимы напоминания. Надписи или картинки, изображающие задания и даты их выполнения, могут оказаться очень полезными. Даже дети, не умеющие читать, легко "прочитают" свои задания по картинкам. Затем они могут вычеркивать выполненные задания. Конечно же, в некоторых случаях — таких как день рождения ребенка, болезнь, день спортивного соревнования или перед экзаменом — нужно делать определенные поблажки. В остальное время не позволяйте нарушать расписание. Нестабильное выполнение заданий уменьшает их важность в сознании детей и может снизить мотивацию к их выполнению.

Шаг 4. Введите штрафные санкции за невыполненное задание

Если задание не было выполнено, необходимо применить те или иные штрафные санкции. Самые эффективные (те, которые изменяют поведение ребенка) связаны непосредственно с выполнением задания. Например, если ребенок после себя оставляет мусор и беспорядок, то заведите "бочонок заданий", наполненный небольшими листками с указанием дополнительных заданий, в случае если кто-либо из детей не сделал то, что должен был. Нарушитель вытягивает листок и выполняет предписанные задания, а также то, которое вытащил дополнительно, и только после этого идет отдыхать. Было бы неплохо установить семейное правило: сделал дело — гуляй смело[c.137-140].

Литература:
1. Борба М. "Нет плохому поведению. 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ними бороться". М.:Вильямс, 2005.


Правила для ребенка с 6-7 лет (начальная школа)
Материал Как выглядит ваш идеальный школьник?
Конечно он не может дождаться первого школьного дня. Он схватывает все на лету с жадностью, он хочет учить и совсем не перегружен. Ему легко учиться, домашние задание он делает самостоятельно и в кратчайшее время, чтобы в свободное время исключительно выражать себя в спорте или творчестве и тд.
Еще раз – о таком ребенке вы можете мечтать. Но вы не можете по желанию это воспитать или сформировать. Не каждый ребенок учится читать без труда. Для некоторых это значит сильное напряжение, и когда наконец удается, это невероятное достижение. Похоже выглядит и с плаванием или усидчивостью. Если ваши запросы сильно расходятся с возможностями вашего ребенка, стресс запрограммирован.
Возможно вы размышляете и о другом: моральные ценности как честность, мужество, верность, скромность, дружелюбие, справедливость, вежливость – очень важны для вас. И вы бы хотели теперь, в уже осознанном возрасте, донести их до ребенка. Вы заметили, как вошло в моду в воспитании детей об этих качествах лишь разговаривать? На данный момент скорее пользуются спросом другие «ценности» - иметь успех, преуспевать, умение добиться своего, каждую дыру в законе использовать для собственной пользы.
На английском языке есть книга американской пары Linda и Richard Eyre «Как преподнести детям ценности». У них самих 9 детей и они пишут в том числе о собственном богатом опыте. Они называют 12 ценностей. К выше названным еще добавлены: добродушие, чувствительность, уважение и любовь. Они рекомендуют родителям каждый месяц брать одно из этих качеств и целенаправленно упражняться с вашим ребенком. Они дают советы, какие ролевые игры могут в этом помочь.
И снова следует вопрос к вам: какие правила кажутся вам правильными?
• Если я по утрам довольно долго собираюсь, папа отвезет меня в школу на машине
• Если я при выполнении домашнего задания прикинусь достаточно глупым, мама сидит и занимается каждый день со мной по 2 часа
• Если мне нельзя дома смотреть телевизор, я должен ныть так долго, пока мама не сдастся.
Это правила "Ребенок главный, родители на побегушках": В этом случае получают дети желаемое, даже если ведут себя плохо. Желания родителей тут не уважаются.
Другие дети учат правила "Ребенок никто, Родители все":
• Если я утром копаюсь, мне запретят вечером смотреть телевизор
• Если в мой домашней работе хоть одна ошибка, я должен буду все переписывать по новой
• Если мама застанет меня за телеком, на меня накричат и посадят под домашний арест
С этими правилах ребенок чувствует себя неуважаемым.
Правила: "Уважение к ребенку, уважение к родителям":
• Если я утром копаюсь, я опоздаю в школу
• Моя мама предлагает мне помощь при выполнении домашнего задания. Если я начинаю придуриваться, она выходит
• Если определенная передача не подходит для меня, телевизор остается выключенным
Жизнь вашего ребенка уже полна писанный и неписанных правил:
• В школу я прихожу пунктуально
• Я делаю регулярно домашние задания
• В классе я сижу на своем месте
• Я поднимаю руку (дам знать), если хочу что то сказать.
Многие дети не привыкли дома придерживаться таких правил. У них возникают трудности и начинаются разборки, если границы ими не признаются, мнение остальных не учитывается и делается лишь то, что хочется.
Но и в детском саду, в школе или секциях правила должны быть не только ясно оговорены, но и внедрены. Чем старше становятся наши дети, тем теснее приходится нам, родителям, сотрудничать с другими группами.