О литературе и искусстве отрывок

Валерий Петков
  Владимир Одоевский
 
   Как пишутся у нас романы

   У  нас многие думают, что можно написать хороший роман без поэтического призвания.  Честный,  благородный  человек  пожил  довольно  на свете; видел много,  много  хорошего  и  много  дурного;  сердце его потрясалось при виде несправедливости,  ум  ужасался  при виде нелепостей, в голове его набралось много  опытов,  много  замечаний,  много  анекдотов:  как  бы хорошо все это передать  другим  людям! 

  Но  как  связать  между собою набранные материалы? Написать  нравственный  трактат  для  всякого, хотя и умного в частной жизни человека,  дело  нелегкое:  оно  требует  познаний, а учиться уже некогда; к
тому  же  такое  сочинение подвергается строгой критике, - а между тем очень жаль  бросить  все,  что  набралось в продолжение долгой и деятельной жизни.

  Что  ж  делает наш умный человек? Он берет первое романическое происшествие, пришедшее  ему  в  голову,  и  все  свои  мысли  и наблюдения вклеивает, как заплатки,  в  свое  произведение; навязывает свои мысли лицам, выведенным на сцену;  кстати  и  некстати  рассказывает  анекдоты,  ему известные. Все это может  быть  очень  любопытно;  но  мы не думаем, чтобы таким способом можно было  написать хороший роман. <...>

  ...Для романа нужно - знаете ли что? - нужно немножко поэзии.  Романисту-поэту  предмет романа является нежданно, сомнамбулически; он  преследует  его,  мучит  его,  как  живой человек; когда поэт пишет - он пишет,  забывая  о  самом  себе,  он  живет в лицах, им созданных, самые его собственные  мысли,  незаметно  для  него  самого,  сливаются  с  лицами, им выводимыми  на сцену. Так ли вы писали? Вспомните хорошенько: вы садились за тетрадь в свободное от дел время, вы искали не слов для своего лица, но лиц для ваших слов; для того чтоб поместить хорошую (отдельно) мысль, вы выдумали происшествие; вы хоть насильно, но заставляли вашего героя высказывать то, что вам хотелось, хотя бы он по законам искусства и не должен был говорить о том; ваш герой - ваш раб: вы не уважаете его характера, вы уважаете лишь свои собственные опыты, свои наблюдения. <...>

  Знаете ли, как большая  часть  читателей  читает  ваши романы? Они перескакивают чрез самые ваши  дорогие  мысли,  опыты и наблюдения и ищут в вашем романе именно того, что  вам  казалось  второстепенным, т. е. романа. Не говорите, что ваши лица не  суть  произведения  фантазии,  что  они должны быть истинны, ибо списаны вами  с  природы  со  всею  точностию:  тем  хуже!  Ваши  описания  верны  и прекрасны,  как  могут  быть верны и прекрасны хорошо нарисованные котлеты и другие   съестные  припасы  фламандской  школы!  Пишите  просто  собственные записки,  не  гоняясь зa фантазиею и не называя их романом... Не  обманывайтесь  даже  успехами: читатели ищут в ваших романах намеков  на  собственные  имена,  когда  не  ищут романа; иному и понравится какая-нибудь  отдельная мысль, с натуры снятый характер; но вообще ваш роман для  него,  как  и  для всякого, вял, длинен, скучен, как могли бы быть вялы слова механической куклы в сравнении со словами живого человека.