А. Сахаров При свете трепетном лампады образной

Виктор Мельников 2
Статья А.А. Сахарова состоит из трёх частей: «Лермонтовская икона», «Первая любовь», «Тарханы. 1995 год». Автор статьи рассказывает читателям об иконе Божией Матери «Споручница грешных», хранившейся в последние годы в семье Северионовых — «потомков последних жителей тарханского барского дома, воспитанников последней владелицы Тархан В.В. Катковой» — А.С.
А.А. Сахаров и ряд исследователей (художник-реставратор заповедника дома-музея Лермонтова в Тарханах Г.В. Сальков, художник-исследователь графики поэта Л.Н. Шаталова) предполагают, что эта икона была писана крепостным художником бабушки М.Ю. Лермонтова, Елизаветы Алексеевны Столыпиной, по её заказу в память о рано умершей матери поэта Марии Михайловны Лермонтовой. «Г.В. Сальков согласился с тем, что в лике Богородицы проступают характерные столыпинские черты. Да и другие эксперты отмечали, что лица Божией Матери и Младенца «слишком живописны», что не характерно для иконы». — А.С.
Хотя Церковь и запрещала изображать на иконах реальных людей (кроме святых), случаев таких наблюдается множество. В том же имении в Тарханах, в домовой церкви Марии Египетской, есть надпись: «Обличие Архангела Михаила списано с портрета Лермонтова работы Будкина». Михаил Архангел считался небесным покровителем великого поэта.
Очевидно, бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна Столыпина, человек состоятельный, но очень одинокий (с супругом у неё жизнь не ладилась), тоскуя по единственной рано умершей дочери, решила увековечить её образ и заказала крепостному художнику икону с её портрета. А Младенец на руках Богоматери был списан с маленького Миши Лермонтова. Исследователи предполагают, что икона были написана в первой четверти ХIХ века и находилась в детской Миши Лермонтова.
В главе «Первая любовь» А.А. Сахаров приводит строки из одноимённого стихотворения М.Ю. Лермонтова, в которых поэт вспоминает себя в возрасте десяти лет, свою детскую комнату и образ находившейся там иконы сливается с образом первой любви поэта — девятилетней девочки, чувство к которой Лермонтов пронёс через всю свою жизнь.
Через много лет, в 1995 году, потомок воспитанников последней владелицы Тархан М.В. Катковой Вячеслав Александрович Северионов, в семье которого хранилась икона, передал её в дар дому-музею Лермонтова в Тарханах.
Теперь икона снова в комнате Лермонтова на втором этаже. Так чудесный свет лиц Богоматери и её Божественного Младенца помогает посетителям дома-музея в Тарханах глубже понять творчество удивительного гения, к сожалению, ушедшего так рано. Но осталась память, сотворённая руками часто безвестных талантливых крепостных художников, донёсших до нас сквозь годы облик великого поэта, его матери, — образы, святые для каждого русского сердца.