БОМЖ

Римма Шанховская Коровина
      Зима….    Морозное утро….    Гололед.   Спешу на работу,  быстро перебираю ногами,  чтобы не  поскользнуться.…    Поскользнулась, но не упала – ухватилась за ограждение, отделяющее тротуар от проезжей части улицы.   Огляделась,  не увидел ли кто моего некрасивого  «па».

      Как раз напротив меня, у табачного киоска стоит нищий, но ему не до меня.   По всему видно, что он замерз и голодный – голодные быстро мерзнут.   Мой взгляд ухватил,  что он очень грязный, плохо одет и  потемневшая  алюминиевая  кружка   у его ног  пустая – ему еще никто ничего не подал.

      Все прохожие, подгоняемые морозом,  спешат к автобусной остановке – им не до нищего.
      Я хотела подать ему немного денег, замерзшими руками попыталась открыть сумочку – не получилось….  И я засеменила дальше.   Вот и автобусная остановка,  желающих  уехать   много, но автобуса еще нет.  Приплясываю от холода, другие делают то же самое – топчемся, как на дискотеке.
 
      Я почти бежала и мне холодно,  а он стоит….  Я – в дубленке, а он -  в грязной холодной куртке…. На мне сравнительно теплые сапожки, а он в рваных ботинках  и, наверное, без носков….

      И что это он так засел в моей голове?   Какое мне дело до него?   У каждого  своя  судьба.
      А почему у него такая судьба, что он сделал не так?  Почему он нищий?   И не только нищий – он бомж.  Немытый, в рваной грязной одежде, от него смердит – значит, не имеет своей комнаты, даже угла  и ночует где-то в подъездах или на чердаках.

      Конечно он бомж, как же я не подумала об этом сразу. 
 А почему, собственно, я должна думать о его проблемах – своих, хоть отбавляй.  И все-таки…. Ведь где-то он жил, не с рождения же он на улице.  Да при социализме бомжей и не было.  Нищие были, но не от недостатка, а просто любители свободной жизни.  Да и было их мало и чистенькие они были.

      А сейчас….   Множество бомжей и больше всего  -  мужчины и дети.  Что же случось с нашим государством,   с нами?  Почему среди нас столько холодных, голодных и бездомных?    И все мы заняты только своими проблемами,  бежим, бежим – каждый к своей цели, к своим успехам, а от них отворачиваемся.  Кое- кто из нас даже зажимает нос, проходя мимо них:  они грязные, вонючие, портят вид наших улиц.

      И вдруг, неожиданно для самой себя, я отворачиваюсь от подошедшего автобуса и бегу в сторону этого бомжа.  Мне уже и не холодно, последние шаги медленные, останавливаюсь, смотрю на него – он на меня.  Здороваюсь,  он удивленно отвечает, через силу улыбается – очень замерз.  Улыбка хорошая,  умные глаза….  Присмотрелась – лицо интеллигентного человека….

      От кого-то слышала, что жизнь выкинула на помойку много интеллигентных людей, Среди них:  музыканты,  врачи, художники и даже ученые есть.  А кто же этот?  Спросить не решилась, зачем делать человеку больно, ему и так – хуже не куда.

      Открываю сумочку и отдаю все содержимое кошелька.  Это не много, но хватит сходить в баню и на блошином рынке купить  потеплее одежду.     А если пропьет?...   Ну  что ж, хоть на несколько часов  уйдет из этой тяжелой действительности.

      На работу пришла  расстроенная, никому ничего не рассказала.  Старалась не думать о нем.  Я ведь сделала все, что могла.  А дальше у каждого из нас своя дорога.  В обед всем отделом сходили в кафе напротив, вкусно пообедали, поговорили о том, о сем,  и  -  жизнь пошла своим чередом.

      Но, через два дня все резко изменилось. 

      Я – бомж ,   сижу на скамейке, такое чувство, что я на ней и спала.   Холодно, продрогла до костей,  очень замерзли ноги.  Смотрю – на ногах грязные  и рваные ботинки,  руки тоже грязные и красные от мороза.  На мне какое-то старое пальто, на голове  вместо платка - тряпка.  Куда девалась моя дубленка с капюшоном и  мои сапожки?
 
      И вообще, зачем я здесь?   Вокруг  ни-ко-го….   Место незнакомое, похожее на заброшенную  железнодорожную  станцию.  Я  растерялась  и испугалась –  никак  не могу вспомнить,  как здесь оказалась и почему оборванная и грязная.  В душу заползает холодный ужас:  ограбили, накололи наркотиками,  поэтому  ничего и не помню.

      Встать бы, но куда идти?   Кругом никаких строений и здания вокзала нет – только ровное снежное поле  и железнодорожные пути.  От отчаяния и ужаса не могу даже плакать.  Кажется, что  схожу с ума,  но нет – надо молиться.  Молюсь,  дую на озябшие руки и отчаянно молюсь.

      И вот на путях  появился мужчина.  Он шел в мою сторону, еле передвигая ноги.  Появилась  маленькая  надежда.  Если не поможет, то хоть скажет, что это за место и как добраться до жилья.  Мужчина шел медленно, очень медленно;  наконец подошел и сел на другой конец скамейки.  Скривился, показывая этим, что от меня смердит.
 
      Сколько же я здесь сижу?...   Если давно, то почему не замерзла совсем, а если недавно,  то где была?  Мне было очень неловко и стыдно за себя.   Такого отчаяния и  унижения  я не испытывала никогда.  А мужчина равнодушно рылся в своем пакете, доставал какие-то кусочки  и жадно  ел.

      И тут я узнала в нем того  самого бомжа, которому отдала совсем недавно  содержимое своего кошелька.  Вот оно, спасение!  Ведь он меня тоже должен узнать.  Решила, наконец, обратиться к нему,  но не знала как.  «Господин»  – не подходит,   «товарищ» - это что-то из социализма….  И вдруг меня осенило:   «мужчина»,  ну, да, так многие обращаются  сейчас – по половой принадлежности.   Для вежливости решила встать и подойти, но чувствую, что не могу – ноги не слушаются, то ли от страха, то ли от холода.  Хотела окликнуть его – язык не шевелится, и голоса нет.  Можно постучать по скамейке,  но руки не двигаются.

       Ужас, который охватил меня, передать невозможно.  Значит я парализованная,  и кто-то привез меня сюда и бросил?!   А я не могу не двигаться и не кричать , или хоть как-то привлечь внимание к себе.  А этот бомж   спокойно сидит,  ест и даже не смотрит в мою сторону.

       Напрягаю все свои внутренние силы, сердце усиленно бьется, колотится, готово выскочить из груди.  Также бьется и колотится испуганная мысль:  что делать?   Как помочь себе?  Надо попытаться упасть со скамейки,  тогда он вынужден будет подойти ко мне, и увидит в каком я состоянии….И поможет, обязательно поможет,  ведь человек же он.   Молю Бога, чтобы  бомж не ушел,  только бы не ушел….  Я сейчас, сейчас…. Я постараюсь,  я очень постараюсь….Кажется скамейка  закачалась, нет, это голова закружилась от напряжения.   Господи, помоги!

      Что было бы дальше, я не знаю, но вдруг зазвонил телефон.   Откуда?  Телефон у бомжа?...  Нет, это не телефон,   это звонок будильника – очень громкий и знакомый.
      И, вдруг, моя рука, независимо от меня, делает взмах и хватает будильник.  Не удерживает и роняет, будильник падает – сильный стук.

      И я….  проснулась.
 
      В комнате светло, я в своей кровати, на полу валяется  будильник – на нем  7 часов утра.

      Господи!  Какое счастье,  я  дома!   У меня чисто и тепло….  Сейчас приму душ,  выпью чашечку кофе и побегу на работу.   И обязательно поговорю с этим человеком, спрошу его, что с ним произошло, почему он стал бомжем  и сделаю все, чтобы ему помочь.  Хотя бы одному человеку, но я должна помочь.   Если каждый из нас,  сравнительно благополучных, поможет  только одному обездоленному, мир станет на много добрей и чище.
 
       Радости моей не было предела.  Оказывается, я так хорошо живу!   И чтобы понять это,  я должна была пережить этот кошмарный сон.

      Я шла на работу и по дороге  продумывала все вопросы, и как их задать, чтобы не обидеть и не ранить его.  И как-то надо отдать бутерброды и термос с чаем.  Представляла его радостные глаза  и сама себе казалась воплощением благородства и  доброты.

      Подхожу к знакомому месту,  а его там нет.   Наверное, задержался – очень холодно.  Ладно, подойду в обеденный перерыв.   В обеденный перерыв его тоже не было,   нет и вечером….
      Подхожу к табачному киоску,  спрашиваю киоскера.   Тот  удивленно  посмотрел на меня и сказал, что вчера вечером  была облава на бомжей.  Милиция их собирала.  Много поступило  жалоб от жителей города, что бомжи  «расплодились»  и загадили все остановки и подъезды.

        Господи!  Что же это с нами происходит?  Ведь мы все  создания   Твои, но мы перестали  ценить людей,   друг - друга.  Мы перестали ценить жизнь.   Деньги,   деньги, деньги – они затмили все:  честь,  совесть,  любовь,  дружбу  и  самое ценное  человеческое чувство,   это – с о с т р а д а н и е.
      Неужели, чтобы возродить   в себе  все  эти  чувства,  надо каждому побывать бомжем,  если не наяву,  то хотя бы во сне?