Национальный вопрос

Иван Гауди
               
                «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС»

  Из всех жизненных тем – эта является, пожалуй, самой неблагодарной.
  Противоречия на национальной почве – вечная проблема, которая будет существовать всегда, пока на нашей планете обитают люди разной веры и цвета кожи, культуры и традиций, а выражаясь научным языком, – народы различными фенотипами.
  Так уж устроен человек, что каждый народ считает себя особенным: кто – самым древним, кто – самым умным, кто – самым сильным, а кто-то – избранным?!
  В течение тысячелетий люди вели религиозные и этнические войны, пытаясь доказать друг другу своё превосходство. Однако никому из них так и не удалось это сделать. Никто и никогда не мог объяснить, почему исторически немцы не любят французов, французы – итальянцев, испанцы – марокканцев, а все вместе – ненавидят турков и евреев.
  Другими словами, пролилось много крови, но между толерантностью и ксенофобией, как между любовью и ненавистью, по-прежнему остался всего один шаг.
  Более того, современные политические аналитики утверждают, что в последнее время конфессиальные и национальные противоречия приобрели особо взрывоопасный характер и именно они способны привести к третьей мировой войне.
  С эти трудно не согласиться, однако не будем копать так глубоко…
                ***             
  В связи с этим мне вспомнился один яркий эпизод из собственно жизни, когда я на своей шкуре испытал, что такое национализм со всеми вытекающими из него последствиями. Он произошёл в далёком детстве, когда в моей голове только начали формироваться знания о жестоких реалиях взрослых, в том числе и запутанном клубке межнациональных отношений.
  Мне повезло, что я родился в послевоенное время  в СССР - великой стране, победившей фашизм, и вырос в интернациональной среде, в которой все считали себя русскими, но никто не скрывал своей этнической принадлежности. О расах, нациях и религиях мы – молодые строители коммунизма ничего не знали, поскольку воспитывались убеждёнными атеистами, а «живого» китайца или негра видели только на фотографиях журнала «Вокруг света».
  Кстати, сам я от природы был милым, чернявым мальчишкой с внешностью весьма далекой от «арийской». Но я никогда не обращал внимания на свой окрас и экстерьер, поскольку был сполна обласкан родителями, соседями и товарищами по нашему дружному двору.
  Как и большинство советских детей, я с радостью посещал детский сад, а в семь лет пошёл в школу, что мне понравилось значительно меньше. В отличие от детсада в школе приходилось тренировать не только тело, но и думать головой, короче говоря, учиться уму – разуму.
  В школе я вполне гармонично влился в коллектив и со временем приобрёл много друзей, авторитет у сверстников и уважение среди сверстниц. Это был самый безмятежный период моей юности, который без особых осложнений, продлился до окончания пятого класса.
  Именно в шестом возникли проблемы, которые очень сильно изменили мою некогда беззаботную жизнь.
                ***
  Первого сентября, мы узнали, что у нас появился новый ученик.
  Им оказался высокий красавчик по имени Роман Копылов, который выглядел на фоне остальных пацанов, как настоящий Гулливер в стране лилипутов. Этот здоровяк обладал симпатичным румяным лицом, ёжиком белых волос и великолепной фигурой боксёра – разрядника.
  С первой минуты своего появления Роман очаровал наших девчонок, которые начали строить ему глазки и томно улыбаться. Эти глупышки тогда ещё не могли знать, что самой сексуальной частью мужчины является не бицепсы, а его мозги.
  У наших ребят атлетическое телосложение Копылова тоже вызвало восхищение, смешанное с естественным чувством страха и зависти. Как известно, в этом возрасте мальчики заметно отстают в габаритах от девочек и по сравнению с ними кажутся мелкими недоростками. Но Копылов явно опережал своих сверстников в развитии и выглядел на их фоне, как старшеклассник в детсаду.   
  Признаюсь, что мне этот высокомерный крепыш, почему-то, сразу не понравился. Но, как назло, его посадили на свободной парте позади меня, с чего и начались все мои мучения.
                ***   
  Мало того, что он постоянно щипал и толкал меня сзади, он начал публично издевался надо мной и всячески унижать. Нечто подобное он совершал почти надо всеми моими одноклассниками, но наши ребята молча терпели его выходки, боясь физической расплаты с его стороны. Стоило Роману подойти к какому-нибудь недовольному и поднести к его носу свой мощный кулак со словами: «ща, как врежу», как у того сразу же пропадало всякое желание сопротивляться его непреодолимой силе.
  Однако в отличие от всех остальных, Роман не только угрожал мне физической расправой, но взял за привычку оскорблять моё личное достоинство.
  Сначала он подходил ко мне вплотную, наклонялся и тихо шипел на ухо:
  «у, жидёнок» или «привет, жидовская морда»…
  Но вскоре этот гад стал дразнить меня в присутствии других.
  Если честно, поначалу я смутно представлял себе истинный смысл этих слов, ведь в то время «жидами» обычно называли воробьёв. Я думал, что Роман просто намекал на мой малый рост, как у этой птички и, так сказать, «шклявую фактуру» тела.
  Только немного позже я понял, что конкретно он имел в виду …   
  Тогда я всеми фибрами своей юношеской души возненавидел Копылова и был готов уничтожить его как лютого врага, который превратил мою жизнь в сплошной кошмар. Но я объективно не мог противостоять этому негодяю: на фоне его мускулистого торса я казался костлявым недомерком, а моя кудрявая голова едва доставала ему до груди.
  Да и кто вообще мог победить непобедимого Романа Копылова – кандидата в мастера спорта по боксу, гордость школы, любимчика учителей и идеал красоты для его многочисленных поклонниц?!
                ***
  Мой отец с детства учил меня тому: что нет в жизни большего счастья, чем свобода и нет большего горя, чем унижение.
  Я боялся рассказывать родителям о том, что происходило со мной в школе, но для себя решил так: лучше умереть в честном бою, чем сносить оскорбления от этого самовлюблённого придурка!
  Так, тайно от всех, я начал посещать секцию бокса.
                ***
  Наш поединок произошёл спонтанно – без всяких предварительных договорённостей.
  Мы столкнулись с Романом Копыловым после уроков. Это произошло в цокольном помещении школы, рядом с раздевалкой. Он, как всегда, подошёл ко мне и с улыбкой победителя на губах и громко крикнул: 
- «Привет жидовская морда»!
  После этих слов он схватил меня за ворот рубашки и добавил:
- Передавай «жидёнок» всем своим «пархатым» большой привет!
  Было видно, что Роман торжествовал от полной безнаказанности и упивался безграничной властью. Его лицо выражало восторг от своего превосходства и презрения к моей особе за безответность.
  Я не знаю, что со мной произошло в тот момент, но я, вдруг, резко ударил Романа «под дых»…
  Его взгляд застыл, выражая ужас и страх…
  От боли он наклонился, а я…
  Со всей мочи засадил ему кулаком в нижнюю челюсть…
  Его губы исказился гримасой, изо рта хлынула кровь…
  А потом случилось самое невероятное!
  Копылов рухнул всем телом на кафельный пол и остался недвижим…
                ***
  Я стоял над ним в полной растерянности.
  Но он не приходил в сознание.
  Вокруг собралась куча школьников и учителей.
  Кто-то вызвал скорую помощь.
  Когда Копылова увозили, он всё ещё был «в полной отключке»…
                ***
  Последствия нашего поединка были непредсказуемыми для меня:
  Роман перенёс жесточайший нокаут…
  Его челюсть была сломана…
  Мать Копылова написала официальное заявление на имя директора о моём исключении из школы…
  Я был в состоянии шока, замкнулся, потерял дар речи и не мог дать вразумительных объяснений относительно нашего конфликта…
  Мои родители ровным счётом ничего не понимали…
  Учительский состав негодовал…
  Многие ученики стали на мою защиту и считали героем дня…
  Школа разделилась на два противоборствующих лагеря: один – за меня, второй – за своего поверженного кумира…
  Все с нетерпение ожидали решения учительского совета…
  На него были приглашены представители детской комнаты милиции, мои родители, мать Копылова и мы с Романом…
                ***
  В этот день в коридорах школы стояла непривычная тишина, как в лесу перед грозой.
  У дверей директорского кабинета собралось много народа.
  Внутри – никого лишнего.
  Интересы потерпевшего Копылова защищали: сам директор, завуч, классный руководитель, физрук, инспектор детской комнаты и мать Романа. Все они были готовы разорвать меня на мелкие кусочки.
  Никто из них не скрывал своих эмоций и жаждал крови.
  Рядом со мной сидели мои родители, которые были готовы к самому худшему исходу, но в любом случае оставались на моей стороне, и я это хорошо знал.
  Заседание начал директор: он же главный судья и обвинитель. Им было зачитано заявление матери Копылова, заключение медицинской экспертизы, после чего суд перешёл к допросу сторон.
  Председатель суда задал первый вопрос мне, поскольку Роман не мог говорить из-за травмы челюсти, а всем хотелось выяснить мотивы совершенного мной преступления:
- Почему вы подрались? – Спросил директор, испепеляя меня прокурорским взглядом.
  Я уставился глазами в пол и молчал, как партизан на допросе.
- За что ты – подлец, покалечил моего сына!? – Заголосила мать Копылова, вскочив со своего места.
- Спокойно, давайте, без оскорблений. – Урезонил её директор и повторил свой вопрос:
- Скажи, пожалуйста, что послужило причиной драки между вами?
  Я сидел с остекленевшим взглядом и был нем как рыба.
- Сынок, - услышал я хриплый голос отца, - скажи правду, какой бы горькой она не была!
  Я посмотрел на него, но язык мой словно прилип к нёбу.   
- В самом деле, - поддержала его завуч, - совершил преступление, умей за него отвечать.
- Ты искалечил такого парня? – Подключился физрук. – Лучшего спортсмена школы!
- Давай уже говори: за честное признание – меньше наказание! – Рявкнул на меня инспектор милиции.
- Ну же, сыночек, за что ты ударил Романа, - произнесла мама, сидевшая рядом со мной, и нежно погладила меня по волосам.
  Прикосновение тёплой маминой руки, поддержка отца, помогли мне немного расслабиться, и я сказал, вернее, промычал:
- Он…
- Что, что!? – Воскликнул директор.
- Он, - промямлил я и снова замолчал.
- Ну, же, - колись! – Прошипел инспектор.
- Он постоянно дразнил меня! – Наконец выдавил из себя я.
- Как дразнил? – Заинтересовался директор.
- Роман постоянно дразнил меня «жидёнком пархатым»! – Выпалил я и по щекам моим покатились слёзы.         
- «Жидёнком»? – Переспросил директор.
- «Пархатым»! – Повторил вслед за ним физрук.
- Почему, «жидёнком»?! – Удивилась моя мама.
- Мой сын называл тебя «жидёнком», - тихо произнесла мать Копылова и обратилась к Роману:
- Это правда?
  Роман испуганно поглядел на мать, но ничего не ответил.
- Это правда?! – С угрозой в голосе повторила свой вопрос Копылова, и её руки задрожали.
  Роман утвердительно покачал своей перебинтованной головой и опустил вниз глаза. 
  После этого произошло нечто - невероятное...
  Сначала мать Копылова закрыла своё лицо ладонями, потом резко повернулась к сыну и наотмашь ударила ладонью по его щеке:
- Подлец, маленькая сволочь – «шлимазел»! – Истошно заорала она, подошла к столу директора, взяла в руки своё заявление и порвала его на глазах всех присутствующих. Затем она посмотрела на меня и, страшно волнуясь, произнесла:
- Ты всё – всё сделал правильно, мальчик!
  Уже, выходя из кабинета, держа за руку обалдевшего Романа, она обратилась ко всем со словами:
- Я полностью снимаю свои обвинения и прошу прощения, особенно у вас! – Она посмотрела на моих родителей и добавила.
– В отличие от меня: матери этого «поцика», вы воспитали хорошего сына!
                ***
  После инцидента Роман Копылов перешёл в другую школу, а я остался в своей. Мой личный рейтинг резко поднялся, как среди учеников, так и среди учителей. В последствие я окончил школу с золотой медалью, затем - медицинский институт, после которого трудился в крупном онкологическом центре.
  Через много лет я принимал участие в одной международной конференции, проходившей в США. Там среди докладчиков я встретил Романа Копылова. Оказалось, что он давно живёт в Америке, куда много лет назад эмигрировали по еврейской линии. Роман получил медицинское образование, защитил докторскую, и стал известным хирургом мирового уровня.
  В Штатах он возглавлял солидную частную клинику и коллеги «по скальпелю» называли его: «русским Спинозой»!
  Конечно мы с Романом сразу же узнали друг друга и после работы шибко наклюкались в одном уютном русском ресторанчике. Там мы пели «подмосковные вечера» и «день победы», перебирая в памяти лихие годы нашего далёкого детства. Естественно мы не забыли помянуть наших родителей и ушедших из жизни учителей, а так же вспомнили о той дурацкой школьной драке…
  PS. В тот вечер Роман рассказал мне, что его дедушка по материнской линии был профессором университета, которого репрессировали в тридцатые годы, а дед по отцу являлся представителем старой фамилии донских казаков. Он так же с большой гордостью говорил о своём отце - герое второй мировой войны, погибшем под Сталинградом.
  Кстати, что касается моей родословной, то батя мой принадлежал к древнему испанскому роду, который с давних времён проживает в России, а мать – чистокровная хохлушка…