Melanсholia танец со смертью

Роман Мошенский
Меланхо;лия (от др.-греч. ;;;;;;;;;; «меланхолия», из ;;;;; «чёрный, тёмный» + ;;;; «желчь; гнев»).
Сущность психических изменений при меланхолии заключается в том, что субъект находится в печальном, подавленном настроении, не мотивированном или недостаточно мотивированном внешними обстоятельствами, и что психическая деятельность его вообще сопровождается неприятными, болезненными мучениями.

Ипохондрия Ларса фон Триера и сеансы психотерапии вероятно оказали не малое влияние на появление нового шедевра этого датского художника – фильм про отношения девушки Джастин и планеты по имени «Меланхолия». 

Первые кадры «Меланхолии» напомнили начало фильма «Древо жизни» Малика. Взгляд на нашу Землю из Космоса. Танец небесных тел под музыку из оперы «Тристан и Изольда» Вагнера (привет Стэнли Кубрику и его «Космической Одиссее»).  Гигантский шар врезается в планету Земля… А потом следует череда замедленных кадров - визуальных сюрреалистичных образов. Они намекают на то, что скоро должно случиться.

То, что Хичкок называл саспенсом: один из его видов – когда зрители знаю больше, чем герои фильма. В самом начале автор даёт понять, что гигантское небесное тело уничтожит Землю. А потом постоянно напоминает об этом. Ты смотришь кино и понимаешь, что все герои умрут, но они об этом не подозревают. У них свадьба, улыбки, веселье: пир во время чумы.
Оба фильма («Меланхолия» и «Древо жизни») вышли в прокат примерно в одно и то время.  Кажется, это сейчас витает в воздухе. Человеческий разум пытается осознать отдельную личность в масштабах Вселенной: Человек и Космос.

Абсурдность нашего существования заключается в частности в том, что даже осознавая конечность своей единственной жизни, мы продолжаем беспокоиться из-за множества различных вещей. Каждый день миллионы тревожных мыслей в голове не дают нам покоя…
«В холодильнике совсем пусто…». «Где взять денег на новый ноутбук?» «Ой, появилась морщина на лице!». «Он ушёл к другой!». «Она мне изменила!». «Столько долгов…». «Он меня не любит… всё бессмысленно!».  «В однокомнатной квартире слишком тесно!...». «На меня не обращают в внимания!». «Куда поехать в отпуск?!».

Всё это в определённые моменты жизни может иметь невероятно большое значение. Это причина многих душевных терзаний и личных трагедий. Всё это составляет нашу жизнь. И всё это становится ничтожным, когда человек вдруг явственно осознаёт, что завтрашний день для него может стать последним…

Главные герои у Ларса фон Триера - почти всегда женщины. Возникает ощущение, что он понимает женскую сущность, намного глубже, чем большинство женщин.

Героиня, которую играет Кирстен Данст выходит замуж. Вроде бы, всё хорошо. Муж очень любит её. Свадьба проходит в шикарном особняке, который принадлежит мужу сестры. Денег у него полным-полно. Организацией мероприятия занимается самый дорогой специалист в этой области. Всё выглядит очень красиво, изящно.

С «поздравительного обращения» матери к дочери: «Я не верю в брак… Наслаждайся, пока всё не кончилось…», - атмосфера праздника начинает рушиться. Мир героини постепенно погружается во мрак. У неё начинается приступ той самой меланхолии, предощущение собственной смерти. Она улыбается гостям, но в душе её уже темным-темно… Её одолевают сомнения. Кто этот человек, с которым она собирается связать свою жизнь? Любит ли она его на самом деле? Зачем всё это? Что делать?

Ей тяжело, но поддержки ждать не от кого. Вместо того, чтобы поддержать близкие начинают давить на неё – «шоу должно продолжаться…». Роли розданы. Билеты проданы. Нужно доиграть спектакль до конца. Мир жесток.

Подобно тому, как в фильме «От заката до рассвета» посетили ночного клуба в один момент превращаются в безобразных вампиров, друзья и близкие главное героини предстают моральными уродами. Каждый думает только о себе.

Босс даже на свадьбе пытается вытянуть из неё слоган для новой рекламной кампании. Сестра заботится о том, чтобы всё шло чётко по плану. Матери просто на всё плевать. Муж уже продумал тихую совместную жизнь на много лет вперёд.

Джастин хочется только одного – послать всех нах... Она запирается в ванной. Потом кое-как доигрывает роль невесты. Они идут с мужем в спальню. Там он дарит ей фотографию. На снимке изображена плантация с яблонями – его свадебный подарок жене…  (с чувством юмора у режиссёра всё нормально).

После этого оставив разгорячённого мужа неудовлетворённым, героиня сбегает из спальни и трахает первого попавшегося парня на газоне где-то рядом с домом. Им оказывается племянник босса –  неудачник, погрязший в долгах. Таким образом, Джастин сжигает все мосты.

Праздник превращается в кошмар. Родные во всём обвиняют Джастин. На рассвете все разъезжаются. Новоиспечённый муж наконец-то понял, что что-то идёт не так. Он тоже уезжает со словами: «Ну, я, пожалуй, поеду…»

Наступает новый день. Всё уже позади. Нужно продолжать жить. Праздник не удался, но раз уж все оказались здесь, можно хотя бы насладиться невероятно красивым зрелищем: огромная планета должна пролететь совсем рядом с Землёй…  Всё только начинается.

Планета, которая летит в сторону Земли, ничуть не пугает Джастин. Напротив – «Меланхолия» может в один миг решить все её проблемы, избавить от страданий. Джастин единственная, кто не переживает из-за возможного столкновения красивой планеты голубовато цвета с ужасной Землёй. «Земля – это зло…», - говорит она сестре.

«Меланхолия» - наказание свыше. От неё никуда не спрячешься. Все погибнут. Всё, что казалось таким важным, значительным, в один миг – стало ничем… Всё превращается в космическую пыль, летящую с экрана в зрительный зал кинотеатра.

В полной тишине идут финальные титры. Ты выходишь на улицу. Там лето. Светит солнце. Вокруг ходят люди. Они даже не подозревают, что ты только что пережил конец света. Жизнь идёт своим ходом. Как же хорошо здесь...