Записки любителя рыбалки. Часть 1

Сергей Лушников
Записки любителя рыбалки.

Рыбалка бывает разная. Я бы ее распределил на четыре вида: простую, промышленную, техническую и зимнюю.
Простая рыбалка для души, но не требует больших затрат. Обычно это удочка или спиннинг с блеснами, которыми можно ловить с берега. Обычно этот вид рыбалки не требует больших перемещений, лодок и прочих технических средств.
Промышленная – это когда рыба является предметом наживы или служит выживанием, а посему требует сетей или специальных орудий лова, когда нет ощущения борьбы с рыбой, древнего инстинкта победителя природы. Хотя и в ней есть определенные прелести.
Техническая - требует приличного набора средств, начиная от автомобиля, лодок, палаток, спиннингов или специальных удочек, блесен, воблеров, сачков и кучу обмундирования.
Кроме этого техническая рыбалка требует времени, обычно до двух суток, сноровки, знаний и времени для набора опыта рыбака, а также здоровья.
В общем, эта рыбалка многим не по карману или недоступна по причине времени.
Многие и не догадываются, насколько это прекрасное время препровождение и  активный отдых, когда все заботы исчезают, словно солнце ночью с небосвода, когда вода и шум мотора заполняет твое жизненное пространство, когда 12 часов ты в лодке курсируешь по акватории и тебя не волнует знойное солнце или промозглая погода, раскалывающая  от сидения спина – ты весь во власти кончика спиннинга и каждый его толчок вызывает бурю эмоций.
Зимняя рыбалка – это своего рода другой вид рыбалки, про который мне говорить рано, хотя у меня и был небольшой опыт.
До последнего времени я просто боялся технической рыбалки, потому что много надо уметь, а выглядеть учеником в почти 60 лет не каждый захочет.
Но, а во-вторых, не имея ни машины, ни лодки и навыков управления не сильно разбежишься в этом направлении.
Но, есть друзья, есть случай, а желание рыбачить у меня  с детства огромное.
 Недавно, чтобы выловить одного чебачка на речке Куэнга, я простоял часа четыре, вставая для этого в шесть часов.
Рыбалка требует терпения, наблюдения и много еще разных навыков, от управления лодкой до умения приготовить ужин, разжечь костер, поставить палатку, не говоря  о специальных навыках.
Состоится же рыбалка только при наличии желания.
Увлечься рыбалкой, словно женщиной, можно и по воли случая.
Такой момент подвернулся и мне, когда  мой товарищ Альберт пригласил на рыбалку в Молчановский район Томской области.
До села Молчанова, что раскинулся на берегу Великой сибирской реки Оби, от облстного центра 194 километра. Асфальтированная дорога, которая уже более десяти лет пытается добраться до самого северного города области г.Стрежевого, чтобы завершить северную трассу от Томска до Тюмени, за три часа привела нас к селу.
Заехав к Эдику, выписали путевки на рыбалку. Все чин по чину с паспортными данными из моего документа и через пять минут были на причале, который заставлен моторными лодками. Съехав с высокого берега немного вниз мы стали выгружать наши вещи на землю. Чего только не оказалось на земле.
Мотор Меркурий, весла, доски для сидения, даже один стульчик раскладной, сачок, веревки для куканов, сами куканы более двух десятков, ящик с в воблерами, паводками, тубус со спиннингами, бак для бензина, бутылки с маслом для двигателя мотора, канистра с бензином, газовая плита, газовый светильник, костюмы непромокаемые, куртки, шапки, болотные резиновые сапоги, спасательные жилеты, ножи, медицинские щипцы для вытаскивания крючков из пасти рыбы, но и конечно пару бутылок водки с тушенкой и кашей рисовой, печенья, пару пачек конфет, чай, соль, мука, две булки черного хлеба, растительное масло, переносные фонарики, газовые баллончики и набор посуды вместе со сковородой, спальный мешок
Возможно, я не все перечислил, так  как скарба набралось прилично.
Самое интересное, что все пригодилось, только водка осталась да тушенка.
Честно говоря, я не понимал к чему нам по четыре банки тушенки и гречневой каши, если едем за рыбой, а ее можно есть в любом виде, жарить или уху варить. Однако когда в первый день, не вылезая из лодки рыбачили 12 часов, и второй столько же, то понял, что перекусывать удобно в лодке на ходу, не теряя драгоценного времени.
Итак, все содержимое мы стали заносить в лодку, преварительно одевшись потеплее, и натянув болотные сапоги на ноги, а шапки на головы.
 Первым делом затащили мотор, весом 35 кг, за ним бак с бензином. Весла уложили на пол сбоку. Вынув из тубуса удочки со спиннингом, сам тубус установили в углу на корме, прижав его доской, на которой я потом буду восседать.
Щипцы, ящик с воблерами, удочки Альберт положил перед собой. Одежду и пищу кое-как запихали в бардачок, который располагался под носом лодки.
Сачок набросили на верхний конец тубуса. Сигареты перед собой на пол лодки.  Альберт легким движением дернув шнур мотора завел лодку и взяв рукоятку скомандовал:
 - Отвязывай лодку.
Я вытащил железный штырь, воткнутый в берег и стал обматывать трос вокруг досок, закрепленных на корме, а штырь просунул в просвет между ними.
 - «Хорошо закрепи штырь, а то бывает, что он выскакивает, трос разматывается и можно загубить мотор» – учил опытный рыбак. 
 Мотор, кстати, не дешевый, стоит около 80-90 тысяч рублей.
Оттолкнув лодку, я прыгаю в нее и усаживаюсь на доску, которая держит тубус.
Мотор  заурчал, словно сытый кот, и мы полетели на Федоровские пески.
Место рыбалки получило название из-за песчаного дна, которое представляет собой дюны, неправильной формы. То есть чередуются ямы с  буграми песка. С одной стороны крутой обрывистый трехслойный берег, усыпанный беспорядочно разбросанными деревьями,  возле которого  белеют бакены, указывая судоходную часть, а второй песчаный, слева которого протекает маленький рукав, образуя  остров. Нас встретило с десяток лодок, которые курсировали в пределах трех-четырех километров. В каждой лодке по обеим сторонам торчали удочки спиннингов.
 В основном все рыбаки занимались троллингом, что означает блеснить.
Наш знакомый Алексей Фаткин, подъехавший к нам сказал, что этот вид рыбалки для ленивых.
И действительно два рыбака бросают воблер одновременно, лодка движется, а катушка спиннинга разматывается метров на пятьдесят. Лодка продолжает двигаться, вы держите удочку, а воблер под своей тяжестью опускается на дно, а с помощью лопатки держится на плаву. Удочка трясется, в зависимости от величины лопатки более, скорости лодки и веса тела воблера.
Сначала мне казалось, что постоянно клюет рыба, но со временем, несколько раз вытащив пустой воблер начал понимать разницу, между хваткой рыбы и зацепами за дно.
Надо отметить, что второму рыбаку приходится тоже сматывать спиннинг, иначе, если у первого будет рыба, то она может запутать леску второго. Поэтому мой товарищ неудовлетворительно хмыкал, когда я вытаскивал пустой воблер, ибо время уходило впустую. У Альберта резко дернуло удочку, и он сделал подсечку в противоположную сторону. Носик удочки загнулся прилично.
 - Есть – резко произнес Альберт и приказал мне  - сматывай катушку и приготовь сачок.
Я встал и начал быстро крутить ручку спиннинга. Отложив в сторону свою удочку,  взял сачок и хотел набросить сверху на показавшуюся в воде щуку.
  - Резко сачок из под низа заводи, но в воде не держи, иначе рыба будет сильно сопротивляться - вещал мне истину Альберт.
Наконец я поднял сачок с трепещущейся щукой, килограмма на два. Щука прыгала в сетке, словно баскетбольный мяч. Сетка зацепилась несколько раз за крючки. А Альберт взял щипцы и полез в пасть рыбы ими вытаскивать крючок из губы.
 - Отцепляй кукан, подай мне – командовал Альберт.
Отжав пружину, он расстегнул крючок кукана и ловко проткнул острый конец толстой проволоки за подбородок рыбы. Затем перекинул щуку за борт, где она с открытым ртом стала следовать на веревке, привязанной мной к поперечине внутри корпуса лодки, в пене речной воды.
 - Чтобы сачок помыть от склизы, оставленной щукой, побей сачок об воду и резко стряхни несколько раз – дал команду Альберт.
И снова команда:
 -   Бросаем.
Я бросаю воблер за борт и начинаю разматывать катушку, глядя с надеждой на мою удочку.
Мерный тик зацепов о дно вдруг прекратился. Альберт посоветовал: Ты резко дерни назад и верни на свое место несколько раз, может, зацепилась трава. После третьего резкого рывка мерный стук воблера о дно возобновился.
Альберт уже поймал четыре щуки, а у меня были только пустые хлопоты, да один зацеп, когда катушка стала быстро раскручиваться, издавая пронзительный звук.  Зацеп закончился фиаско – я потерял воблер, который стоил почти тысячу рублей и о чем я узнал немного позже.
Тем временем Альберт поймал язя на килограмчик.
К нам подплыл Фаткин:
 -  Как дела? Может по соточке?
Было видно, что он уже принял на грудь, лицо горело, глаза бегали.
Мы отказались.
 - Я еще не поймал ничего а без повода не могу – вздохнул я.
 - Подъеду попозже, Валерьич. Удачи тебе! – сказал Алексей, и их лодка рванула, вздыбливая пену, к бакенам.
В это время моя удочка согнулась сантиметров на тридцать. Я не успел подсечь, а просто держал, раздумывая, то ли зацеп, то ли рыба. Удочка ощутила удар. Я вскочил и стал наматывать леску на катушку.
 -  Держи удочку под 45 градусов – сказал Альберт – не ослабляй, крути равномерно.
Я крутил, иногда поддергивая, чтобы почувствовать удар или сопротивление рыбы, но его не было. Леска накручивалась  с натяжением, но без особых усилий. Время таяло быстро, и я уже было разуверился, что на крючке может быть рыба, как вдруг вынырнула добыча со светло-коричневой окрасом спины.
 - Судак – констатировал Альберт и быстро взял сачок – подводи медленно к борту.
 Я меня задрожали  руки, но ручка катушки продолжала наматывать невидимую леску. Вот рыба появилась снова, уже у борта, попыталась дернуться под лодку, но Альберт ловко подцепил ее сачком.
Сачок приземлился на дно лодки, а судак начал прыгать в сетке.
 - Молодец – похвалил Альберт -  килограмма на три будет. Редко такого судака выловишь. Давай кукан. Меня охватило волнение с необъяснимой радостью, хотелось прыгать и крикнуть:
 - Я поймал крупную рыбу!
Но, отцепил кукан, быстро отжал пружину, расцепил замок и протянул его  Альберту. Вскоре мой судак улетел за борт, связав свою судьбу с его щуками.
Мне стало спокойнее, а через минут двадцать мы с Фаткиным уже праздновали начало рыбалки. У Алексея было мясо, хлеб и лук.
Десять минут, три стопочки и мы снова в стихии ожидания в окружении яркого солнца, вспененной воды, журчания мотора и  бескрайних водных просторов.
Потом у меня были щуки, язь и снова судак, но всего на килограмм.
Сапоги я уже давно скинул, так как солнце пригревало, а от воды лицо загорело и стало красным. Несколько маленьких щучат грамм на триста и одного окунька мы отпустили, чтобы вырастали в приличных рыб в будущем.
Я съел от волнения почти две пачки конфет. Азарт, ожидание чуда, водные просторы, сто грамм водки немного кружили головы, а глаза непрерывно пялились на кончик удочки, так что шея начала отваливаться, не говоря уже про поясницу.
 Прошло 11 часов нашей рыбалки из лодки. Ни разу мы не вышли на берег, а солнце уже спряталось за горизонт.
 - Пора сматывать удочки – нехотя приказал  мой товарищ и добавил – завтра надо пораньше встать.
Уже в полной темноте наша лодка причалила к высокому глинистому берегу, над которым возвышались чернеющие сосны.