Научный социализм

Олег Алексеев
Полный текст читайте на сайте Капитал https://sites.google.com/site/marxeconomy/works/sns

Научный социализм - теория социально-экономического прогноза, которая опирается на открытия, сделанные в философии и общественно-экономических отношениях. Главным методом исследования научного социализма является диалектико-материалистический взгляд на историю человечества.

§1. Философское обоснование

Философия научного социализма - материалистическая диалектика развития. Понимание всеобщности материалистических законов развития позволяет описать историческое движение человечества, как последовательность сменяющих друг друга форм, точно соответствующих, каждый раз более развитой, измененной сущности. В социально-экономическом устройстве общества это движение проявляется в различных способах производства и присвоения материальных благ, соответствующих развившейся сущности - уровню производительных сил. Так раннему периоду истории людей, когда производительные силы были в зачаточном состоянии, соответствовал первобытный коммунизм. Общественное присвоение и распределение материальных благ было продуктом первобытных производительных сил. Уровень развития производительных сил определял способы присвоения и распределения материальных ресурсов общества. Дальнейшие количественные накопления в развитии производительных сил, новые навыки, знания и опыт в добывании материальных благ, совершили переворот в способе производства. Рабовладение в различных формах стало распространяться в обществах и цивилизациях, как способ производства.
Следующий шаг развития производительных сил обусловил более эффективный способ производства, как постепенное в несколько этапов освобождение людей обрабатывающих землю. Феодальные отношения были новым способом производства, отрицавшим рабовладение. Постоянное развитие и совершенствование феодального способа производства, накопленные знания о природе и окружающем мире обусловили дальнейшее освобождение производительных сил и совершили качественный скачек в промышленное производство - в капитализм.
Возникновение того или иного способа производства порождало его противоположность. Снятие противоречия между этими противоположностями происходило за счет перехода первой противоположность во вторую. Диалектическое понимание этого процесса предполагает, что противоположности едины в своей сущности, что они необходимое условие любого изменения, как отражение постепенного накопления в другой противоположности потенциала развития.
Количественные накопления обуславливают переход в новое качество, как отрицание предыдущей формы в новой форме, вобравшей в себя и развившей содержание всего предыдущего процесса, всех предыдущих форм. Отрицание отрицания и единство противоположностей - внутренняя суть развития. Такое понимание движения человеческого общества предполагает очередную смену и капиталистический формы, соответственно развившейся сущности производительных сил. Отсюда следует, что нельзя из рабовладения перейти в капитализм, а из феодализма в социализм. Потому что социально-экономические отношения не плод воображения или желания людей, а результат объективного материального состояния, точно соответствующего уровню развития производительных сил общества.

“Мы не станем, конечно, утруждать себя тем, чтобы просвещать наших мудрых философов относительно того, что “освобождение” “человека” еще ни на шаг не продвинулось вперед, если они философию, теологию, субстанцию и всю прочую дрянь растворили в “самосознании”, если они освободили “человека” от господства этих фраз, которыми он никогда не был порабощен; что действительное освобождение невозможно осуществить иначе, как в действительном мире и действительными средствами, что рабство нельзя устранить без паровой машины и мюль-дженни, крепостничество - без улучшения земледелия, что вообще нельзя освободить людей, пока они не будут в состоянии полностью в качественном и количественном отношении обеспечить себе пищу и питье, жилище и одежду, “освобождение” есть историческое дело, а не дело мысли, и к нему приведут исторические отношения, состояние промышленности, торговли, земледелия и общения...” К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения в 3-х томах Т1 — Немецкая идеология стр 15-16

“Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание.” К. Маркс и Ф. Энгельс. 2-е издание сочинений Т3 — Немецкая идеология стр 25

“Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразоваться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние.” К. Маркс и Ф. Энгельс. 2-е издание сочинений Т3 — Немецкая идеология стр 34

Наиболее полно диалектика описана в работах немецкого философа Георга Вильгельма Ф.Гегеля, а ее материалистическое прочтение принадлежит К.Марксу и Ф.Энгельсу. Отсюда социализм есть результат развития материальных сил человеческого общества выраженных в производительных силах, в их более высоком уровне, по сравнению с капиталистическими производительными силами. Более развитые производительные силы, основанные на более производительном методе производства, обеспечивают новые общественные и экономические отношения людей. Присвоение и распределение точно соответствует новой организации общественного производства. Распределение и справедливость следуют за организацией производства и его уровнем. Вопрос социализма не в том, как распределять, а в том, как производить.

"Помимо всего вышеизложенного, было вообще ошибкой видеть существо дела в так называемом распределении и делать на нем главное ударение. Всякое распределение предметов потребления есть всегда лишь следствие распределения самих условий производства. Распределение же последних выражает характер самого способа производства. Например, капиталистический способ производства покоится на том, что вещественные условия производства в форме собственности на капитал и собственности на землю находятся в руках нерабочих, в то время как масса обладает только личным условием производства — рабочей силой. Раз элементы производства распределены таким образом, то отсюда само собой вытекает и современное распределение предметов потребления. Если же вещественные условия производства будут составлять коллективную собственность самих рабочих, то в результате получится также и распределение предметов потребления, отличное от современного. Вульгарный социализм (а от него и некоторая часть демократии) перенял от буржуазных экономистов манеру рассматривать и трактовать распределение как нечто независимое от способа производства, а отсюда изображать дело так, будто социализм вращается преимущественно вокруг вопросов распределения. Но когда истинное отношение давным-давно уже выяснено, к чему же снова возвращаться вспять?" К. Маркс и Ф. Энгельс. ПСС 2е Издание Том 19 Критика Готской программы, стр 20

Диалектический метод позволяет сделать уверенный прогноз относительно будущего человечества - оно непременно перейдет на новый более производительный уровень и непременно сменит капиталистическую форму на новую форму организации жизни. Мыслители прошлого называли это общество социализмом.