Знакомые незнакомцы-1

Сергей Финашин
               
                ЛЁНЯ

Леня подошел ко мне и попросил денег. Ему нужно было совсем немного – восемь рублей.
- Брат, помоги Христа ради, добавь на тэшку, помоги инвалиду-афганцу!
Леня мелко крестится и с надеждой заглядывает мне в глаза.

На протянутой ладони, заскорузлой ладони человека, привыкшего к простой и грубой работе, уже лежит несколько монет. Я зачерпываю в кармане попавшуюся мелочь и высыпаю деньги в его подставленную руку. Леня пересчитывает монеты и возвращает мне лишнее.
- Спасибо что дал брат. Я ведь у тебя редко прошу - как бы оправдываясь, напоследок добавляет он.

Действительно ко мне Леня подходил с просьбой одолжить немного, всего два-три раза. Хотя вижу я его часто, почти каждый раз, когда  бываю на пятачке у своего метро.

А Леня проводит здесь целые дни. Иногда я вижу, как он тащит мешок с мусором из кафе-шаурмы, или везет на тележке пластиковые бутыли с водой туда же. В кафе нет водопровода, и воду приходится везти с другой стороны улицы, через трамвайные пути. Если надо подмести кусочек тротуара, перед кафе или магазинчиком - тоже зовут Леню. И когда хозяину шаурмы нужно прикупить продуктов, на помощь опять приходит Леня.

Сейчас он как раз и направляется за провиантом. Едет Леня в знаменитый на весь город универсам «Народный». Удивительный магазин. Картошку там можно купить по пять рублей (какая же шаурма без картошки?). Другие продукты там тоже продаются по сходной цене. Я побывал как-то раз в этом магазине. С тех пор стараюсь обходить его подальше: полумрак, толчея, как на восточном базаре, и малоприятный запах продуктов второй свежести. Но для учреждений общепита, наверное, это как раз то, что надо.

Леня – инвалид, это правда. Однажды к нему вызывали и скорую - Леня лежал на тротуаре, у него был приступ эпилепсии. Афганец ли он, не знаю, хотя по возрасту вполне мог бы им быть.

За свои труды Леня получает немного денег. А главное его могут покормить, но обед нужно отработать – в долг здесь не кормят.

А деньги он просит обычно на сигареты или кофе. Без того и другого Леня не может.
Ни разу не видел его выпившим, или хотя бы с бутылкой пива. Выражение лица у него обычно мрачноватое, но он не пессимист, от него часто можно услышать бесхитростные, грубовато-добродушные шутки. Может и рассердиться, (не дали вовремя заработанное), но и быстро отойти, получив свою порцию и плотно пообедав.

При всей своей «органической огрубелости» (такой диагноз, наверное, определил бы ему доктор-специалист) чувствуется нравственно-здоровое душевное начало. Не могу представить, чтобы он совершил какую-нибудь подлость.

Больше я о Лене не знаю ничего, да и не думаю, что хотел бы узнать побольше.
Мы с Леней и не знакомы по сути, но он стал уже для меня какой-то частичкой этого мира. Леня - человек с отчетливым характером, есть у него какая-то внутренняя пружина, которая не дает опуститься на дно. Он все-таки вписался в жизнь, как смог. Нашел свое место. Его труд нужен людям, мир держится и на нем тоже.

Если я увижу однажды, что кто-то другой толкает тележку с водой, мне станет, наверное, немного грустно. Грустно оттого, что образовалась в этом мире еще одна трещинка-пустота, трещинка, которая так и останется незаполненной, теперь уже навсегда.


v1.1