Шкатулка

Андрей Гамола
 

                Шкатулка

Иван Сергеевич, учитель средней школы, худощавый с усталым видом мужчина,  был приглашён на юбилей к директору школы.
Он, собираясь на праздничный вечер и одевая свой видавший виды потрепанный костюм, пропахший мелом, школьной столовой и дешевым одеколоном, немного нервничал. Учитель никак не мог повязать галстук, купленный женой специально для этого мероприятия.

-Вот! – бормотал, стоя перед зеркалом, себе под нос Иван СМергеевич . – Сплошные затраты! Пришлось последние деньги на галстук потратить. А зарплата не скоро. Нужен мне этот юбилей? Зачем мне туда идти? Какой из меня гость? Эх, если - бы не сама Галина Владимировна пригласила, ни за что не пошел бы! А так, куда теперь деваться? Если не пойду, директриса обидится, глядишь еще и уволит!

Наконец, повязав узел и стряхнув пылинку с лацкана пиджака, повернулся к супруге, женщине с усталым больным лицом и большими синеватыми кругами под глазами.

Она стояла рядом и нежным взглядом смотрела на седеющего, но еще крепкого, стройного мужчину. « Дорогая! – он приобнял за плечи супругу.- Как ты думаешь, что ей подарить? У нее же все есть!»

Женщина, зная, что на мизерную зарплату мужа их семья и так еле-еле сводит концы с концами, тяжело вздохнула. Денег катастрофически не хватало. Особенно тяжело стало после того, как ей удалили почку. Все сбережения, накопленные за несколько лет, ушли на лекарства и лечение.

Работать не было сил. А пенсию по инвалидности ещё не оформила.
Семья, живя на небольшой доход мужа, даже не могла нормально питаться, не говоря уж о покупке новых вещей. Чтобы как-то протянуть от зарплаты до зарплаты, продукты приобретали на распродажах. А про обновки в доме вообще забыли. А теперь вот этот новый галстук… На его покупку ушла сумма, предназначенная для приобретения долгожданного куска свинины, которым жена обещала порадовать своего супруга в честь её возвращения из больницы.

Она оглянулась по сторонам: взгляд упал на деревянную шкатулку. Шкатулка из березы была украшена замысловатыми узорами, мастерски вырезанными мужем. Эта вещь, сделанная руками супруга, была для женщины очень ценна. Ведь именно для нее муж, выкраивая свободные минуты по вечерам, изготовил этот великолепный сувенир.

- Ванечка! - прижавшись к плечу супруга, ласково проговорила она. - А давай, ты ей шкатулку подаришь?
- Какую? – удивился мужчина. – Ты же знаешь, у меня денег совсем нет!
- Так, вот эту! – женщина, взяв шкатулку с журнального столика, передала ее в руки мужа.- Мне она все равно не очень то и нужна, - стараясь не выдать волнения, сказала она.- Директору, я думаю, она понравится. А ты мне, позднее, еще лучше сделаешь. Ведь правда, дорогой?

- Милая моя! – повысил голос Иван Сергеевич. – Как же я могу то, что делал специально для тебя, подарить другому человеку? Не говори ерунды! Надо что-то другое придумать…
- Вань! – жена улыбнулась краешком губ.- Ничего со мною не случится, если ты подаришь шкатулку другому человеку. А твоему директору все равно надо какой-то подарок делать. Ну, кто знал, что она тебя пригласит на свой день рождения?

Немного побурчав, муж все-таки согласился с доводами жены.
- Хорошо! - надевая начищенные старые ботинки, ответил он. – Я подарю эту шкатулку, но тебе сделаю еще лучше.
Уложив подарок в целлофановый пакет, поцеловав жену, он вышел.

Торопиться было некуда. Директор жила в соседнем, недавно построенном, высотном доме. Выйдя на улицу, он закурил. Весенний вечер был теплым. Легкий ветерок шелестел только что проклюнувшейся, ещё липкой листвой. Солнце, яркий оранжевый шар, клонилось к закату.
- Вот и весна пришла!- заулыбался Иван Сергеевич.

Выкинув окурок в стоявшую рядом с подъездом урну, поднялся на лифте на нужный этаж.
Дверь ему открыла хозяйка.
--Проходите, проходите! – Галина Владимировна, полная, грудастая женщина , была навеселе.
– Иван Сергеевич! Все уже давно здесь. Опаздываете…
Пропуская гостя в квартиру, она обратила внимание на новый галстук, хмыкнула, весело и ехидно добавила:

- Иван Сергеевич! С обновкой вас! Я смотрю, вы галстук приобрели?
Мужчина, густо покраснев, молча, прошел в помещение. Действительно, приглашенные уже вовсю начали праздновать юбилей. Все гости, расположившись вокруг дубового антикварного стола, весело беседовали.

Вот справа- завуч школы. Слева, напротив - толстый лоснящийся мужчина, с выпирающим, как у беременной животом - заместитель начальника районной администрации по образованию. Тот высокий, с руками словно грабли,муж Галины Владимировны,- зам. пом. пром. прод (и не выговоришь с одного раза) администрации, а короче снабженец.

Еще несколько  людей, присутствовавших здесь, явно были не из учительской среды.

- Штрафную ему! - закричал кто-то из гостей, когда смущенный Иван Сергеевич зашел в богато уставленную, огромную гостиную.

Тут же поднесли фужер. Мужчина, глупо улыбаясь, залпом выпил содержимое, и, крякнув, взял кусочек колбасы со стола, закусил.

Присев за стол, он осмотрелся. Людей было не густо. Многих он знал, некоторых видел раньше. Гости пили, ели и вели себя непринужденно. По их поведению мужчина догадался, что этой компанией они собираются не первый раз.

- Не пойму, зачем она меня пригласила?- недоумевал он. – Денег я зарабатываю мало. Да и человек я не богатый. Неожиданно в голову пришла мысль:
 «А вдруг она хочет предложить мне повышение? А вдруг это приглашение в свое общество. Точно! Так и есть! А я то, дурак, сразу не понял!»- на этой радостной для себя нотке он поднялся.

-Уважаемая, Галина Владимировна! – начал учитель, поднимая бокал.- Я хочу пожелать вам счастья, удачи …(он говорил долго, но красиво). За вас! – закончив речь, опрокинул содержимое бокала себе в рот. Потом, смущаясь и краснея, достал подарок.

– Эту шкатулку я сделал своими руками! – гордо произнес мужчина. – И дарю ее вам!
Шкатулка пошла по рукам. Все, кто брал ее в руки, громко восхищались.
- Какая прелесть! – взяв вещицу в руки ,воскликнула юбилярша.
Немного подержав ее в руках, она небрежно положила подарок ко всем остальным.
- А теперь - танцы! – радостно воскликнула именинница. Включив музыку, первой показала пример. Гости последовали за юбиляршей, встали со своих мест, пошли танцевать.

Иван Сергеевич, находясь в приподнятом настроении, вышел на широкую лоджию освежиться. На улице потемнело. На небе висела полная луна. Ветер, легонько шурша листочками, обдувал радостное лицо учителя. Мечтая о новой должности, он начал прикидывать в уме, куда потратит дополнительный заработок.

- "Так, нужно жене обязательно гардероб обновить. – думал мужчина, присев в старенькое кресло, стоявшее в самом дальнем углу лоджии.- Да и дочке не мешает туфли прикупить!"

Достав пачку сигарет, учитель с наслаждением закурил.
 
Молча сидя в кресле, на огромном балконе, за небольшой перегородкой он предавался радостным мечтам.

На балкон вышли трое хорошо подвыпивших  мужчин покурить. В темноте они даже не заметили Ивана Сергеевича.

- Слушай, Василь! – громко заговорил фальцетом один из них, закуривая. – Я вот одного не пойму, зачем твоя жена этого преподавателя пригласила?

Иван Сергеевич притих. По голосу он узнал того самого заведующего отделом образования из администрации города с больным лицом и толстым животом.

- Ну да!- послышался другой хриплый голос.- Ты нам объясни. Я че-то не догоняю! Ей че, этих учителей на работе не хватает?

И этот голос Иван Сергеевич узнал, этот голос принадлежал заместителю начальника ДПС по району в котором находилась школа где работал Иван Сергеевич.

- Да, я сам сначала не понял! – голос Василия, мужа именинницы, был сильно пьян.- Но она мне только сейчас все объяснила, – он, не замечая притихшего в кресле Ивана Сергеевича, продолжал: « Вы же, мужики, ее знаете, она просто так ничего не делает! Вот и на этот раз, моя жена решила, так сказать, ход конем сделать. У начальника налоговой инспекции дочка совсем недавно институт закончила, педагогический. Так вот он попросил трудоустроить дочурку на пару лет.»

-Ну и че? – громыхал заместитель начальника дорожно-патрульной службы.- Этот причем? Че-то я не догоняю!

- Да, все просто!- повысил голос Василий. – Что тут непонятного! Этого она давно уже хотела уволить. Только, сам знаешь, в школу работать на мизерную зарплату не больно-то очередь стоит. А тут, такая возможность двух зайцев убить. Надоел он ей со своей правдой. Типа, если ребенок не знает предмет, то и оценки хорошей не будет. А сейчас как? Если оценки плохие, то, значит и школа плохая. Значит, директор не работает! Она ему сколько раз говорила: «Ставьте хорошие оценки: знает ребенок, не знает - какая разница!» А он уперся, как пацан, в самом деле...

 Василий замолчал, с наслаждением  затянулся сигаретой и продолжил:

-Так вот, она его специально пригласила сюда, чтобы подпоить! А затем, предложить самому написать заявление об уходе... Ну, а если не напишет, то будет повод за неприличное поведение уволить...

- Василь, а куда вы эту дешевку денете, которую учитель подарил? – пузатый облокотился на перекладину.- Я когда подарок увидел, от смеха чуть не подавился! Нашел, что подарить!

-Да, ладно тебе!- рассмеялся хрипловатый,- Может у него денег на открытку нет? А этот ящик в кладовке нашел.
- Вы об этом подарке, о шкатулке? - усмехнулся заведующий отделом образования.

-Да, о чем же еще? - съехидничал полицейский.

- Ниче,- выбрасывая окурок через перила балкона пробасил муж директрисы . -  в хозяйстве все пригодится. Я ее в гараже пристрою. Как раз шурупы, да саморезы туда поскидываю.

Мужчины,докурив и посмеиваясь над учителем, зашли в квартиру.

Иван Сергеевич, потеряв дар речи, некоторое время сидел молча, а затем, истерично     расхохотался...

А в ночном небе все также висела полная луна, и теплый весенний ветерок шелестел молодой листвою.