Кинопроизводство в Одессе - мечта или реальность?

Виктория Фролова1
Любой кинофестиваль – это не только новые фильмы, возможность увидеть звезд, завязать новые знакомства и наладить нужные связи, но также – а, пожалуй, даже в первую очередь, –это общение, обмен опытом и мнениями. Тема одной из дискуссий на Одесском международном кинофестивале (первом, и, дай Бог, не последнем) заинтересовала одесситов особенно: «Кинопроизводство в Одессе» – проблема острая, тема больная, если не сказать – болезненная.

Одесская киностудия – легенда не только отечественного, но и мирового кинематографа. Это не просто административное место, это – культурный брэнд. Почему этот брэнд не работает, и что нужно сделать для того, чтобы он приносил доход – вот главные вопросы, на которые просто жаждали получить ответы одесские кинематографисты и журналисты. Отвечали на них как представители властей разного уровня, так и действующие режиссеры и продюсеры.

Как отметил в самом начале российский продюсер украинского происхождения Сергей Члиянц, говорить о кинопроизводстве в Одессе следует в контексте проблем кинематографии в Украине вообще. Отвечая на разные вопросы, представители как Министерства культуры, так и местных структур, сходились в главном: для того, чтобы кинопроизводство в Украине было привлекательным для инвесторов, от государства не следует ждать финансирования, как это было при Советском Союзе, и на что сегодня надеются многие «киношники» старой школы, а прежде всего от государства требуется создание грамотной законодательной базы, четкого определения юридического статуса киностудий, а также – формирование механизмов кинопроизводства, позволяющих реализовывать творческие идеи.

— В феврале этого года, в соответствии с требованиями Европейской конвенции о совместном кинопроизводстве, были внесены правки в Закон о кинематографии Украины, которые начнут работать с 1 января 2011 года. А в марте этого года Европейская конвенция была ратифицирована Украиной, то есть, вступила в силу, – сообщила глава Государственной службы кинематографии Екатерина Копылова. – Кроме того, что касается непосредственно Одесской киностудии, я обратилась с ходатайством в Кабинет министров, и на сегодняшний день существует распоряжение Кабмина – вернуть в управление Министерства культуры контрольный пакет акций киностудии из Фонда госимущества.

Но все же, одним из животрепещущих вопросов был вопрос финансовый: каким образом киностудия может существовать, если она ничего не производит. И российские продюсеры, и, в частности, всемирно известный польский режиссер Кшиштоф Занусси имели свои ответы, основанные как на личном, так и на мировом опыте: польские киностудии, к примеру, прекрасно существуют, предоставляя услуги и сдавая территории в аренду. А Сергей Члиянц заявил:

— Одесская киностудия – единственная в мире и на всем постсоветском пространстве, которая не получает ни копейки от эксплуатации фильмов. Не имея денежных поступлений, киностудия действительно не может ничего. «Мосфильм» полностью обновился благодаря своей кино-библиотеке. Моя маленькая студия владеет правами на 27 картин, и за счет их эксплуатации она живет и развивается: я иногда теряю на производстве картин большие деньги, но при этом совершенно спокойно могу покупать сценарии, двигать разные проекты.

Кому принадлежит обширная фильмотека Одесской киностудии, представитель Министерства культуры ответить не могла, но заверила, что это один из главных вопросов, который необходимо решить в первую очередь – вернуть фильмотеку в собственность киностудии с тем, чтобы деньги за прокат классики кино поступали непосредственно в ее бюджет.
И все же, прежде всего киностудия, кинопроизводство – это идеи. И с реализацией идей как в Одессе, так и в Украине вообще – большие проблемы. К примеру, давно существует мировая практика продвижения сценариев, о которой рассказал Кшиштоф Занусси:

— Мне приносят сто пятьдесят сценариев, которые никто не читает. Я их не читаю. Но если я вижу перед собой человека, который умеет рассказать о своей идее так, что меня это заинтересует, тогда я буду с ним работать. Проблема в том, что у вас никто не владеет пичингом – это основа основ.

— Питчинг – презентация сюжета за пять минут, – пояснила Ситора Алиева, программный директор фестиваля «Кинотавр» и консультант других фестивалей. – Во всем мире на всех фестивалях человек может встать и продать свою историю. Необходимы тренинги, чтобы научиться грамотно и качественно рассказать свою историю. Я вам предлагаю, как не имеющим исходных денег, на следующем кинофестивале устроить «стори-пичинг». Мне кажется, одесский фестиваль и студия смогут провести первый отсев и выбрать наиболее грамотные профессиональные идеи, – повернула известный киновед дискуссию в конструктивное русло.

А ведь именно нехватка конструктивных идей и конструктивных действий и есть основная проблема отсутствия прибыльного кинопрозводства на базе Одесской киностудии: каждый действует вслепую, нет системы взаимодействия. Как правило, киностудия существует сама по себе, кинорежиссеры, продюсеры – сами по себе. Молодые режиссеры, сценаристы зачастую не знают, к кому обратиться со своими идеями. И очевидно одно – пока не будет выработан законодательный и административный механизм сотрудничества всех сторон, задействованных в кинопроизводстве – как на государственном, так и на местном уровне, – «кіна не буде».

Виктория ФРОЛОВА.
Написано для одесского журнала «Фаворит» (июль-август 2010).
Фото автора.