Озеро Птичье

Артем Нови
Это озеро.Странное.
Я прожил здесь почти целый год и не видел на его глади ни одной птицы.
И рядом в лесу. И на скалах. Перелетные сторонились его будто чего то проклятого.
Оно носило название "Птичье"- по крайней мере так переводилось с местного наречия. Находилось озерцо в высокогорье, такой небольшой плевок среди скал и можжевелово - кипарисовых зарослей. А на берегу- моя хижина, бревенчатая, слегка покосившаяся, но все еще сохранившее уютное очарование- резные рамы, скрипучая тяжелая дверь, черепичная крыша и крохотный, но прогревающий всю каморку холодными вечерами камин, в потрескавшихся, закопченных изразцах. На дубовой лавке накинута мягкая шкура неизвестного животного, что и служило мне кроватью, стол у окна завален красками, кружками, начатыми и брошенными холстами и тетрадями- о чем здесь писать?
Люди так же сторонились озера, Местные не жгли здесь костров, не проводили своих потаенных ритуалов поклонения неясным Богам. Пастухи гнали скот куда угодно, но только не в гору, не давая ни одной своей заблудшей овечке хоть немного отпить от этих вод, предпочитая реки и прудики в долине. Их присутствие здесь ограничивалось этой хибарой, которую соорудили когда то неведомые строители, и неясно протоптанной тропинкой.
До небольшой деревушки было пол дня пути. Я редко захаживал в нее, наслаждаясь одиночеством. Несколько раз в неделю, на старой нагруженной лошади, приезжал неразговорчивый азиат, который, якобы, владел хижиной и окрестностью, ничем мне правда этого не доказав, да я и не спрашивал, просто оплатил ему проживание на долгий срок. Я забирал у него немногочисленную почту и припасы, на несколько дней. Он не задерживался, не заходил за ворота хижины, не осматривался. Кивками принимал все мои пожелания на следующий раз, и не оглядываясь уносился прочь.
Так и жил тут один, обычно не распечатывая письма- бросал их в огонь, ел молодые козьи сыры, вяленое мясо, пил домашнее крепленое вино.
Писал скучнейшие этюды, обычно бросая их неоконченными, даже для необязательных форматов. Не пытался- и не делал вида что готовлю себя к чему то грандиозному, просто убивал время, и веру в себя, свою полезность.
И удил рыбу, будто скукой пытался окончательно добить себя. Она редко, но попадалась. Улов приносил лишь разочарование, самых мелких из существующих карасей, которыми побрезговали бы даже всеядные деревенские кошки.
 Пасмурным днем я вышел на старый причал, закинул удочку, затянулся душистой, пряной сигарой и принялся ждать, невидящим взором всматриваясь в гладь воды, отзеркаливая хмурое небо. Так прошло не меньше получаса, и тут- крючок зацепил что то большое и тяжелое, резко потянув меня вперед, чуть было не сбив с ног. В мыслях пронеслись разновидности "тяжеловесов" вплоть до кита, отчего-то поселив его в воображении здесь. Я отчаянно, с усилием тянул леску.
После моей продолжительной борьбы за внезапный крупный улов, произошло необъяснимое.
 Тихая вода покрылась мелкими барашками, будто на море, С середины озера, на меня двигался, как будто хрустальный купол. Я оцепенел, схватившись руками за удочку, и не мог сдвинуться с места.
Полушарие из воды достигло меня, легко запустило внутрь себя, и внезапно с силой бросило меня в воду.
Я катился на дно в этом шаре, будто через стекло замечая различные водоросли, мелкую рыбешку, чудом, как в невесомости, сохраняя равновесие, наконец достиг дна.
Я почувствовал холод, страх. Начал логически оценивать ситуацию, но все измышления рушились на словах- "из воды выкатился шар, вобрал меня в себя, и ушел под воду".
Я попытался выбраться, но купол стал твердым как прозрачная сталь.
Вдруг я заметил, что вокруг шара возникают не ясные черные тени. "Крупные рыбы"- подумалось мне. Силуэты и правда были похожи на рыбьи.
Одна из них подплыла очень близко, и тут я с изумлением заметил, что это вовсе не рыба, а...большая птица, похожая на орла, с жабрами на шее.
«Да, да...мы птицы"- вдруг раздался голос внутри шара- «Удивительно, правда? Мы, небесные странники- и вдруг обитатели глубин какого то озера"- после этих слов остальные тени приблизились, и я начал различать среди них Лебедей, соколов,  ласточек, жаворонков и многих других птиц  названий которых я не знал, но которых за всю свою жизнь видел лишь в полете, но никак не под водой...
"Как вы здесь очутились?"-крикнул я
"Как?Над этим мы и сами ломали головы.Может быть мы, наши предки, летали когда то здесь, а это проклятое озеро утащило нас под воду, сделав нас своими заложниками.А может мы- шутка Создателя- ведь так весело- рожденного летать, носиться под облаками, вить гнезда на самых отвесных скалах и на верхушках высоких деревьев, унизить, проклясть- прозябанием под водой. Кто знает, какое может быть оправдание этому поступку. Мы- рождены летать. Нам не подрезали крылья, посмотри. Они целы, они готовы взмахнуть и улететь. Нас пленили, без возможности рассечь небесный простор. Знакомо ли тебе это?"
Я хотел было сказать, что не бывает такого на земле, но мысль эта, готовая переродиться в слова будто споткнулась об мои воспоминания.. о
О себе.
Я ли не та птица, брошенная жить в воде. Уязвленная, жалкая.
Я вспоминал свою жизнь, жизнь своих друзей, жизнь большей части мира..
.....
"Знакомо"- сказал я горько..
"Ты не навечно Здесь, лишь на несколько мгновений, но лишь от тебя зависит, сможешь ли ты выбраться Там.- Птица, говорил видимо тот самый орел, многозначительно помолчала- Но такова наша роль, говорить вам, как хорошо, когда есть шанс парить в небе.Если ты здесь- у тебя есть шанс.
Когда ты подумаешь что выхода нет-вспомни нас. Это поможет тебе.
Я говорю прощай. Такая встреча дается раз в жизни."
"Прощай"- я все понял
Шар начал медленно катиться вверх. Орел плыл рядом, будто провожая меня, но тут у него вырвался вопрос, который он так хотел задать.
"Скажи... А какое оно... небо?"
Я очень хотел смягчить ему муку, рассказать, дать ему хоть толику радости.Но слов было не нужно.Он все увидел в моих глазах. Резко развернулся и пропал в глубине.
***
Я стоял на берегу и благоговейно взирал на воду.
Я оставляю тебя озеро птичье.
Я оставляю тебя, ради высокого неба.
Мне не жаль былого прозябания, мне жаль лишь тех, кто остается там, томимые в неволе, для того, чтобы однажды показать путь кому нибудь еще...