Временное областное правительство Урала

Самтраблъ
Гражданская война в России стала причиной возникновения большого количества государственных образований. Некоторые из них имели сугубо временный характер и планировали распространить свою власть на всю территорию страны, как самарский КОМУЧ или деникинский ВСЮР, другие стремились стать полностью независимыми государствами. Для регионалистов немалый интерес представляет своего рода "третья сила", известная как "областные правительства", ставшие практическим воплощением областнических идей. Из числа таких правительств правительство области Урала, пожалуй, наименее известно, по сравнению с Сибирским правительством и правительствами казачьих областей.

Несмотря на его непродолжительное существование (с 19 августа по 4 ноября 1918 г.), Временное областное правительство Урала весьма примечательно историей своего возникновения и функционирования. Распространенной является точка зрения о "буферном" характере, едва ли не "случайности" возникновения самостоятельного Уральского правительства. Однако, полностью принять подобную точку зрения невозможно в силу того, что сама идея уральской автономии на тот момент была не только экономически обоснована, но и пользовалась поддержкой политических и предпринимательских кругов Екатеринбурга. Лояльным к образованному Уральскому правительству было и местное население. И даже после упразднения областного правительства при создании правительства Всероссийского, уральские областники не уходили с политической сцены и пытались реализовать проекты создания автономной области Урала посредством предоставления "записок" в Директорию. Однако проекты их были проигнорированы.

Причины возникновения Временного областного правительства Урала

Традиционно в качестве такой причины называют необходимость создания "буфера" между конкурировавшими между собой и стремившимися распространить свою власть на как можно большую территорию самарским КОМУЧем и Временным Сибирским правительством. Данная причина была отнюдь не единственной и даже не основной. О том, для чего было создано Временное областное правительство Урала, говорится в его Декларации, выпущенной 19 августа 1918 года:

"Великие трудности стоят на пути к возрождению России и в частности Урала, где вся жизнь нарушена: заводы находятся в полном расстройстве, запасов сырья и топлива мало, продовольствия недостаточно, денежные знаки наравне с золотом и другими ценностями в казначействе и Банках на многие сотни миллионов разграблены большевиками. Велика разруха, и чтобы справиться с ней, нужны невероятные усилия. Это было бы совершенно непосильно теперь для какого бы то ни было Центрального правительства при помощи последних из центра чиновников, как бы они не именовались. Такую работу скорее может выполнить и то с невероятным трудом областное правительство, состоящее из местных общественных деятелей и привлекшее к созидательной работе все живые силы области".

Таким образом, основной целью создания Временного областного правительства Урала было восстановление промышленности. Для решения этой амбициозной задачи требовалось правительство, контролирующее территорию Горнозаводского Урала, который к тому моменту был своего рода "отдельной страной", специфика которой заключалась в промышленном типе хозяйствования, мало распространенном на окружавших Урал аграрных территориях. Поддержка Временного областного правительства Урала населением была вызвана надеждой на то, что именно уральское правительство сможет навести порядок и хозяйственное благополучие края. Поэтому претензии Самары и Омска на господство над областью Урала были отвергнуты представителями уральской общественности.

Политика уральского правительства


Политика правительства области Урала изначально носила компромиссный характер, так как само правительство было коалиционным. В него вошли представители партий кадетов, эсеров, народных социалистов и меньшевиков. Принятая программа предусматривала денационализацию промышленности, защиту введенных Февральской революцией демократических институтов, достижение классового взаимодействия и гражданского мира. Решение аграрного вопроса откладывалось до созыва Учредительного собрания, что, безусловно, являлось существенным недостатком программы уральских областников. Ярко проявился компромиссный характер программы в сфере рабочего законодательства, которое предусматривало сохранение восьмичасового рабочего дня при выполнении минимальной выработки, а впоследствии планировало переход к сдельной оплате труда.

Как отмечалось выше, основной целью создания правительства области Урала было восстановление промышленности. Данный приоритет в политике правительства выразился, в том числе, в создании двух таких специфических государственных органов, как Главное управление горных дел и Уральский промышленный комитет.

Уральский промышленный комитет является особенно примечательным органом, так как аналогичного ему в России прежде не существовало. Комитет занимался восстановлением промышленности, снабжением армии и тыла всеми товарами, кроме продовольственных, распределением сырья, оборудования и рабочей силы между предприятиями. Данным органом составлялся общий план работы промышленности Урала. Кроме того, в его компетенции находился транспорт, перевозки и строительная отрасль. Фактически, Уральский промышленный комитет участвовал в формировании экономической политики правительства области Урала и проводил ее административными методами. Работа данного органа оценивалась как весьма эффективная.

Временным областным правительством Урала восстанавливалась система местного самоуправления, существовавшая до Октябрьского переворота – были устранены советы, вновь начали свою работу земские учреждения и учреждения городского самоуправления.

Правительство области Урала стремилось легитимизовать свою власть посредством созыва Уральской областной думы, избираемой жителями уездов Пермской, Уфимской, Оренбургской и Вятской губерний, экономически связанных с горнозаводской областью Урала. К сожалению, созыв думы так и не состоялся, что послужило одной из причин падения популярности областного правительства у населения.

Причины неудач

С момента своего создания Временное областное правительство Урала находилось «между двух огней» - самарским КОМУЧем и Сибирским временным правительством, которые в равной степени претендовали на установление контроля над областью Урала. Присутствие сибирских войск на уральской территории, финансовые проблемы, вынуждавшие уральцев обращаться за помощью к Самаре и Омску стали причиной невозможности проведения полностью самостоятельной политики уральским правительством. Как следствие, правительству, даже облеченному на первых порах народными симпатиями, не удалось наладить обстановку в области Урала и создать полностью работающую систему власти.
Хотя Временное областное правительство Урала просуществовало лишь несколько месяцев и не смогло в полной мере решить возложенных на него задач, история данного областного правительства интересна и поучительна. Уральские областники начала XX века прекрасно понимали специфику Урала как особого промышленного горнозаводского региона, и пытались строить свою политику исходя из данной специфики. Неудача уральского областнического проекта в значительной степени является следствием интриг КОМУЧа и Временного Сибирского правительства, которые стремились распространить свою власть на как можно большую территорию, не считаясь с региональной спецификой и не учитывая местные интересы.