Skorpion

Хачхарджи Константин
               

               
 
«Каждому хорошо в отдельности, когда всем плохо»
             «Этюды»  Константин.

 Из моих, которые в скором времени, если позволит Бог, приблизятся к 100, шестьдесят  лет  пролетели под знамёнами  Союза ССР.  Моя жизнь, как зебра, в ней всё: «и жизнь, и слёзы, и любовь»  Тем не менее, из того, что пришлось лично наблюдать и от чего дико восторгаться, так это потрясающий интерес человека к своему  закату.  Любое застолье в румейском селе  Бугас заканчивалось  забавной     песенкой,  в которой есть вот такие строчки:

А смерть пришла,
Меня дома не нашла,
А я был в кабаке,
Да с бутылкой в руке.

  Мой дед не раз  рассказывал мне,  что  его сверстнику,  пережившему клиническую  смерть,  привиделось, как вдруг  открылась дверь,  и к нему зазалетел скрипач с группой, лихо отплясывающей   румейский танец «Хашлама» (с румейского  «хаш» - это бровь, а «лама» - танец,  то есть  танцуют, как бы по изгибу  брови). Гораздо позже, когда  я сидел подле деда, сердце которого уже отсчитывало свои  последние удары, вдруг он прошептал мне, слегка улыбнувшись: «открой двери»,  и я понял: пришли музыканты.  Видимо,  есть, какой-то неписаный закон бытия, когда человек, зажатый непредвиденными обстоятельствами,  говорит себе: «ничего, ещё  не вечер!»  Человечество в целом, похоже,  дышит той же сакральной мечтой.  « Мир выжил, - говорит мой друг Александр Зубревич, - потому  что смеялся».  И он прав! Кстати, есть отличное тому подтверждение.  Великий  Тимур Тамерлан (14 век), осадив какой-то там среднеазиатский город,  направил  к горожанам своего представителя  с предложением  откупиться золотом.  Жители, естественно,  сказали, что они- де нищие. Тогда Тимур посылает шпиона. По возвращении, на вопрос Тимура "Что делают жители?", лазутчик: "Плачут, Мой повелитель"

 "Врут! Есть у них золото" – сказал Тимур.

 И верно, жители собрали-таки  нужную сумму золотом. Тимур уходит. Через некоторое время он  возвращается:  "Золота!" Ответ: "Нет золота. Ты все забрал в прошлый раз".  И снова туда же:   "Что жители ?" Тот: «Плачут, Мой повелитель"

"Врут. Есть золото" – сказал Тимур.

 Действительно, собрали-таки золото. В третий раз пришел Тимур, и по старой песне:  "Золота !" "Нет золота !". И опять туда сыщика. Однако на сей раз настроение выразилось в другом стиле, - "Что жители ?".  "Смеются, Мой повелитель".

 "Вот теперь, - точно, - нет у них золота! Терять им нечего, вот и смеются" - сказал Тимур, потирая, от радости, руки.
 
  Теперь, скажите мне на милость, изменилось ли, что- либо в этом ключе? Да ни в коим разе! Чтобы убедиться в этом, предлагаю, развернув   «исторический атлас», посмотреть, что  творилось в  России через 300 лет после  «золотой лихорадки» Тимура. Так вот,  в 1719 году  в  русской речи людей имущих в обиход вошло слово «гильдия», что с немецкого "Gilde", буквально, «товарищество». Согласно Уставу Главного магистрата,  городское население  России в 1721-ом году  стали делить,  прошу обратить внимание, на  «регулярных граждан» по двум купеческим гильдиям в  зависимости от капитала и рода занятий, и  «подлых людей» — чернорабочих и подёнщиков. Хотя, честно сказать,  никак не возьму в толк, почему  людей, созидающих национальное добро,  назвали  «подлыми». Полагаю, что это и есть то самое – разгилЬдяйство!   Ну, так  эти самые «подлые»  в 1917-ом, то есть  через  500 лет, если от Тимура,  совершив  революцию, «о необходимости которой»  так настаивал Ленин,  скинули  всех «гильдов» и иже с ними. После чего,  эти  же  «подлые»,  став у власти,  почувствовали себя апостолами своего  социального  эксклюзива.  Ну, вроде того, что козлиха, вертясь перед зеркалом,  заметила себе: «Ты смотри, рога у меня  есть, вымя есть,  и всякое такое - тоже,  тогда почему я не крупнорогатый скот?» Пройдясь  по инстанциям,  она  достала-таки  соответствующую  справку, прицепила её себе на рог, и пошла к коровам. Тут бугай, обходя «владенья свои»,  подошёл к козлихе. « А ты-то, - зачем здесь?»  Козлиха,  грациозно нагнув головку, показала,  свой  тугамент:

 -Вот, читай!

-Знаешь что, - заревел бугай, - пусть тебя трахают  те, кто дал тебе эту справку, но я на колени становиться не буду!

  Извините: уж больно к месту. Короче, после Октября,  так пошла  плясать губерния, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Вначале  собрали в одну кучу всё, что двигалось и не двигалось. Кто имел, тот с трудом отдавал, но потом, – потом,  когда всё пропало,  хлеборобу терять было уже нечего,  и он с громкой песней «Широка страна моя родная», - побежал  в колхоз. Большевики облегчённо вздохнули: «дозрели товарищи!». В верхних, как сегодня говорят, эшелонах власти  та же кутерьма. Шли на ощупь, действовали по наитию, не знали с чего начать и что будет с того, что уже поставлено на повестку дня.  Странность была  в самой постановке вопроса: вывели некую философскую концепцию, что-де все беды от частной собственности.  Не вопрос (!):  наложили на неё табу, но, что-то опять пошло  не так.  Когда признали, что от неё, от этой  формулы,  уйти всё же не удастся,  тогда назвали её «личной собственностью»: как ни как, но всё-таки не частная  же! Поначалу дерзнули  на социализм, но тут опять-таки, что-то не то, тогда стали её расширять, чтобы, как-то, короткими перебежками  прийти к заветному коммунизму. В итоге    вышло: "социализм - это, когда ничего нет, но есть  ещё надежда, а коммунизм – это  изобилие, которое нарисуется  не  оттого, что много чего, а потому что людей будет  мало".   И вот, как всегда, именно  во дни тяжкие,  народ, чтобы не пропасть зазря, забавляет себя прибаутками.  Вот почему на время социализма   зародилась  масса  содержательных и толковых  анекдотов,  многие из которых зарождались в голове классного юмориста Карла Радека, который, помимо всех прочих качеств, был ещё и  блестящим журналистом с острым, как жало, пером. Вначале, для разгона фантазии,  несколько слов об этой  умной, противоречивой и злой на язык, личности. Карл Бернгардович Радек (псевдоним Radek, в честь популярного персонажа австрийской юмористической печати, настоящее имя Кароль Собельзон) родился в еврейской семье в 1885 году, 31 октября,  в Лемберге (ныне Львов, Украина). Карл  Радек официально признан, как видный советский политический деятель, деятель международного социал-демократического и коммунистического движения; в 1919—24 член ЦК РКП(б); в 1920—1924 член (в 1920 секретарь) Исполкома Коминтерна, сотрудник газет «Правда» и «Известия». По едкости, колкости, ядовитости Радек, действительно, вполне соответствовал своему зодиакальному знаку – скорпион. За резкую критику власти и лично Сталина, за шатания в лабиринтах большевизма, его часто, то возвышают, то резко бросают вниз, то исключают  из партии, то снова его восстанавливают, то сажают в кутузку, то выпускают. В конце концов, в 1937 году Радека приговаривают к 10 годам тюрьмы, и отправляют  в Верхнеуральский  полит-изолятор. Там же, в Верхнеуральске, его, то ли расстреляли по указке свыше, то ли убили сами же заключённые, - точно не установлено, однако доподлинно известно, что 19 мая 1939 года Карла Радека не стало; ушёл из жизни человек в расцвете своего таланта: от «восхода до заката», ему было всего лишь 54 года. И только через 49 лет (1988) Карл Радек был посмертно реабилитирован и восстановлен в КПСС, - "O tempora, o mores!". В истории остались лишь одни анекдоты от Радека, его ирония и его диалоги с Иосифом Сталиным, который так сильно «любил» его, что словами  не передать.  Откроем занавес, пусть Карл Радек потешится:
 
1.Сталин: «Прежде, товарищ Радек, когда я был обычным первым сектретарем ЦК,  Вы еще могли иногда отпускать по моему адресу свои идиотские шуточки. Но теперь, когда XVI партия и советский народ признали меня выдающимся теоретиком марксизма, - это стало совершенно нетерпимым. Вы немедленно должны прекратить рассказывать про меня анекдоты»
Радек: «Теоретиком марксизма?! Знаете, товарищ Сталин ЭТОТ анекдот я еще никому не рассказывал...»

2.Во второй половине двадцатых годов Ворошилов обвинил Радека в том, что он плетется в хвосте у Льва Троцкого. Радек ответил такой эпиграммой:
 
Ах, Клим, пустая голова,
Навозом доверху завалена!
Не лучше ль быть хвостом у Льва,
Чем задницей у Сталина?

3.Однажды Радек провожал некоего посла, возвращавшегося на родину. Отъезжающие и провожающие оживленно беседовали на перроне Белорусского вокзала, но, когда прозвучал гудок паровоза, извещающий, что до отхода поезда осталось пять минут, как и всегда бывает в таких случаях, наступило тягостное и неловкое молчание... Пытаясь разрядить обстановку, посол обратился к Радеку:
 
— Господин Радек! Не порадуете ли вы нас на прощание каким-нибудь свежим анекдотом?
 
— Охотно! — сказал Радек. — Например, знаете ли вы, какая разница между моей и вашей женой?
 
— Нет! — ответил посол и замер в ожидании остроумного ответа. В этот момент поезд тронулся и стал медленно набирать скорость. И тогда Радек, прощально помахивая  рукой, медленно, почти по складам, произнес:

— А я — знаю...

4.На пороге небытия, в безысходно трагической ситуации, Карл Радек создал свой последний анекдот, анекдот для истории. На скамье подсудимых Радек признался, что он и другие подсудимые лживыми показаниями, запирательствами и обманами мучили самоотверженных следователей НКВД, этих исполнителей воли партии, защитников народа от его врагов, чутких и гуманных друзей арестованных.
 
Карл Радек говорил: «Моисей вывел евреев из Египта, а Сталин — из Политбюро».

5.Однажды Сталин разговаривал с уже тяжело больным Лениным:
 
— Конечно, Иосиф Виссарионович, Вы, может, освоили манипуляциями в секретариате добиться большинства в ЦК партии. Но вот пойдет ли за вами партия? Вот в чем вопрос!
 
— Не пойдет за мной — пройдет за Вами!

6.Беседуют Радек и Сталин.
 
Радек:

— Очень странный у нас с вами логический спор:
я вам посылку, вы мне следствие,
я вам довод, вы мне заключение,
я вам цитату, вы мне ссылку.

7.В тюрьме в 30-е годы Радеку пришлось заполнять анкету. Когда дошла очередь до графы «Чем вы занимались до революции», он вписал: «Сидел и ждал».
Следующим шел вопрос: «Чем занимались после революции»,
 
— «Дождался и сел», — написал Радек.
 
8.Сталин спрашивает Радека:
 
— Это вы сочиняете анекдоты?
 
— Да, я.
 
— Расскажите какой-нибудь коротенький.

— Сталин — генсек.

9.Сидят в тюрьме трое. Начали выяснять,  кто за что сидит:

1-й — Я за то, что в 1918 году назвал Радека контрреволюционером
2-й — Я за то, что в 1938 году назвал Радека революционером.
3-й — А я — сам Радек.

10.Вызывает однажды Сталин Радека и говорит:

— Слушай, Карл, что ты все время про меня анекдоты сочиняешь! Давай договоримся, что ты про меня не будешь анекдоты рассказывать, а я воздержусь от всяких репрессий. И вдруг опять пошли анекдоты о Сталине. Снова Сталин вызывает Радека:

— Что же ты, Карл, нарушил нашу договоренность?
 
— Ничего подобного! Это ты первый нарушил слово, пересажал весь XVII съезд.

11.Карл Радек сказал однажды:
 
— Конечно, у нас могут быть две партии... одна у власти, другая в тюрьме.

12.У Сталина спрашивают, есть ли у него хобби? «Да, — отвечает он, — коллекционирую анекдоты». — «И много собрали?» — «Да сотня лагерей наберется».

13.Когда борьба с антисемитизмом свелась к замене слова «жид» на «еврей», Радек сказал: «Раньше говорили подЖИДаю трамвай; теперь надо сказать подЕВРЕиваю трамвай»

15.Однажды на дне рождения Горького Радек, сказал: "Раз парки, самолеты, улицы, колхозы, театры и города уже названы Вашим именем, то осталось переименовать всю нашу жизнь...

16.Однажды в разгар очередной реформы ВСНХ Радек предложил слить все наркоматы в три, которые следовало назвать Наркомтяп, Наркомляп и Наркомдуб.

 One minute! А, не назвать,  ли, следуя за Радеком, нынешнею Рассейскую иерархию  тако же, то-бишь: Минтяп, Минляп и Миндуб? 

И к ассоциациям:

  Не удивлюсь, если спросите: « отчего так?»  Да мало  ли «что».  Вот, по ходу,  А - первая буква русского алфавита. Сегодня, следуя старославянскому стилю, не так уж редко предложение  строят, начиная именно с этой буквы «А».  К примеру: «А я ему дам жару»,  «А я ему покажу, где раки зимуют», «А, где же ты, залётная, ..»  «А не пойти ли мне в гости», «А я думаю иначе»,  или «А не пошёл бы ты на х.. ».
В абхазком языке  тоже  есть своя любопытная  изюминка.  Суть ее в том, что ко многим словам при их написании впереди подставляется та же буква "а". Скажем так, по-русски будет  ресторан, а по-абхазски  аресторан,  по-русски  мудак, а по –абхазски  амудак,  и много чего  такого. И вот, можете представить себе, наш земляк-вездеход посетил Гагру. Ходит, гуляет по городу,  и видит везде такие вывески:  «амагазин", "акафе", "аресторан".  Подходит к первому встречному и, до крайности удивляясь, спрашивает его: "Скажите, вы не знаете, почему это у вас так: «амагазин»,  «акино»,  «атеатр»,  «аресторан?"  А тот, разводя руками во все стороны,  широко расплывшись в улыбке,  отвечает:

- А х*й его знает!
 
              Azohun-wei, a  loh  in  kop!