Джульбарс

Рашид Гасанов
Привет люди! Давайте знакомиться. Я - пёс Джульбарс! Чего уставились? Да, я, собака, умею разговаривать. Да мы все говорим на вашем, только не любим этого. Куда проще, "гав" - и всё ясно, все по местам. Так вот, чего это я вдруг заговорил на вашем? Мне в этом году пошёл уже двадцать первый год, а по нашим понятиям я уже совсем старичок. И решил я кое-что рассказать вам, люди, так как я старый одноухий пёс и могу в любой момент помереть, а хочется всё - таки после себя оставить что-то доброе, может мне это там зачтётся...
Ну так вот, живу я в нашем дворе чуть ли не с рождения. Раньше у меня был хозяин, кормил, на охоту водил, на других собак натравливал. Я его по молодости лет-то любил как друга, доверял ему. Но вот однажды мы с прогулки возвращались и он увидел, как у машины мальчик лет десяти пытается под машину заглянуть. Ну конечно, хозяин мой подумал, что вор машину хочет ограбить. Он и спустил меня с поводка и команду дал - "фас!" А такая команда для собаки, как красная тряпка быку. Я эти двадцать метров в один прыжок осилил, и вот мальчонка лежит под моими лапами. Вижу: мама родная! Перепугался бедный, со страху даже крикнуть не может, а хозяин орёт надо мной: "Рви его, рви его, Джульбарс, фас его, фас его!".Ну я, конечно, оскалился как положено собаке, но кусать, извините, за что? Хозяин на меня чуть ли не с кулаками, ну я и ему свои зубы показал, чтоб не особенно-то. Но я не отходил от пацана. Интересно было, чего он около машины крутился? Заглянул под машину, а там мяч футбольный застрял. Вот оно что! Ну, тогда, извиняйте, промашка вышла. Я отошёл от него и сел недалеко. А хозяин поднял мальца, а под ним целая лужа. Эх... бывает.
Малец оправился немного и объяснил, что мяч его застрял под машиной. Хозяин успокоился, посмотрел на меня, обозвал тварью и ушёл домой, а я остался во дворе нашего большого дома. Вот с тех пор и живу здесь на общественных харчах. Потом пару раз ко мне подходил мой старый хозяин, типа хотел помириться, но мы собаки таких вещей не приемлем. Одного раза нам хватает, чтоб из друга получился враг.
Когда был помоложе, забот было очень много. Нужно с утречка оббегать все потаённые углы, пометить, так сказать, обозначить границу, потом проверить запасы, свои припрятанные вкусности, а потом дождаться завтрака от сердобольных бабушек и можно пройтись по городу немного буквально пять минут. А затем на службу - охранять двор. Теперь же всё изменилось. Во дворе хозяйничает пёс по кличке Бек. Было время, когда он даже лаять не умел. Да, бывает такое. Бек был толстенькой болонкой, ел и пил на бархатных подушках. От него несло за версту духами. Каждый день он принимал ванны, ел сосиски, сардельки. В общем, жизнь в кайф. Но однажды случилось так, что хозяйка Бека то ли померла, то ли её увезли в больницу. В общем, не стало её. И вот этот толстый, ничего не понимающий о дворовой жизни пёс остался на улице. Совершенно один. Ну, стало мне жалко его, я ему в конуре у себя место выделил, и Бек тут же уснул, намаялся за весь день. На следующий день Бек проснулся грустный, скулил. Конечно, в один миг лишился шикарной жизни, и опустились у него лапы, и не знал он, что ему делать. Нужно было помочь ему. Какой никакой, а всё-таки пёс. Хотя, честно говоря, на пса - то особенно и не походил, скорее толстая неповоротливая кошка. Этакая закормленная сердобольными хозяевами чушка. Я ему так и сказал: мол, особенно на пса-то ты не похож. Бек обиделся: мол, пёс он с хорошей родословной, что он, как любая собака, когда мочится, лапу задирает. Эк нашёл отличительную черту! Да так и кошка может сделать, если приучить.
 
- А вот гавкать ты умеешь? - спросил я у Бека.
 
––Конечно.
 
-Ну-ка, продемонстрируй.
 
-Г-а-а-в! - Протяжно выронил Бек.
 
-Ты что песню поёшь? Кто же на такое откликнется, заметит?
 
-А разве меня должны замечать? - спросил Бек.
 
-Конечно, ты же собака. Собаку всякий должен замечать, если, конечно, ты не в засаде
 
-Где?
 
-В засаде. Да ладно, это я тебе потом объясню. Так вот, "гав" нужно произносить коротко, громко и очень внятно, вкладывая в звук всю серьёзность своих намерений.
 
-А какие у меня должны быть намерения?
 
-Как какие? Предупредительные. Что, мол, если что не так - можешь укусить.
 
-Я... укусить?! Кого? За что?
 
-Да славно, когда не за что и никого. Но порой жизнь заставляет кусаться.
 
-Нет, я кусаться не умею, разве что сахарную косточку, - виновато наклонив морду, произнёс Бек.
Видно было по всему, что он голоден. Я раскопал из своих запасов, припрятанных за конурой, почти свежую косточку (ароматную - класс!) и положил перед несчастной собакой.
 
-Вот съешь, только сначала гавкни по-настоящему, как я тебя учил.
 
Бек глянул на кость. В той прекрасной жизни, которой он лишился, на такие кости он не обращал внимания, а сейчас запах и соблазнительный кусочек ещё невысохшего мяса сводил с ума. Бек глубоко вздохнул, сглотнул слюну и сказал: "Г-а-в".
 
-Так уже лучше, но всё равно тянешь. Давай ещё раз.
 
Но у бедной собаки никак не получалось гавкнуть отрывисто и грозно, чего я от него добивался. Во дворе появился старый кот Рыжик. Мы с ним были приятелями. Редкость, конечно, дружба между собакой и кошкой, но бывает. Жизнь мудрая штука, долгая, всегда даёт возможность понять, кто тебе друг, а кто враг. Рыжик, увидав наши занятия, решил помочь мне справиться с бестолковостью Бека. Он чуть ли не на пузе подполз к косточке, в один миг схватил и дал дёру перед носом опешившего Бека. И тут случилось то, что мне не удавалось сделать с самого утра. Бек зарычал и залаял, кинулся за котом, да так стремительно, что ещё мгновение и он бы нагнал старого плута. Рыжик бросил кость и мгновенно забрался на акацию. Бек, задрав морду вверх,  ещё пару раз гавкнул на улыбающегося кота, взял косточку и принёс мне.
 
-Ну что, теперь понял, зачем тебе правильно нужно лаять?
 
-Понял,- с радостными глазами ответил Бек, и, конечно, получил в подарок сахарнуою косточку.
Вот с тех пор Бек мало-помалу стал приживаться у нас во дворе, подрос и вытянулся. Его и не узнать теперь, сравнивая с тем клубком шерсти. А с недавних пор, как я ушёл на пенсию, он занял моё место главного сторожа нашего двора...
Жильцов в нашем дворе живёт много и все разные. И доложу вам, многие из них очень даже ничего. Добрые, умеющие пожалеть, иногда даже приходить на помощь. Но собакам, чтобы это понять, собственно и не нужно, чтобы что-то произошло, чтобы по поступкам определять хороший человек или нет. Нюх, обоняние - вот это вещь! Вот к примеру, Анна Павловна. Она теперь на пенсии, а раньше судьёй работала. Очень сердобольный человек ко всякой животине. Всегда чем-нибудь вкусненьким угостит. Она в хлебном магазине покупает целый нарезной батон, хотя ей и половинки - то хватит, так как живёт одна - одинёшенька. А половинку хлеба обязательно скормит то собаке, то кошке, то голубям накрошит. В общем, наш человек. А вот когда с работы возвращалась, то сразу можно было догадаться, что у неё на душе. Если выносила какой-нибудь тяжкий приговор, сразу было видно, будто её непосильным грузом обложили и вот она идёт еле-еле ногами передвигает. А когда оправдательный - так вся светится. И самое интересное: от неё всегда другими людьми пахло. Видно, хороший она судья была, до боли в сердце вникала в судьбы других. Собачье обоняние - это как рентген для человека и даже больше. Но даже по рентгену человек не может определить, что за характер у того или иного. А мы чуем даже на расстоянии. Вот меня всегда удивляло, как так, человек получил от природы самый развитой мозг, а вот слух, зрение, а главное, обоняние - не ахти. И вот тут, я вам доложу, всё зависит, где и в каких условиях человек родился, каким его воспитали мама и папа, что вложили в его душу с самого рождения. Смотришь, вот идёт ребёнок, увидел собаку, та к нему ластится, хвостом виляет. А родитель в ужасе мальца в охапку и в сторону. Или того хуже: заорёт на собаку или пнёт её. И какой это пример для ребёнка? А потом глядишь: вырастает из такого сына или дочки человек с гадкой мыслью в голове, что все окружающие вокруг враги. Малец подрос и вот несёт в руках палку, чтобы ею ударить кошку или собаку. И родители поощряют по глупости. Думают, вот, мол, как его чадо развивается, учится защищаться. И плохо это. Именно вот в это время в характер маленького человека попадают зёрна злости, ненависти к другим. А дальше из него получается эгоист, глухой, слепой и равнодушный к чужому горю. Конечно, в смысле гигиены нужно быть осторожным, среди нас, собак и кошек, да у любой животины всякие заразы могут водится. Но дотрагиваться детю до нас необходимо. Через наше умение отдавать тепло и радость другому маленький человек очень быстро понимает и ощущает, что на свете много добра, я бы сказал, близкого к материнскому. Ой, чего-то я отвлёкся от главной темы. Хотя любая тема, касающаяся воспитания ребёнка, главная.
Ну, так я расскажу то, что случилось у нас во дворе на прошлой неделе. Вечер, двор постепенно опустел от детей, играющих в песочнице, от пенсионеров, забивающих в козла. Мамаши с колясками ушли. Как раз в это время все, кто имеет собак, выводят их на прогулку. Я лежал у своей конуры, Бек где-то мотался по своим делам. Конечно, это время и для меня много значит, хотя меня никто и не выводит, я сам себе хозяин. Но вот собаки, что весь день сидят взаперти, им обязательно необходимо со мной поздороваться, успеть перекинуться парой фраз. Всё же таки как никак я сторожила двора. И вот гляжу: напротив по тротуару идёт мой старый хозяин в метрах тридцати от меня и ведёт на поводке собаку, бультерьера. Среди этих собак встречаются много толковых, но и безумно злобных тоже хватает; говорят, они могут вцепиться так крепко, что никакой силой потом пасть не разнять. Бек рассказывал, что так, мол, одну псину пытались снять с ноги человека. Ничего не помогало. Стали бить палкой по голове, так и забили до смерти, а пасти он так и не раскрыл. Дураки люди: нет, чтобы ноздри и пасть по краям ему заткнуть тряпкой, так он, задохнувшись, сам бы и открыл...
И задумался я, а чего это хозяин приобрёл такую взрослую собаку? Уже совсем стемнело, собаки с прогулки уже все разошлись по домам, а этих нет. Видно, куда-то далеко забрели. Медленно из-за дальней тучки выползла луна, неохотно освещая двор, мимо пронёсся Рыжик, очень торопился. Я по-стариковски улёгся на циновку, брошенную мне с барского плеча дворником нашим Никифорычем, в вполглаза глядя на вспыхнувшие окна дома. Вот на втором этаже учительница Марья Степановна отчитывает своего оболтуса. Учительница занимается воспитанием детей, а своего отпрыска приструнить не может, опять, наверное, курил.
А в третьем окне от пожарной лестницы Сан Саныч - бухгалтер в большой артели - вечно с кожаной сумкой ходит на работу. А от сумки его всегда привлекательно пахнет столичной колбасой. Мы, дворовые псы, его сумку называем "завтрак Сан Саныча" и самое смешное, что ему всё время кажется, что все собаки его хотят укусить. Как увидит какую болонку - там не собака, а смех один, - так он всё равно сумку как барьер перед собой держит, становится на цыпочки и, пятясь, обходит это "страшилище". А "страшилище" за сумкой неотступно. Колбаса - магическая вещь для собаки. А вот на третьем этаже за шторой целуется пара. Молоденькие совсем. Эх, хорошо... любовь! И закрыв глаза, я в полудрёме стал вспоминать про свою Полечку. Так звали красотку пуделиху. Долго я за ней бегал. Сначала она упрямилась, характер показывала. А когда покорил, хозяева стали на меня коситься... Да дело давнее, но счастливое. Ночь сгустилась совсем. Из-за конуры послышался шорох. Я, ещё не понимая, что там такое, только поднял голову, как в мою лапу сзади вцепился тот самый бультерьер. Раз! Щелчок, резкий хруст, и вместе с резкой болью я понял, что кость моя перекушена. Я взвыл и сходу вцепился в ляжку врага. Да куда там! С моими полустёртыми зубами разве прокусишь такую силищу? Но пытаюсь, пока силы есть. И заварилась тут каша. Где чей хвост, где чей ор - не понять. Народ из домов вывалил на улицу. В это время откуда-то появился Бек. Сходу влез между нами и, вцепившись в морду бульта, стал его рвать на куски... Даже мне было страшно от его рычания. Я его таким свирепым никогда не видел. Соседи столпились вокруг нас, женщины раскричались. От укусов Бека бульт отпустил меня. Я потом заметил, что на шее у него ошейник с металлическими штырями. Сука, старый хозяин, всё предусмотрел. Нога моя повисла так, что я и встать на три лапы даже не мог. Люди вмешались, отогнали Бека. Бульта забрал хозяин, а меня Анна Павловна в соседской машине вся в слезах отвезла в ветлечебницу. Благо она от нашего дома находится через улицу. Когда меня внесли в операционную, я заметил, что возле дверей сидел Бек. Ишь ты, прибежал, переживает. Доктор всех ещё возмущённых соседей выставил за дверь, а Бека оставил рядом со мной. Уж не знаю, какими жалостливыми глазами я на него смотрел. Вот так, под утро, когда я проснулся, был уже дома у Анны Павловны. Лежал на мягком тюфяке, рядом миска с очень соблазнительной сарделькой. Через неделю я уже мог самостоятельно становится на трёх лапах, пришитая пока побаливала. Приходил Бек посмотреть, как я себя чувствую. Ну а дальше (чтобы особенно не утомлять вас, люди, и так длинным своим рассказом) Анна Павловна написала куда следует по старым связям, старого моего хозяина оштрафовали за издевательство над животными. Соседи его ненавидят, да так, что он и носа не кажет днём во дворе.
Ну вот, люди дорогие, кажется, все, что хотел, я вам рассказал. Мы, ваши братья и сёстры меньшие, дарим вам и друг дружке тепло своего тела, доброту сердца и сочувствие души, не задумываясь, не домысливая, как он или она отнесутся к этому. Потому что сердца наши открыты, и чем больше в них появится доброты, тем легче жить, понимать друг друга. И я уверен, если вы люди, хозяева всего на земле, станете именно так воспринимать и отдавать доброту, то земля наша и всё живое на ней не будет знать горя. Поверьте мне, повидавшей и испытавшей жизнь на собственной шкуре старой собаке.