О творчестве Габделя

Габдель Махмут
             Вот рецензия известного писателя Владимира Еременко, которую я включил как рекомендацию к изданию своей книги "Неразлейвода", что требовалось по условиям Издательской комиссии ЯНАО. Без таких отзывов рукописи к рассмотрению не принимаются. Я очень благодарен своим рецензентам: Борис Кожухов (Балашиха), Владимир Еременко (Переделкино), Ольга Быкова (Н.Новгород),потому что книга утверждена к выпуску в ноябре-декабре этого года, желаю им процветания, и миллион читателй и почитателей их таланта.
             Если у кого из моих читателей будут мысли по поводу, приму с благодарностью...
2011 г.

О творчестве Габделя Махмута

              Знаю многих русскоязычных писателей. Признаюсь, не всегда знакомства с ними были открытиями. Главный инструмент писателя - язык. А он не родной... С этими опасениями в свое время я приступал к чтению рукописи Габделя Махмута. Читал с опаской, однако, уже по первым рассказам понял, что имею дело с неслучайным человеком в литературе. А дочитав рукопись до конца, уверовал, что в российскую современную прозу пришел интересный писатель, со своей темой, своим видением мира и своим почерком.

            Его письмо лишено внешнего блеска, но есть внутреннее напряжение и динамика, которые цепко держат внимание читателя. А главное, в прозе Махмута есть то счастливое угадывание, когда ты восклицаешь: "А ведь это было и со мной!" Трагедия замерзающего в таежной тропе мальчика в рассказе "Татарчонок", который случайно отстал от тракторных саней, напомнила мне военное лихолетье, когда я и сам оказался в его гибельном положении. Однако автор проводит своего юного героя не только через экстремальные испытания природой, но и испытания людьми, дурными и добрыми, где побеждает высокий дух и человечность.

            Герои Махмута, в большинстве своем, крутые парни, живущие в трудных
условиях Крайнего Севера, где добывается свет и тепло для России. Многие современные молодые, да и не только молодые, писатели, видно для воссоздания колорита жизни этих людей, нередко прибегают к столь же "крутому" языку в своих произведениях.Стало какой-то дурной модой "сдабривать" речь героев открытой похабщиной и матерщиной.Габдель Махмут отвергает этот путь. Писатель ведет повествование в традициях русской литературы, которая в своих высших образцах была целомудренной и хранила чистоту языка. Даже в рассказе "Хайван", поведавшем о трагедии пьющего по-черному человека, автор остается верен этой благой традиции.

             Широк и разнообразен у писателя диапазон изобразительных средств. Короткий, всего в несколько страниц, рассказ "Земляки" освещен поэзией и тонким юмором, вызывающим у читателя добрую улыбку. Рассказы полны точных наблюдений, которые открываются только художественным натурам. Одним из лучших, на мой взгляд, является рассказ "Чертово колесо" - грустное и светлое повествование об угасающих жизнях старика Ахмета и его верного друга пса Арслана. "Долга жизнь, пока молод, - рассуждает старик, работающий в парке сторожем. - Точно чертово колесо. Пока поднимаешься, кажется скоро, а повернул вниз, и того быстрее приехал…"; "…старость – это усталость, а она сильней и сильней гнет к земле"...

             Лирический талант автора зримо проступает там, где он обращается к поиску истоков и корней своего родового древа. Оно поначалу взрастало в горах Кавказа, а потом волею злых судеб ветвью прадеда Махмуда было занесено в глубины сибирского Севера. Это случилось задолго до советской власти («Копну корни…»).

             Благодатные дары малой родины писатель щедро возвращает соотечественникам в своих произведениях прозы. Писатель отстаивает самобытнойсть своего народа - сибирских татар, борется с бытующим в нашей стране невежественным мнением, что современные татары на Руси – это «осколки» оставшихся татаро-монгольских завоевателей. Конечно, эти заблуждения и чушь не могут не вызвать протеста. Здесь я горячий сторонник автора и, как историк, готов указать и на другие исторические факты его правоты...

             Новое, непривычное, даже если оно и талантливое, приживается трудно. Но у всех открытий, больших и малых, путь один – через тернии к звездам. Годы укрепили мою веру. Северная жизнь шлифовала биографию Махмута и крепила его писательский талант. Это нельзя было не видеть по тем публикациям Г. Махмута в столичных и местных газетах и журналах. Возмужавший писатель предстает в новом творческом ракурсе. Габдель оказывается еще и поэт, и бард, и сказочник, и баснописец…  А главное – творческая личность, которая ищет и торит свою тропу среди бесчисленных дорог, которыми прошли великие творцы вечного и доброго.

              Надеюсь, читатели по достоинству оценят не только поэтическую лиричность своеобразных поэм «Камертон» и «Ключи для прометеев», но и их философскую и житейскую глубину. Рассудительность, поиск истинного, афористичность письма не может оставить равнодушным. Вот наугад взятые фразы «поэпроза» Махмута:

Отдай сердце другим,
И ты переживешь время.
             ***
Погибшие за любовь к Отечеству
Не умирают в сердце народном. 
             ***
Кто сумел понять женщину,
Способен править миром.
             ***
Глаза в глаза – созревает любовь,
Глаза в глаза – видится шире мир.
***
Против мечей не находится речей,
когда занесены они над головой.

           Немало мудрых откровений читатель найдет и в легенде, сказках, сказаниях, которые как свиток древних писаний автор разворачивает перед читателями. Впрочем, книга не нуждается в особых рекомендациях. Я и завел разговор о ней только потому, что слежу многие годы за трудным, но и плодотворным ростом и  мужанием этого автора. 
   
           Когда-то Александр Фадеев сказал, что писатель - это талант и биография. Габдель Махмут обладает этими добродетелями. Запомните это писательское имя – Габдель Махмут – и смело берите в руки его очередную книгу.

Владимир Еременко, кандидат филологических наук, член СП СССР
Москва, Переделкино