Косой парус

Константин Рыжов
 В раннем средневековье произошло важное изменение в парусном вооружении средиземноморских судов. Оно касалось формы самого паруса: на место широко распространенного в прежние времена прямоугольного пришел треугольный или косой парус. Этот парус, получивший название «латинского», был заимствован  европейцами от арабов. Однако сами арабы едва ли были его изобретателями, поскольку косой парус издревле использовался мореплавателями Индийского океана. Сначала при вооружении судна треугольным парусом, передний конец рея подтягивался к форштевню (носовой оконечности судна); к мачте рей прикреплялся в нижней его трети и не под прямым углом, а наклонно. Угол наклона рея в зависимости от силы и направления ветра можно было менять. Позднее отказались и от длинного наклонного рея, а стали вверх на короткой мачте поднимать гафель (специальный рей, укреплявшийся наклонно в задней части мачты (сзади нее) и поднимаемый вверх по мачте). К гафелю крепилась верхняя шкаторина косого паруса. Использование косого паруса  сразу облегчило управление кораблем, поскольку он чувствовал дуновения даже самого легкого бриза.

Королевство и империя франков  http://www.proza.ru/2010/08/06/257

Хронология великих изобретений http://www.proza.ru/2011/03/26/354