Анатомия результата. Главы из книги

Марина Линдхолм
Лень

Лень – это не болезнь, а индикатор.
Когда вам что-то нравится или когда вы чего-то хотите, вам не может быть лень. Лень появляется тогда, когда вы ничего не хотите или вам ничего не нравится. Или, другими словами, вы не имеете того, что вам нравится. Лень указывает на то, что вас ничто не задевает, ничто не трогает, вокруг нет ничего интересного именно вам.
Лень – это особое состояние души, описанное в мировой литературе неоднократно. Лени, как правило, сопутствует ирония – тонкая насмешка, прикрытая серьезной формой выражения. Лентяй насмехается над чужими усилиями и действиями, потому что сам бездействует, но в глубине души понимает, что он неправ.
Открыто насмехаться ему не позволяет воспитание, поэтому в ход идут шуточки и приколы.
– Ну-ну! Давай-давай!
– От работы кони дохнут!
– Бегаешь, бегаешь, а жить когда?
Все шутки и анекдоты про «богатеньких» придумали и используют лентяи, чтобы оправдать собственное безделье.
– Да ладно тебе, все время ты занят, приезжай, посидим, поговорим, выпьем!
– Ой-ой-ой, какие мы крутые!
– Везет тебе!
Лентяи придумали целую философию под названием «А мне и так хорошо!»
Им и так сойдет: старая одежда, безделье, мелкие радости типа бутылки пива.

На самом деле, человек, охваченный ленью, просто не имеет мечты. Может быть, он ее не нашел, а может, нашел, но потерял, разочаровался, или кто-то другой жестоко насмеялся над его мечтой.
В любом случае, если начать говорить с лентяем о его мечтах, то через какое-то время его глаза блеснут, и обязательно найдется тема, которая его будоражит, возбуждает, оживляет. Теперь внимание! Что он будет дальше делать с этой темой? Скорее всего, он очень быстро заговорит о невозможности исполнить свою мечту, убедит вас и себя самого, что эта мечта не стоит того, чтобы ради нее «гробить» собственную жизнь, расскажет вам тысячу историй про то, как кто-то другой старался достичь своей мечты и не достиг, а потом еще тысячу историй, как кто-то пытался достичь мечты и страшно пострадал… Ваш лентяй уговорит сам себя, что лучше жить в скуке и тоске, чем гореть и биться головой об стену.
На ваших глазах человек, охваченный ленью, воспылал и тут же потух, и это происходит с ним не впервые. Он делал это не раз и не два.
Его мечта по-прежнему существует. Она жива. Просто он не допрыгнул до нее, не достал с разбега, а еще наверняка ему кто-то «помог» поверить в неудачу, и он отвернулся от своей мечты.
Когда мы были детьми, мы все знали, кем мы хотим быть. Мы знали, чем мы хотим заниматься, и мы открыто говорили об этом своими детскими голосами.
У меня есть один знакомый мальчик, которому 4 года. Этот чудный мальчик очень любит денежки. Он их собирает в свою коробочку-копилочку, и он знает очень много про деньги. У него есть монеты и купюры, он их рассматривает, называет номиналы, считает, сравнивает. Я привезла ему иностранные монетки и купюры, и он сразу же выучил названия этих денег. Родители подшучивают над ним, говорят, что не хорошо быть таким жадным. Когда мальчик стал засовывать очередную монетку в свою копилку, папа начал шутить, что, вот смотрите, маленький банкир, жадина, заталкивает, сопит, пыхтит, давай, давай, засовывай монетку, а то отнимут!
Ничего особенного. Родители подтрунивают над своим ребенком. Он, кажется, не обращает внимания, но ведь обратит, рано или поздно он обратит внимание на шутки своих родителей, и обидится или расстроится. Потом, когда поймет, что родители иронизируют над ним, он начнет прятать свое увлечение, а потом постепенно охладеет к нему и сам начнет подшучивать над своей забавой и займется «серьезным делом».
А ведь мальчик-то – готовый банкир.
Его мама, очень добрая и симпатичная, тихим голосом высказала мысль о том, что лучше было бы, если бы он был добрее и умел отдавать деньги, а не заталкивать их в копилку. Без комментариев.
Другой мальчик, тоже четырех лет, очень бурно хотел поучаствовать в разговоре взрослых. Я увидела, что он полон решимости, что у него есть четкая мысль, которую он собирался высказать. Но его мама резко оборвала его словами: никогда не вмешивайся в разговор взрослых! Мальчик погас, съежился и затих. Ему уже никогда не стать лидером, потому что он навсегда испугался того, что его могут одернуть, остановить и пристыдить.
Я пишу про очень простые вещи, которые происходят в жизни каждого человека, и они настолько простые и настолько обыденные, что невозможно поверить в их опасность. Но это так! Наши повседневные разговоры, наши повседневные мысли и слова создают ту атмосферу, в которой мы живем.
Успех – вещь редкая и дефицитная, и на 90 % успех состоит из нашего настроения, настроя, из наших мыслей и отношений.

Сейчас модно говорить про легкое отношение к жизни. Я читала много журнальных статей про то, что жизнь должна быть легкой и полной удовольствий. Это чистая правда. Жизнь должна быть легкой и приятной, я в этом уверена. Однако я уверена и в том, что перед тем, как жизнь становится легкой и приятной, приходится изрядно попотеть и поработать, чтобы организовать себе эту легкую жизнь.
Жалко тратить годы и десятилетия на то, чтобы в результате не получить ничего. Гораздо умнее потратить несколько лет, а потом жить легко и приятно. Вопрос – как это сделать?

Отношения – взгляды – точки зрения

Уверенность

Мы относимся к вещам. Мы думаем про вещи и про самих себя. Мы верим в то или другое. Это, собственно говоря, и определяет нас и нашу жизнь.
Как я отношусь к себе? Вы не поверите, но если составить список отношений к самому себе, то это будет что-то ужасное. Мы на самом деле живем двойной жизнью. Мы скрываем от других свое отношение к самим себе, а показываем парадный фасад.
Мы не доверяем себе. Это так же верно, как то, что вода кипит при 100 градусах Цельсия. Или как то, что дважды два четыре. Доказательства? Пожалуйста!
Зачем мы читаем журналы мод? Чтобы одеваться модно. А что такое мода? Это некое мнение о том, что именно красиво именно сейчас. Разве не глупо? Мы не доверяем собственному вкусу? Похоже, что так.
Зачем мы спрашиваем советов? Зачем мы слушаем подруг? Зачем мы идем к психологам? Зачем мы обращаемся к дизайнерам? Зачем, зачем, зачем?.. – затем, что мы не доверяем себе.
Мы не считаем себя экспертами, мы не уверены в своей компетентности, мы смотрим на других людей, мы подражаем.
В глубине души мы боимся, что над нами будут смеяться. Мы не хотим, чтобы нас осуждали. Мы избегаем громких высказываний, а если высказываемся громко, то у себя на кухне собственной жене.
Если нам говорят, что мы совершили глупость, мы расстраиваемся, потому что сразу же верим в это. Мы думаем, что есть кто-то, кто знает про все лучше нас, надо просто найти этого умного и хорошенько расспросить.
«Век живи, век учись, а дураком помрешь». Вот то, что мы думаем о себе. Даже если мы не считаем себя дураками, то страшно этого боимся.
Мы не хотим совершать ошибки, мы хотим быть правыми, всегда и во всем. Это естественное, натуральное состояние человека. Человек хочет быть прав.
По большому счету, успех – это подтверждение вашей правоты.
Когда мне пытаются дать совет относительно моего бизнеса, я не принимаю советов. Вот просто не принимаю, и все. Если советчик продолжает настаивать, мне приходится ему отвечать, что история моей компании – лучшее подтверждение моей правоты. Я успешно управляю компанией, а это значит, я права в своих действиях. И все.
Чувство правоты делает человека счастливым и здоровым, продлевает жизнь. Когда вы правы, вам хорошо и спокойно, нет необходимости болеть, чтобы оправдать себя в своих неудачах.
Как много долгожителей среди успешных людей!
Есть один секрет, который я хочу раскрыть прямо сейчас. Вот он:
Чтобы чувствовать себя правым и уверенным, не надо искать доказательств.
Мы привыкли к тому, что чувство правоты и уверенности надо заработать, что это чувство возникает после какого-то правильного действия, после какой-то победы. Это не так!
Чувство правоты – это просто чувство. Его можно чувствовать и отдельно от действий.
Ведь говорят же о том, что если начать радоваться, то скоро появится повод для радости. Если начать улыбаться, то скоро появится повод для улыбки.
Точно так же, если почувствовать себя правым, то вскоре вы сделаете что-то правильное, успешное.
Это немного туманно, но повторю еще раз.
Чувство правоты можно и нужно чувствовать независимо от того, сделали ли вы что-нибудь правильное или еще не успели.
Находясь в состоянии осознания своей правоты, уверенности, вы поневоле начнете действовать правильно, уверенно.
Чтобы облегчить задачу и почувствовать это состояние, подумайте о том, как правильно вы запираете дверь или готовите кофе, или как правильно вы держите сумку или надеваете пальто. Можно возразить, что это такие мелочи…! Каждый это умеет.
Верно, это мелочи, но нам важно получить чувство правоты, уверенности.
Уверенность, как и неуверенность – вещь заразная. Стоит нам потерять уверенность в одном моменте жизни, как мы теряем уверенность во всем остальном, происходит «каскадное отключение» уверенности.
Точно так же – стоит нам получить уверенность хоть в чем-то, пусть и не очень большом, как это чувство распространяется на остальные области жизни. Уверенность – это основа успеха.
Если мы уверены в себе и в своем решении, цели или мечте, то никто не может сбить нас с курса, и это 90% успеха.

Чувство уверенности – очень яркое, заметное чувство. Для большинства людей чувство уверенности, которое вы распространяете, является угрожающим. Уверенный человек – значит, лидер, значит, большой, значит, опасный. Как справиться с опасным человеком?
Раскачать его уверенность, сделать его неуверенным, слабым.
Незаметно нас лишают нашей уверенности, причем ежедневно, ежечасно!
Литературные критики, журналисты, всевозможные эксперты, советчики и консультанты – люди этих профессий работают над тем, чтобы навязать нам какие-либо точки зрения, чтобы наша уверенность была разрушена, чтобы мы привычно принимали чужую точку зрения под маркой «экспертного мнения». Я не говорю, что все эксперты и консультанты – наши враги. Я говорю о том, что наша собственная уверенность подвергается ежедневным атакам со стороны компетентных людей. Но давайте не забывать о родителях, подругах, друзьях и начальниках! Какое количество ударов по нашей уверенности мы получаем с этой стороны!
Стоит вам сказать, что вы начинаете собственный бизнес, как вы сразу получите мощную атаку под видом советов от своего окружения.
Ради эксперимента скажите двадцати людям о том, что открываете свое дело. С уверенностью могу предсказать, что именно вы услышите.
– А ты хорошо подумал? Надо все точно рассчитать! Дело может закончиться провалом!
– У меня есть один знакомый, который прогорел неделю назад.
– Когда ты прогоришь, не думай, что я помогу тебе выплачивать твои долги.
– У тебя ничего не получится, потому что….– далее может стоять все что угодно.
– Ты что, закончил курсы?
– Без начального капитала нечего и пытаться.
– Тебя обманет первый же твой клиент.
– Ты сойдешь с ума от проблем с персоналом.
– Оно тебе надо? Ты будешь работать 24 часа в сутки!
И так далее. Я почти не верю в то, что кто-то из этих двадцати людей скажет вам: «Давай я тебе помогу!»

Если вы скажете вашим собеседникам, что они не хотят видеть вас успешным и сильным, ни один не признается в этом. В лучшем случае они начнут уверять вас в своей преданности и оправдают свои слова тем, что заботятся о вас и хотят уберечь вас от расстройств и проблем.

Но такова, к сожалению, человеческая природа. Сильными и успешными становятся единицы, и этому не учат в школах, и в нашей культуре быть сильным и успешным – почти неприлично. На самом деле реальную мораль можно увидеть в анекдотах. Темы анекдотов – это то, с чем мы соглашаемся и над чем смеемся. Человек не будет смеяться над тем, с чем он категорически не согласен. Человек смеется тогда, когда ему говорят о том, о чем он думал сам, но не решался высказать. В этом секрет успеха великих юмористов. Например, Михаил Жванецкий гениально умеет сказать о том, что все мы знаем и видели, но не решались назвать. Просто он имеет талант и мужество называть вещи своими именами.
Итак, анекдоты о новых русских – это наша истинная мораль. Новые русские из анекдотов глупые, жадные, малообразованные парни с дурным вкусом. А ведь мы именно так и думаем про них.
Нам проще насмехаться над ними, чем увидеть то, что видеть страшно – они успешные, уверенные в себе, а многие из нас – нет. Чтобы защитить себя от чувства неполноценности, нам стоит лишь рассказать анекдот про новых русских, и все! Мы на коне! А они – сами знаете, где.
У меня есть старый знакомый, который когда-то подавал громадные надежды и готовился стать известным архитектором. Так случилось, что теперь он живет в небольшом городе и занимается малыми формами – изготавливает деревянные предметы интерьера. Денег у него немного, и я с легким сердцем предложила ему помощь.
– Сделай пару – тройку вещей, а я выставлю их на продажу тут, в Швеции, очень может быть, что я смогу продать их дорого.
Знаете, что он мне ответил?
– Да ну, эти буржуи ничего не понимают в искусстве, и бесполезно им что-то предлагать!
Тут, в этом коротком предложении, видна вся уверенность этого человека в самом себе и своих возможностях.

Но все же вернемся к уверенности.
Нам кажется, что наша идея, которую мы высказываем, должна быть правильна или неправильна, и если она правильна, тогда мы будем чувствовать уверенность. То есть мы почувствуем уверенность только тогда, когда получим подтверждение от эксперта.
Сначала мы высказываем идею (шаг 1),
потом обсуждаем ее (шаг 2),
потом получаем экспертную оценку (шаг 3),
потом видим, что мнение эксперта совпадает с нашим мнением (шаг 4),
потом мы получаем уверенность (шаг 5),
и на шаге 6-м – воплощаем идею в жизнь (шаг 6).
Эта последовательность кажется привычной и единственно возможной.
Однако эта последовательность обратная. Я не знаю, когда и почему такая последовательность стала привычной и прочно обосновалась в наших головах. Но примеров такой последовательности масса, нас приучают к такой последовательности с раннего детства.
Привычка бегать за советом и искать одобрения у экспертов и старших товарищей – это очень очень-очень древняя структура в нашем уме.
Нет большего преступления в глазах окружения, чем наша уверенность в себе и своих действиях. Лично мне постоянно приходится выслушивать ссылки на мнения экспертов, писателей, знатоков и прочая. Стоит мне сказать, что мне нравится какая-то вещь, как тут же найдется умник с экспертным мнением. Меня спрашивают, читала ли я статью в журнале об этой вещи или смотрела ли учебный фильм, и вообще – училась ли я на курсах или получала ли высшее образование по данному вопросу.
– Надо знать основы.
– Надо знать историю вопроса, чтобы судить об этом.
– Изучи источники, тогда ты сможешь иметь собственное мнение.
– Как ты можешь быть такой уверенной? Ты же не эксперт!
– Чтобы оценить уверенно данное явление, ты должна знать… прочитать… изучить… проконсультироваться….

Прямая, она же правильная, последовательность такова.
Уверенность (шаг 1),
идея (шаг 2),
воплощение (шаг 3).

Посмотрите, какая длинная последовательность в первом случае! Шесть шагов! И на каждом шаге, прошу заметить, нас могут сбить с толку, остановить, переубедить, запутать и разочаровать. На шагах 2, 3 и 4 риск сбиться с курса невероятно велик. Именно на этих шагах все новые дела и все полезные начинания умирают, не успев даже родиться.
Человечество написало и придумало такую массу книг, что на каждое ваше действие или мнение обязательно найдется цитата или даже целая книга, которая противоречит вашему мнению.
Авторитеты и классики – это, конечно, прелестно, и я не отрицаю, что классиков надо знать в лицо… Но очень часто их мнение давно устарело и ничего ценного для нас не представляет.
«Эту книгу стоило прочитать, чтобы понять, что ее читать не стоило!»
Во втором случае риск сбиться с маршрута сведен до минимума. Нет никаких обсуждений, никаких запутываний и разочарований. Всего три шага – и вы у цели!
Все гениальные изобретения и великие открытия были сделаны по второму маршруту. Не могу себе представить, чтобы Эйнштейн ходил и обсуждал свою Теорию относительности с коллегами, потом спрашивал мнения экспертов… Их просто не существовало, этих экспертов, потому что теория была вновь открыта, и никаких экспертов просто не могло существовать на всем белом свете!
Великие изобретатели просто берут и придумывают какую-нибудь штуку, а потом идут и воплощают эту штуку в жизнь! Откуда они берут уверенность – отдельный вопрос. Об этом чуть позднее.
Музыканты, писатели, художники, поэты, ученые, бизнесмены – все эти люди сначала чувствуют себя уверенными, потом создают нечто, а потом воплощают это нечто в своих творениях.

В человеческой культуре состояние уверенности в момент создания называют силой духа. Я иногда думаю о таких людях – ведь они жили и живут на этой же планете, среди тех же самых людей, что и мы с вами, и обладают удивительной уверенностью в самих себе, в своих силах, в своем таланте!
Но почему они могут, а мы с вами – сомневаемся? Может быть, мы тоже можем? Просто не пробовали? Или не рискнули попробовать быть уверенными?

Художник, который написал сто картин и несет их в галерею на экспертизу…
Композитор, который написал божественную музыку и ждет оценки критиков…
Писатель, который написал роман, а потом начинает править роман по желанию редактора…
Уверенность – это состояние, которое можно почувствовать и переживать снова и снова, просто так, без причин и оснований. Это очень важный компонент успеха.
Уверенность не зависит от того, что вы делаете. Это чувство, которое вы просто переживаете в отрыве от всего, безотносительно к своим действиям. Хотя звучит парадоксально.


Меня всегда потрясает уверенность маленьких детей. Часто можно видеть ребенка двух -трех лет, который совершенно уверен в своих действиях. Откуда у него уверенность? Ведь он такой маленький! Ниоткуда. Это просто природное состояние человека.

Лично я не всегда чувствую уверенность. Чаще наоборот. Чтобы получить уверенность в себе, мне, как ни странно, надо уехать и отделиться от людей и проблем. Вдалеке от дома, на пляже или в отеле, в чужом городе я начинаю чувствовать себя лучше и лучше, я становлюсь все больше Я, от меня потихоньку отваливаются чужие голоса, чужие проблемы, я успокаиваюсь, как бы всплываю. Примерно на третий день я начинаю чувствовать себя сильной и уверенной в себе. Покой и тишина проникают в меня. Именно в эти моменты я придумываю новые книги или какие-нибудь решения в бизнесе. Мне в это время не нужно ничего, кроме покоя и тишины. Повторю, что мне необходимо примерно три дня, чтобы войти в свое оптимальное состояние. А в своем городе, рядом со своей компанией, в окружении людей – что происходит со мной там? Там происходит то, что я, как новогодняя елка, покрываюсь чужими чувствами, желаниями, проблемами, какими-то ненужными мне делами, суетой… Я даже не замечаю, как я сплываю, как я меняюсь. Я начинаю хмурить брови, думать о какой-то ерунде типа «А что сказала она?», «Какие дурацкие туфли видела я вчера!», «Почему сегодня машина чихает?» и прочее. Я теряю уверенность, потому что я слышу других людей, и многие из них не уверены в себе, говорят о сомнениях и страхах. Это заразно, можете мне поверить… Но сейчас я говорю только о себе. Не у всех есть возможность уехать в другой город и пожить в отеле. Но, например, за город, или на турбазу, или в деревню… наверное, можно себе позволить хоть изредка уезжать?
Я не случайно упоминала про три дня. Что-то в этом есть. Я спрашивала моих знакомых, друзей, и многие отмечали именно трехдневный отрезок времени, после которого они начинали чувствовать себя лучше. Не знаю что, но что-то происходит в нашей голове или ауре, если хотите, что занимает три дня. Возможно, ваше время отличается от моего, и вам нужно не три, а два дня или даже несколько часов. Но совершенно точно, что нам нужно какое-то время, чтобы стать самими собой и избавиться от лишнего мусора в голове. Это похоже на то, что если взболтать чай в стакане, то нужно некоторое время, пока чаинки остановятся и осядут на дно стакана.
Уверенные в себе люди вызывают определенные эмоции. Они кажутся странными. Они кажутся даже опасными – такого человека не на чем зацепить.
Очень хороший пример уверенного в себе человека – музыкант, который играет определенную музыку, любит ее и чувствует себя, как рыба в воде. Он знает, что он профессионал, что он нашел себя, что ему комфортно в этом, и что чужие мнения ему не могут ни помочь, ни помешать. Ему не нужны советы и оценки, ему не нужны деньги, слава и почет, потому что он и так все знает о себе.
На него показывают пальцами и за спиной говорят, что он чокнутый и блаженный, потому что живет в своем мире и ничего другого не хочет. А просто он уверен в себе и своем мире.


Книгу можно будет купить в интрнет магазинах Озон и Лабиринт, в книжных магазинах Буквоед, 36,6 в 600 городах России.