Попутчик

Владимир Вовненко
 Я втянул голову в плечи, сжался в комок и приготовился вздремнуть на оставшиеся сорок минут пути. Веки как жалюзи начали медленно опускаться. Когда-то я очень любил сочинять в электричках сюжеты своих телевизионных репортажей. Вибрация вагона и шум электрички задавали определенный ритм, и я сосредоточенно и плодотворно работал. Но со временем накатанная творческая колея расхлябалась. Вагоны электричек превратились в подмостки для бродячих музыкальных ансамблей, их меняли вереницы попрошаек и многочисленные коробейники несанкционированной торговли. Тут уж, ни читать, ни писать. И я поневоле подстроился к изменившимся условиям среды. Попросту стал дремать.
Вагон полупустой.  Зябко.¬ Я сомкнул  веки, но тут же вынужден был  встряхнуться.
Напротив, шумно дыша, подсел мужчина пенсионного возраста.  Раньше лет двадцать назад я легко угадывал по внешнему облику  профессию человека. Но со временем эта способность притупилась, я стал ошибаться,   не рискнул угадывать и на этот раз, Попутчик  так попутчик.  Жаль, что присел напротив. Вагон почти пустой. Мужчина  долго и сосредоточенно смотрел в окно и заговорил, не то сам с собой, не то со мной.
- Извините, что побеспокоил. В последнее время сам плохо сплю. Не сны а наваждения, Вроде бы куда то еду, на какую то окраину. На остановках много желающих. но автобус не останавливается. Я пытаюсь  узнать, где мне  лучше выйти , но никто  не отвечает. И только тогда замечаю, что и пассажиры автобуса и те, что на остановках какие-то ненормальные, сумасшедшие. Вскакиваю, иду на кухню, что-то съедаю, и долго отупело сижу. Но это еще не все. Самое ужасное ¬– мне  ничего не хочется. Должен же человек чего-то хотеть? И что  пугает - а вдруг я не один такой? Может это начало общей эпидемии, вроде гриппа? Что же получается?  Впереди жизнь без цели
Из погружения в дрему у меня  ничего не  получилось. Сонливость  сошла вмиг как апрельский снег. Надо же в полупустом вагоне человек подсел  именно ко  мне.  Сейчас начнет о политике, о ЕГЭ,  об олигархах, о чем угодно лишь бы скоротать время.  Ни дискутировать, ни поддерживать разговор не хотелось.  Сам в последнее время сплю плохо, снятся страшилки, портят настроение теле- и радионовости. Пугают теракты. Некоторые сны не решаюсь пересказывать вслух. Например,  последний. На  Красной площади идут ремонтные работы. Прораб выдает мне спецовку и ключ от Мавзолея.  Вхожу, а там полно строительного мусора. Видно, что   ремонт затянувшийся. Жуть. Ересь.  Раньше за такие сны полагалась психушка с дальнейшим поселением в тундре. где подобные сны некому рассказывать.  А сейчас  можно выступать в теледебатах ¬- выносить или не выносить Ленина из Мавзолея.
    Я перевел взгляд в окно. Авось попутчик поймет, что мне не до болтовни. За запотевшим стеклом мелькали пригородные задворки железной дороги.  Сосед как будто сканировал мои мысли.¬¬
- Не перестаю удивляться, ¬- продолжал он, - почему парадный  въезд  в  столицу такой унылый и неприглядный? Примитивные гаражи, спиленные деревья, свалки, разодранные мусорные пакеты.
        Решаю про себя, что  сам уже давно об этом думаю. Ответить кратко вряд ли получится. Но все же решаюсь ¬¬– может, отстанет.
–  Вина тут общая - и властей, и народа. У нас так складывалась история, что мы всегда решали проблему выживания. При таких условиях не до красоты и эстетики жилья. Лишь бы выжить. Потому у нас так много времянок, переживших целые поколения. А архитектура. Мало, что радует глаз.  Но и у нас есть свои прелести. Когда выпадает снег, никакой грязи не видно. Россия превращается в рождественскую открытку. .
 Попутчик  как будто того и ждал, что я  разомкну уста и начну с ним диалог.
- Мне иногда кажется, - начал он- что на предстоящих выборах победит тот кандидат, который кинет клич – давайте убирать за собой мусор. Чем не национальная идея.  У меня от станции до дачного кооператива, – продолжил он, - примерно километр пути. Справа и слева красивый лес.  И куда ни посмотришь пакеты с мусором. Кто виноват? Президент?  Премьер? Они там не ездят. Виноваты сами. Пакеты бросают прямо из  машин. А у нас в кооперативе почти у всех иномарки. Значит люди не бедные. Но не хватает сознания доехать до мусорного бака и выбросить пакет в него? Я думаю, что это отражение мусора в голове. Наплевать на все и на всех. О времянках. В Москве я сам   живу в обычной  хрущевке. Девять лет назад наш дом должны были снести. Но власти района меняются, а мы по- прежнему в том же  жилье. За это время умерла жена, умер зять от инфаркта, внук стал школьником,   я превратился в пенсионера, дочка.. замялся и промолчал. И уже ни на что не надеемся.
 Снова длинная пауза ,глубокий вздох и протяжный взгляд в окно.
-Еду на дачу.  Сосед  рядом продал свой участок. Новый хозяин снес старый дом и выстроил  хоромы  в три этажа. Перекрыл мне все солнце. А там грядки и посадки покойной жены.  Любила цветы, выращивала розы. Но и это не все. Отгородился трехметровым металлическим забором.  Я ему по-хорошему – зачем между нами китайская стена? А он мне – «Я, что ли один такой? Посмотрите вокруг – ограды по четыре-пять метров высотой».  Говорят, он большие деньги в Гаи заработал.    И теперь скажите, куда мы движемся? К какому национальному единству? Где оно? С кем брататься?  Праздник новый придумали ¬¬- День национального единства, освобождение Москвы от поляков. Почему бы не взять за отправную дату Куликовскую битву? Туда собирались ратники со всей русской земли. Один из пеших отрядов топал с самого Белоозера за тысячу километров и боялся опоздать. Чем не пример национального единства?
Мужчина  достал из сумки средней толщины книгу.   Я обрадовался: слава Богу, начнет читать, отстанет.  Но попутчик и не собирался умолкать.
- Внук принес из школы. Книга ходит в классе по рукам.
Дед,  говорит, ты много чего про войну рассказывал, что молвишь на этот раз? Нам учительница истории не рекомендовала ее для чтения.
Я не удержался:  - Получается как у бравого солдата Швейка, как  только солдатам запретили читать политическую литературу, их полк стал самым начитанным.
    Попутчик понимающе кивнул головой.
Я прочитал на обложке. Виктор Суворов «Разгром».  Эту книгу я уже читал.   Настоящая фамилия автора - Резун.  Профессиональный разведчик. В 1978 году перебежал в Англию. Би-Би-Си сняло о нем документальный фильм, который  я  видел на кассетах. Резуна на Родине  заочно приговорили к высшей мере. Но что любопытно. Он пишет книги о войне, и они издаются у нас в стране огромными тиражами. Последняя книга «Разгром» вышла тиражом семьдесят тысяч. Я ее недавно купил в свободной продаже в книжном магазине на Тверской улице в центре Москвы. Кто же тогда ее издает? Кто платит за печать? Кто заинтересован в распространении?   На последней странице указан адрес типографии.
Толкователи отечественной военной истории раньше топали сапогами, грозились кулаками, не скупились на брань. Прекратили когда увидели что бесполезно.. Суворов издевательски смеется над оппонентами и продолжает свое  изложение  начала войны: кто на кого первым собирался напасть – Сталин на Гитлера или Гитлер на Сталина. Трагедия сорок первого года всегда была болезненной темой и для страны и для историков. А тут еще пересказ событий из уст перебежчика.
История  трагикомична на всех ступенях  цивилизации.
Например,  для египетских фараонов считалось нормой срубать со стен храмов имена предшественников и выбивать свои собственные.
На Руси по несколько раз переписывались летописи в угоду новым правителям.
Ничто так не подвергалось исправлению и глумлению, как истина. Не случайно родилась пословица – «истина в последней инстанции».  Кто представляет последнюю инстанцию, тот и владеет правом на ее толкование.
 
- Вижу, что вам эта книга знакома. Если да, то  посоветуйте, что мне ответить внуку. Мальчик любознательный. Но мы живем в очень не благоприятном районе.  Школьники уже балуются  наркотиками. .   Боюсь, как бы у моего внучка не проявилась порочная генетика.  Его отец часто пропадал на ипподроме.  Иногда выигрывал на бегах, и тогда в доме появлялась  икра и сервелат.  Но когда не везло, тащил из дома все.  Недавно он умер от инфаркта. В сорок лет. Получается, что я главный воспитатель в семье. А у меня не хватает систематического образования.
  Попутчик тяжело вздохнул. Я переждал шум встречной электрички.
- А дочь, она живет с вами или отдельно
- У нее своя квартира. Тоже в хрущевке. Но практически живет у меня. Длинная история. После смерти мужа  сошлась с мужчиной старше ее на 25 лет. Любовь. Радужные надежды. Решили пожениться. На седьмом месяце беременности он вдруг заявляет, что заводить новую семью не собирается. У дочери началась глубокая депрессия. Она работала переводчицей в австрийской фирме в Москве.  Ей предложили или уволиться или переехать в филиал фирмы за сто километров от столицы. Вот проблема. А что мне делать с внуком
У попутчика изменился блеск глаз. Слегка трясущейся правой рукой он достал носовой платок и высморкался. Наверное на эту тему ему не хотелось вдаваться в подробности. Я деликатно молчал.
 - Кто он такой Суворов? И почему учительница истории не рекомендует книгу читать?
Я подумал – разговор не для электрички со случайным попутчиком. Но он то говорит о наболевшем.   Я призадумался о своем внуке. Скоро ему исполнится год. Но когда подрастет, наверняка будет задавать вопросы. И среди них, – Скажи-ка деда, ведь недаром …?
А что я ему, – Да, были люди в наше время… А дальше что? Среди  лавины противоречивых мнений,  целенаправленных атак на нашу историю  по    радиоголосам , по книгам, учебникам, как бы не усомниться  юному интеллекту в вере в свою страну, не утратить главное наследие - чувство патриотизма. Решил, не просто случайному попутчику, а его любознательному внуку  передам  через деда   частицу знаний, накопленную мною годами работы на телевидении. Военная тематика была моим  направлением   много лет.
- ¬¬ Кто автор книги прочитаете в предисловии. Он касается больной для нашей страны темы - начала войны 1941 года. Многие десятилетия официальная историография  искажала правду  о войне. Мы выросли на анекдотическом постулате – ничего нельзя - даже то, что можно. Сейчас другая  крайность- все можно, даже то, чего нельзя. Да, было вероломное нападение Гитлера на СССР, наша армия героически сопротивлялась,  вынуждена была отступать. О причинах катастрофических потерь Красной Армии   не принято было рассуждать.  Никогда не упоминалось, что по численности наша армия на западной границе вдвое превосходила  агрессора. Я вам назову цифры – Красная армия насчитывала более четырех миллионов,  армия  напавшая на СССР - около двух миллионов.  В этих цифрах роковая тайна .   Историки пришли к выводу. Разгромное для нас начало войны - личная вина Сталина. Диктаторы никому не доверяют, кроме своей интуиции.  И никогда не признают своей вины. Вопреки фактам Сталин не верил в нападение Германии. С его точки зрения Гитлер делал все правильно. Стал громить прогнившие западные демократии. Замахнулся на олигархическую колониальную империю Великобритании. Методы правления Гитлера совпадали с приемами самого Сталина. К тому же на тот исторический момент был заключен с Германией пакт о не нападении. Хоть и на бумаге, но заверение в дружбе  имелось. За день  до роковой даты 22 июня  в германском посольстве в Москве был устроен прием. Присутствовал  весь дипломатический  корпус. Тогдашний посол Германии граф Шуленбург,  впоследствии Гитлер его казнил, отвел в сторонку Молотова - нашего министра иностранных дел и сообщил следующее – «Завтра Гитлер нападет на вашу страну. Я вас вынужден об этом  поставить в известность потому, что в  семейной традиции Шуленбургов никогда не принято  было нападать на противника без предупреждения». Молотов был потрясен, но не подал вида.   Через  несколько минут под предлогом срочного вызова по работе он уехал прямо к Сталину в Кремль. В присутствии членов Политбюро Молотов изложил то, что услышал от немецкого посла. Сталин раскурил трубку, прошелся по кабинету и обратился к присутствующим. « Вот видите, уже и некоторые члены Политбюро стали поддаваться на провокации». Он  выдвинул ящик  своего рабочего стола и  достал две пачки телеграмм.  – «Вот сообщения наших резидентов. В тонкой пачке, что война в ближайшее время  начнется.  А в толстой пачке, что войны не будет. Так кому  верить?»
¬-
 Весь трагизм  того времени, что был разгромный 41-й год и был победный 45-й. Теперь мы говорим – победил народ. Да, народ. Кто с этим спорит. Но страной руководил Верховный Главнокомандующий Сталин.  Он принимал решения.  И ошибочные и правильные. Страна была скована и околдована сталинской волей. В трагических условиях лета сорок первого года,  Советский Союз организованно произвел  грандиозную эвакуацию промышленности в восточные районы. На западном фронте  наша армия была окружена и разгромлена, но перед Москвой немцев встретили восемьдесят новых дивизий. Без железной воли  вождя  такое разве возможно?  И с этим надо считаться. И вразумительно объяснять каждому новому поколению. Виктор Суворов, то есть Резун, свою концепцию строит именно на соотношении вышеназванных  цифр. Если Сталин сконцентрировал  армию на Западной границе в четыре миллиона, значит, он  собирался напасть на Гитлера.  Да и сам фюрер  свою агрессию оправдывал тем, что боялся,  как бы кремлевский вождь не двинулся на него с Востока. Но беда в том, что тайну политической игры  1941 года Сталин унес в могилу. Мемуаров  не оставил. Своими мыслями ни с кем не делился.   Отсюда масса домыслов и фальсификаций. Но то, что   великую страну и огромную армию застали  врасплох  вина в первую очередь Сталина и тех, кто ему поддакивал.  Урок всем последующим правителям.  В политике никому  нельзя верить на слово. Спустя годы, мы осознали горькую истину - нацизм страшная и высоко организованная сила. Германия  могла нас победить. Триумфу воли Гитлера смогла противостоять  только  еще более сильная воля  Сталина.  И она проявилась в самые критические годы нашей истории.
  Книгу «Разгром» читать можно, но относиться к ней критически, не принимая все на веру. План нападения на СССР   известен.  Авторы «Плана Барбаросса» Паулюс, тот которого пленили в Сталинграде, и генерал Маркс.
А где  сталинский план нападения на Германию?   Найдите, опубликуйте. Но мы такого документа не видим. Отсюда всевозможные измышления. За что  фальсификаторы и получают солидные гонорары. Факт остается фактом. Первым напал Гитлер.
Я всегда, когда иду на электричку, на Белорусском вокзале испытываю  дрожь перед мемориальным  барельефом -  «Вставай страна огромная». Будь  я на два десятка лет старше, может быть, и мне пришлось бы стоять с трехлинейкой на площади  Белорусского вокзала перед отправкой на фронт  в тот  незабываемый  день начала великой и священной войны. С такой песней  наша страна  не могла не победить.
Мужчина напротив слушал,  не перебивая и не задавая вопросов.  Мне показалось, что в его глазах блеснула искорка сомнения. У всех стариков так. Они начитались мемуарной и всякой прочей литературы, насмотрелись разоблачительных телепередач  о войне,  потому любую другую информацию на заданную тему воспринимают с недоверием. Но я ошибся.   –
       - Всегда завидовал людям знающим и убежденным. Вы, видать, из таких. Я много прочитал мемуарной литературы о войне, брат у меня кадровый военный, но то, что  вы рассказали,  меня  тронуло.  Жаль приближаюсь к своей  станции. Так захотелось  вас о многом расспросить. У меня   с собой еще  одна книжица -Джон Колеман -  «Комитет трехсот». То же внук принес. Для такого  моря  литературы нужен опытный  лоцман,
    Одевая за спину  вещмешок и поглядывая в окно, сосед произнес:
– Не воспринимайте меня  как ворчуна. С возрастом мы все такие. У моего приятеля дочь вышла замуж за американца. Иногда он к ней ездит. И знаете, что его поразило в Америке? Старики там такие же ворчуны, как и наши. Ругают правительство, осуждают налоги, жалуются на пенсии. Наверное, это болезнь возрастная. Выходя на пенсию, человек высвобождается из-под гнета повседневных забот и все ему кажется не так. Коню надо умирать не в теплой конюшне под попоной, а в борозде. Я лично решил тянуть лямку пока не упаду. Забивать «козла» в скверике не собираюсь. Слишком велика ответственность перед внуком.
    Протягивая мозолистую шершавую руку и крепко пожимая мою расслабленную ладонь, попутчик прочувственно произнес – То, что вы рассказали, урок не только для моего внука, но и для меня. Благодарю вас.
Он ушел.
Я  стал  думать  о  вечности. – В чем смысл жизни? Есть ли он вообще?
 Потеря цели,  что для отдельно взятой личности, что для всего общества самый трудноизлечимый недуг. Моего  попутчика пугают такие мысли в бессонные ночи, но  свою цель он, слава богу, не теряет. Он,  как и полагается зрелому поколению,  обеспокоен главным  -  как уберечь  своего внука  от пофигизма и скепсиса?