Золотая Русь. Городец

Ирина Жгурова
ЗОЛОТАЯ РУСЬ. ГОРОДЕЦ



Пешеходная экскурсия  по древнерусскому городу обернулась путешествием в легенду. Уникальные терема украсили улицы с заветными именами Андрея Рублева и Александра Невского. На  домах название улицы раздваивалось: улица Ленина, бывшая Купеческая. История древности поселила в сердце любовь  к маленькому городу. Дома на улице Рублева (в шутку эту улицу прозвали Рублёвкой) деревянной музыкой выстроились в разноцветное ожерелье из драгоценных камней, вытянутое в одну  нитку. 
Разнообразие архитектурных украшений удостоилось высоких похвал творческой фантазии мастеров. Резные ворота кичились своим стилем и легендой.

Старину  подтверждали музеи: краеведческий, музей самоваров, музей Добра, музей Александра Невского.  Городец дышал памятью славного князя-победителя.
 Начало улицы Рублева обозначил священный  камень городов русских. Бело-синий дом возле него ажурной резьбой   походил на нежную невесту. Через дорогу распушила ветки  подпиравшая небо берёза.
На возвышенности прибрежной площади охранял покой города его символ – князь Александр, откуда с крутого лестничного спуска к Волге виднелся Город Мастеров. В этом тереме творились чудеса, которые оседали в сувенирных лавках. Здесь выдавали  мастер-классы по изготовлению шедевров. Сувениры с городецкой росписью умиляли добротой, пряники радовали обликом и вкусом.

В городе витала душа невидимого града Китежа и проявилась в названии гостиницы «Малый Китежъ». В небольшом водоёме «Светло озеро» или «Свято озеро» плескались местные мальчишки.  Оно окуталось давней легендой: в древности здесь блестело большое озеро, на берегу которого несли церковную службу монахи.  Когда  церковь захватили басурманы, монахи взмолились о защите от поругания. Молитвы были услышаны, и церковь вместе с людьми ушла под воду. Спустя века озеро обмелело. Но осталось сказание, что праведники слышат колокольный звон через века. Был такой обряд – если человек раскаялся в грехах и хотел сбросить с себя их груз, то он на четвереньках проползал с молитвами вокруг озера, не обращая внимания на насмешки прохожих. Не каждый выдерживал козни мальчишек, пытавшихся оседлать верующих, и другие препятствия.


Небольшой переулок Андрея Рублева народ прозвал  улицей Крупенина,  современного предпринимателя, скупившего участок и построившего уютное кафе «Услада» с живописным водоёмом. Местный меценат сделал немало добрых дел для Городца, но будут ли его потомки так же благосклонны к родной земле?
За городом  возвысился земляной вал, покрытый травой и украшенный причудливыми соснами. На него я поднялась по ступенчатой дорожке и прошла по натоптанной тысячами шагами тропинке, вобрав в себя дух тех времён, когда вал служил крепостью.  Одна из изогнутых сосен выросла на месте крестовой сосны, повторив её форму, и стала  символом православно-языческих ритуалов: на день Ивана Купалы  к ней подходил  крестный ход.

В Городецком мужском монастыре закончил земной путь Александр Невский. Монастырь сохранил легенду:  икона Одигитрии чудесным образом никому не давалась в руки. В 1238-м году она исчезла после пожара, а  год спустя её нашёл в лесах под Костромой князь Василий после молебна. Она осталась в Костроме, а её список в Городце  назвали Феодоровской иконой Богоматери - фамильной реликвией рода Романовых. В Городецком Феодоровском монастыре бережно сохранились более полторы сотни частиц мощей разных святых.  Образ Богородицы  «Умиление» явил  единение любви Матери  и Младенца, прижавшегося к её щеке.

Монах с состраданием рассказывал о трагедии царской семьи.
На выходе из Храма я почувствовала, что меня  зовёт некий образ. Я вернулась в лавку, и меня притянула  небольшая икона «Умиление» из шунгита.

***
 Городецкий Ильич выглядел трогательно беззащитным: маленький, щупленький  -  в натуральную величину – 152 см. А в Тюмени десятиметровый гигант  на площади взмахом руки десятилетиями звал властной рукой в светлое будущее.



2011, июль, Городец





СПРАВКА

http://gorod-musei.ru/

http://letopisi.ru/index.php/,_()

Городецкая  роспись
http://paint.ucoz.ru/

http://www.rospis.net/gor_rospis.php
Городецкая роспись

История Иконы
http://богородица.рф/---/
Феодоровская икона Божией Матери — почитаемая в Русской церкви чудотворной. Предание приписывает её авторство евангелисту Луке, иконография сходна с Владимирской иконой.



2019. Городец. Отрада

Небольшое озеро нежилось в оправе береговой травы. На противоположном берегу за невысокими жёлтыми заборами невысокие дома выглядывали своими крышами в обильных кронах. Возле зелёного гаража открыл рот-багажник чёрный автомобиль. Ему было невдомёк, что своей современностью потревожил древность озера. Но тревогу смягчила  шестиногая деревянная часовенка у берега: стояла в воде бетонными сваями. Её чешуйчатую маковку завершал крест на шее, выходившей из широкого конуса, опиравшегося  на шестиугольную кровлю. Постройка растянуто отразилась в воде вплоть до другого берега. Лёгкая рябь дрожала на сизой воде отзеркалившей кучнооблачное небо. Настроение птиц растрепал ветер. 

Клумбочки украсили зелёную полянку. Возле колодца радовались солнцу яркие цинии. Небольшая избушка  у деревянного забора служила беседкой. Рядом протянулся древний вал, заросший высокими берёзами. Эта продолговатая рукотворная мягкая гора манила к прогулке по тропинке на гребне между  частыми, удивительно изогнутыми деревьями. У подножия зелёного вала на площадке с деревянной скамьёй, урной в виде пушки, деревянным колодцем стоял объёмный камень со старинными буквами на отшлифованной грани:  «7 апреля 2008 года на сем месте заложена крепость «Княжий двор» в память
о великом князе  Юрии Долгоруком,  основавшем  Городец».
В ряд стояли три плаката.

«ГОРОДЕЦКИЙ ВАЛ. Памятник археологии и древнерусской  фортификации 12-14 веков  федерального значения.  Общая площадь около 80 га. (культурный слой, земляные укрепления детинца и посадов). Памятник истории охраняется государством»

Средний плакат украшали красивые буквы ГОРОДЕЦ славянской вязью. Ниже улыбалось чудное позитивное существо с добрыми глазами-точками, рыбьим телом, с бородой и в шляпе. Плавники и хвост украшали стилизованные подарки в виде изогнутых листьев.

Другой крайний плакат информировал: «ЛИНИЯ УКРЕПЛЕНИЙ. Огибала  полукольцом территорию древнего города.  Общая протяжённость крепости –2100 м. Современная высота вала – от 5 до 7,5 м. Ширина основания вала от 25 до 33 м. Глубина рва – 5,7 м. Ширина рва от 19 до 22 м».

Охраняемые лиственными кронами при подъеме на вал стояли четыре высоких кола - потемневшие заострённые брёвна, прижались друг к другу, держа прочное сообщение:
«ДЕРЕВО. ЗЕМЛЯНЫЕ  УКРЕПЛЕНИЯ (ВАЛ И РОВ) ДРЕВНЕРУССКОГО  ГОРОДА ГОРОДЦА. Возведены в 12 веке  Владимиро-Суздальскими князьями. Высота вала достигает 7,5 метров. Ширина основания составляла 25-33 метра. Глубина рва превышала 6 метров. Эти укрепления протяжённостью  более 2 километров  защищали ремесленный посад  площадью около 60 гектаров. Вместе с укреплениями детинца  создавали в 12-14 веках единую систему  городских оборонительных сооружений. Характерный образец  военно-инженерного искусства  северо-восточной Руси».

Дерево подняло рогатину вверх: два толстых ствола изогнулись, раскинули ветви во все стороны и отразили корой солнце.  Нижняя ветвь росла горизонтально,  остальные ветки тянулись к земле.  Противоположная сторона древа была более обнажена, но верхушки зеленели.
Тропинка  пролегла сквозь тоннель между продолговатыми заросшими холмиками.  Замерла волна холмов с гребнями заросли, впадина приобрела жёлтые крапинки листьев.

Блестели чистотой стёкла окон Дома мастеров.  Открытые ставни украсились резными деревянными досками, на которых сияли лаком извилистые ветви с цветочным и лиственным орнаментом, символами. Вверху отдыхали  русалки, похожие на рыб с кошачьей головой, с символами:  в одной руке виноградная лоза, раскинувшаяся вдоль лежащей рыбы, в другой руке -  изогнутый пучок листьев. Резной рисунок компактно занял всю поверхность доски.  На нижней доске заняли места симпатичные причудливые твари. На ставнях округлилась восьмёрка из стеблей с листьями,  её украсили  ромашки с выпуклыми круглыми лепестками.

Ярко привечала гостей персональная выставка Натальи Алферчик из мастерской прикладного дизайна «Параскева». «Рукам – работа, сердцу – радость!» Вышивка лентами являла яркие и нежные букеты на небольших картинах, расставленных по всей стене. Маки, пионы, ромашки переливались атласом.
Звали в гости пейзажи – хаты, плетень, колодец, подсолнухи, цветники, речные просторы.  Красавец петух  с белом воротничке и с голубым хвостом безмятежно клевал зёрна возле цветника. 
Нежные птицы, попугаи, павлины несли красоту сказки. Голубиное гнездо в розах заняли птенцы и птичка. Наблюдали за происходящим глазастые совы: сова в траве, сова на ветке под луной с  поднятыми крыльями, сова с совятами на ветке. 

Круглолицая пышечка  в малиновом платье и платке рассказывала о городецкой золотой вышивке на примере небольших картин на брёвнах стен.
Её увлечённый рассказ подтверждал манекен в чёрной накидке с вышитыми золотыми узорами. Под настенным старинным зеркалом на столике стояли старые швейные машинки, керосиновая лампа, корзиночка с  нитками.
Мастерица сидела за станком, светлые шторки прикрывали окно,  картины на стенах показывали сказочные сюжеты, не оставив свободного места: всё заставлено и завешено рукодельными творениями компактно и уместно.
 
В цветочной тканевой рамке наполнилась радостью лоскутная картина: девочка цветной пирамидкой встала на четвереньки среди незабудок, ромашек, колокольчиков в траве. Отвернулась от зрителя к цветам.  На раме присела и заглянула в картину божья коровка. Замерли в полёте бабочки и птичка, улыбнулось жёлтое солнце. Малышку  мама принарядила: красная шапочка капором в мелкий цветочек, такая же юбочка на рыжем платье и рукавчики и чулочки.  Кружевные оборки, красные ботиночки.


Лоскутное шитьё.

Лоскутное шитьё или пэчворк – это древний вид творчества, распространённый у многих народов мира. Техника шитья из кусочков ткани в России известна давно. Как самостоятельный вид творчества лоскутное шитьё широко распространилось и стало входить в обиход только в 19 веке пришедшие на смену домотканой шерсти, льну  и конопле. Из ситца шили рубахи, другую одежду и предметы домашнего обихода, а оставшиеся лоскутки складывали в сундуки, создавая затем знаменитые «бабушкины» яркие, пёстрые одеяла, покрывала, ковры. Шили вручную. Лоскутные изделия, столь полюбившиеся народу, впитали в себя особый дух и непосредственность, присущие традиционным произведениям национального искусства. Чем же так привлекательно лоскутное шитьё? Прежде всего, своей доступностью и бесконечным разнообразием. Материал берётся самый обычный – лоскуты, которые найдутся в любом доме, а также ножницы, нитка и иголка. И ещё необходима фантазия и желание, дающее уникальную возможность почувствовать себя  творцом, способным создать действительно рукотворную вещь.
Техника лоскутного шитья заключается в составлении разнообразных композиций  - мозаичных узоров из выкроенных по шаблону лоскутков ткани, как пёстрых, так и однотонных. В композициях, выполненных в данной технике, отсутствуют видимые швы на лицевой стороне изделия.
В наше время лоскутное шитьё переживает второе рождение и становится всё более популярным.

Девочка в розовом платье сидела на подвесной качалке с белой кошечкой на коленях. Малышкину радость  разделяли небо, облака, жёлтая дорожка, красные пионы.
В окно заглядывала пашня, светлый мягкий диван укрылся ковриком с вязаными цветами.  Возле окна увлечённо работали две девочки: малышка в тёмной жилетке держала зелёную пряжу  на вытянутых руках, а укрытая  шалью прелестница с бантом на пушистых волосах, сматывала  клубок.  Заняла угол комнаты длинная ветка в  большой вазе, на полу загнулся уголком  пёстро-полосатый половик, котёнок играл с клубком, который выпал из корзинки с пряжей.
На берегу  лицом к морю стояли мальчик в тельняшке и девочка в шляпке с плюшевым мишкой в руке, их привлекла красивая панорама: чайки над парусником, дальняя гора.
Ветер поднял рыжий хвост на голове девочки, державшей облетевший букет одуванчиков.
Мастерская деревянных скульптур представила на обозрение: диковинных животных, глобус на столе с монетками, сложную фигуру орла и человека, увешанный баранками самовар  с кружками. Всё из дерева, кроме баранок. Маленький плакат призывал: «Мой друг, смотри на прелесть эту и в бочку положи монету». На бревенчатой стене висели деревянные головы лосей и настоящие рога.   
В других мастерских  на столе стояли гончарный круг, чашечка с водой, а  на стуле - чашка с глиной.  Не оторвать взгляда было от плетёных чаш и корзин. Круглолицая красавица из соломки нарядилась в платье с оборками, кокошник.

Деревянный терем в два этажа с кокошниками и башенками – обитель мастеров. Входная веранда с балясинами на оградке и деревянными резными колоннами, поддерживающими навес, крышу.

Княжеский терем.

Художественная уникальность объекта обусловлена богатым резным убранством, терем выполнен в смешанной технике, основанной на традициях нижегородской резной резьбы. Авторская трактовка образов и сюжетов резьбы отличается яркой индивидуальностью. Комплекс отличается большой декоративностью; его фасады украшены затейливыми наличниками и резными фигурными композициями, придающие зданию нарядный вид. Княжеский терем выполнен в стиле русского деревянного зодчества.  В ходе строительства была применена ручная рубка. Центральный вход с лестницами с двух сторон  завершает скатная крыша. Открытая веранда с фасада и с левой стороны здания ограждена ограждением в виде балясин, что создаёт лёгкость и ажурность постройки.
Клети хором подобного здания венчались всеми известными  в деревянном зодчестве формами покрытий: шатрами, простыми и крещатыми «бочками» и «кубами». Терем украшен домовой резьбой, элементы которой взяты с существующих домов  Городецкой земли, с изображением русалок-берегинь, сказочных птиц-сиринов, львов. Резьба выполнена мастерами-резчиками  Городецкого района.  Княжеский терем является аналогом строения 17 века.

Лестница, огороженная перилами, уходила вверх от терема на зелёный холм, вела к площади Александра Невского. Сверху раскрывалась захватывающая панорама раскинувшейся около берега реки с рукавами, взгляд забирался на серые волнистые пирамидальные и кокошниковые крыши.  Степенно плыл теплоход. Автобусы занимали свою стоянку, стойка-указатель напоминала: «Городец».
На небольшой площади стоял на высоком постаменте великий воин -  князь Александр держал длинный флагшток с зубчатым полотнищем  хоругви.  Вокруг постамента ковром расстелилась плоская квадратная клумба.

Жёлтый дом создавал кружевное настроение белыми элементами выступающих геометрических фигур, белым парапетом, арочным козырьком,  шторками на окнах. Вдоль цоколя выставлен  ряд жёлтых колец с цветами.
 Вывеска  возле угла: Объект культурного наследия регионального значения
УСАДЬБА  КУПЦА-БАРЖЕСТРОИТЕЛЯ И СУДОВЛАДЕЛЬЦА М.Н. ЛАПШИНА, ГЛАВНЫЙ ДОМ Построен во второй половине Х1Х века
Образец архитектуры провинциальной эклектики с чертами классицизма

На простенке у ворот сплошной ограды с приваренными проволочными  витиеватыми узорами: «Улица Набережная Революции, 8». Поверх протянулось ажурное металлическое ограждение.
Домики на улице Рублёва стояли один краше другого.
Резные ставенки, наличники, парапеты белым цветом выделялись на светло-шоколадной стене.
Из-за жёлтого забора обильно свесились ветки с яблоками.  У забора и цоколя дощатой бирюзовой стены с окнами с ажурными наличниками и кружевным парапетом –  жёлтые и розовые цветочные ленты. В середине дворика красовался огромный  - выше среднего человеческого роста -   коричневый самовар на ступенчатой квадратной подставке, по углам которой на плоском постаменте установлены четыре вазы с красными цветами. Возле ближней скамейки  возвышался белый вазон на ножке с цветами.
Со стороны улицы на смежной стене за углом надпись поясняла: «Ул. Набережная революции 10» . Над дверью под козырьком радовала вывеска -  «Галерея добра».
Набережная Революции, 11 обозначила  красивейший бело-синий кружевной дом. Наличники и простенки с белыми резными  украшениями на простенках создавали впечатление объёмных узоров, нарисованных тонкой кистью.

Надпись под козырьком приглашала  «Терем русского самовара»
Объект культурного значения регионального значения
ЖИЛОЙ ДОМ С ИНТЕРЬЕРАМИ Г. С. КРАСАВИНА – М. И. ГРИШАЕА
Построен в конце Х1Х века.  Образец деревянного дома богато декорированного пропильно накладной резьбой
 
Огромный камень на невысоком постаменте с наклонными сторонами в круглой клумбой  холмиком был окружён  наклонными   плитами с надписью городов, связанных с великим именем: «Памятник воину-дипломату святому Благоверному Александру Невскому открыт в 1893 году». По краям от мраморной тёмной доски с этой надписью установлены  две других с именами, скульпторов, архитекторов и меценатов.

Улица Рублёва, дом 16. На голубой стене по обе стороны простого окна две таблички.
Улица носит имя АНДРЕЯ РУБЛЁВА /1360-70  -1427 гг./ русского живописца, создателя московской школы живописи. Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры.  Объект культурного значения  федерального наследия
 
УСАДЬБА ДЛЯ УПРАВЛЯЮЩЕГО ГОРОДЕЦКОЙ ВОТЧИНОЙ ГРАФА В.Н. ПАНИНА. ГЛАВНЫЙ ДОМ С ВОРОТАМИ
Построен в 1845-1847 годах. Архитектор А. М. Егоров. Перестроен в 1994? году
Характерный образец  архитектуры  деревянного периода.  Ворота восстановлены в 1994 году Городецким мастером

Нежно-голубой терем с кипельно-белыми наличниками и окантовкой стен держал на себе  верхний этаж с лёгким балкончиком, ограниченным  белым почти прозрачным деревянным ограждением, похожим  на редкозубый гребень. На перильце оградки белели кашпо с яркими цветами. Небесный праздник представлял этот дом, обрамлённый зелёными тонкими стеблями водостоков с чашечками наверху.

Небесная свежесть исходила от углового дома – синего в белых кружевах резной деревянной отделки. Наличники, кокошники, подоконные и подкарнизные узоры – сплошное деревянное кружево. 
К нему прилип низкий коричневый дом с белой отделкой. Видимо, это было кафе, так как впереди стояли стол со сложенным зонтом и стульями.

Верхний козырёк над  массивными коричневыми деревянными воротами  был представлен резными китообразными улыбавшимися рыбами с большими головами, плавно переходившими в раздвоенные  хвосты, загнутые вверх. Компактно и изящно разместились замысловатые растительные узоры, виноградные веточки и листья, цветы  с зёрнами в серединке.
Магазин-продукты, кафе «Услада» - сообщала вывеска возле дома с жёлтыми дощатыми стенами и  коричневыми наличниками. Сочетание жёлтого, коричневого и белого цветов придали ему серьёзность и солидность, которые терялись при взгляде на флюгер в виде изящной чёрной кошки с задранным вверх  хвостом, у которой лапа тянулась вниз за игрушкой.

Плакат со стрелочным указателем направлял к месту полезного  развлечения: Каток на Церемоновом болоте.
Газета «Волгарь» № 10  1898 г.: «Нынешней зимою по инициативе госпожи Жердинской в Городце на средства местных жертвователей был устроен каток для развлечения обывателей. Каток привлекал массу посетителей и сделался центром гуляний…  На святках на катке было большое гулянье с бенгальскими огнями и фейерверком». «Кататься взрослому – 10 коп., гулять – 5 коп., кататься детский билет – 5 коп.» Сезонный билет: «Кататься взрослому – 1 руб. 50 коп.,  гулять – 75 коп., кататься детский -1 руб.,  гулять – 50 коп.»

Над большим зданием с закруглённым углом парили лентой большие буквы «Садко», фасад этого кафе заняли цветные рекламы: игровая комната «Джунгли зовут», «деньги в долг», обувные магазины «Лапоток» и прочее. Свободными от этих украшений были лишь большие окна между стенами, отделанными крупной плиткой жёлтого, серого и коричневого тонов. Кафе не совсем гармонировало с патриархальной стариной, но было уютным и доброжелательным. Под козырьком  входа  с огромными буквами «КИТЕЖ», сообщал погодные новости электронный показатель температуры.   
Напротив кафе возле серой советской пятиэтажки с балкончиками приземистый магазин типа гаража «Самогонъ» предлагал  соответствующие товары производства зелья. 
Небольшое Святое озерко отразило небо и зелень берега, близ которого возвышался коричневый особняк с колоннадой впереди всего фасада: протянулся одним этажом с лёгкой оградкой и белыми длинными занавесями, подпоясанными ленточками. В средней части этого ресторана  вытянулась двухэтажная кирпичная кладка. К широкому входу вела лестница прямо из воды. У её начала отдыхал сине-белый катерок. Вода отзеркалила здание, к которому  вдоль лёгкой крутизны зелёного берега вела плиточная дорожка у прибрежного газона.

В аккуратном сквере на белом ступенчатом постаменте на площадке среди высоких деревьев встал невысокий позолоченный Ленин.
 
Жёлтые буквы на металле словно вдохнули старину: «Храм в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 12 сентября 2009 года. Воздвигнут на средства Уральской горно-металлургической компании при попечении  Александра Владимировича Коновалова трудами Андрея Анатольевича Козицина при святительстве Преосвященного Георгия, архиепископа Нижегородского и Арзамасского».
На устойчивом постаменте с крестами возвышался  длинным колоколом под сиянием золотых куполов Александр Невский в длинной монашеской схиме. Покрытая голова благоверного князя смиренно опущена, руки сложены на груди, взгляд в землю, в себя. Позади памятника – блестели золотом купола храма монастыря. Небольшие венки, цветы цвета российского флага, круглые кустики на газоне – всё выглядело скромно и аккуратно.
 

2019, 7 августа, Городец