Вояж в реал. К Туле притулилась я

Лариса Бесчастная
            
            ТУЛА С ДОРОГИМИ ПРЯНИКАМИ
            
            И тут дождь, мать его, тучу!
            Не слишком приветливо встречаешь ты меня, Тула! А я так давно хотела познакомиться с тобой. Побывать в легендарном городе, который никогда не топтали враги, в местах русской славы…
            Да, да! Именно боевой дух Тулы и близость к полю Куликову меня привлекают! Особенно после того, как узнала, что аккурат в тех местах родилась святая блаженная Матрона Московская…
            Конечно, в Ясную поляну можно было бы тоже съездить, но мне интереснее древности и особый дух русской глубинки, непростой характер исконных русичей.
            Да ещё трое виртуальных друзей тут, три милых сердцу моему человека и неведомая покуда тётушка… Повидать их хочу. Но, кажись, ни кому я здесь начисто не нужна! Ну, да ладно, это их проблемы – тех, кто не увидит меня, такую всю в чёрно-белый горошек, отчаянную и бестолковую…
            Но я точно знаю, что мне нужно, – и будет по-моему! По крайней мере, пристреляюсь на будущее. А фиг ли нам – вулканАм?
            
            Эх, мне бы саблю, да коня –
            Держите семеро меня!
            Во мне столько куражу,
            Что себя боюсь – дрожу!
            
            Облом номер один: затвердить родство не удастся. Нет в городе Ольги Васильевны! Моя семидесятипятилетняя родственница внезапно умотала с чьими-то детьми в Питер – на экскурсию и в лес, в детский лагерь. Вот это по-нашему! Она точно моя родня, хоть и не кровная. И, чую я, что крепко с ней подружусь! Только не в этот раз, потом как-нибудь: какие наши годы? А сейчас в гостиницу, в хорошую, и одноместный номер снять – пусть он стоит половину нового монитора – однова живём! И больше никаких обломов!
            
            
            Привокзальная площадь: большая, просторная, соответствующая Московскому вокзалу, напротив которого я поселяюсь в гостинице «Москва». Мой одноместный номер на седьмом этаже и из окна мне хорошо видно всю площадь и здание вокзала. С высокой колоннадой на «парадном» входе оно величественно, торжественно и больше похоже на театр, чем на место скопления суетящихся людей, баулов, грузов и проблем передвижения по стране.
            Несмотря на подступающие сумерки, времени для прогулки у меня достаточно и я отправляюсь исследовать прилегающее к моему пристанищу пространство. Площадь полна разномастного и многофункционального транспорта – людей гораздо меньше, но они есть: всё-таки это место, куда съезжаются и откуда разъезжаются путешественники разного калибра и дальности.
            Дождь закончился и земля, а точнее, асфальт отдаёт накопленные влагу и тепло. Душно. И голодно – то есть самое время ужина. С этим возле вокзала проблем нет, я моментально нахожу павильончик с горячим питьём и закусками, рядом ларёк со знаменитыми  тульскими пряниками. Ага! Это хорошее начало для знакомства с городом, прославившимся оружием, самоварами и пряниками. На оружие и самовары я пока не претендую, а пряник и кофе это то, что мне сейчас не помешает…
            Надо сказать, пряник в Туле удовольствие не самое дешёвое, хотя и доступное. Самый маленький, меньше моей ладошки, стоит 19 рублей. На тех, которые украшают задник фирменного ларька, цены с двумя нулями и они мне интересны лишь как экспонаты.
            Беру на пробу маленький, снимаю полиэтиленовую упаковку и пробую… Ого! Да он чёрствый! Есть его желательно с ножом, целенаправленно пробираясь к мягкой серединке, и возможно мягким будет только повидло. Придётся отужинать заурядной сосиской… Зато кофе в Туле отменный! А, может быть, мне это показалось – ведь с утра маковой росинки во рту не держала…
            Отужинав, прогуливаюсь по Привокзальной улице и по Красноармейскому проспекту – до ул. Дмитрия Ульянова и мысленно улыбаюсь: ну, прямо, де жа вю! В Севастополе местом пересадки на автобус до центра была ул. Дмитрия Ульянова, а в Киеве мне отлично знакома улица Красноармейская! В те минуты я ещё не знаю, как обострится это «де жа вю» назавтра, когда я поближе познакомлюсь с улицами и площадями Тулы, названия которых будут совпадать и с моими родными, волгоградскими! И эти совпадения дадут мне ощущение родства с городом, который я вижу впервые.
            Но это будет завтра! А сейчас пора в гостиницу: темнеет, а я ещё пока тут совершенно чужая…
            
            
            Раннее утро в гостинице «Москва». День обещает быть безоблачным и светлым. Без осадков. Так и будет, потому что я так хочу! Да и приметами это обещано – ночь была звёздной и тихой. Впрочем, не помню: заснула, словно подстреленная…
            Планы на досуг разнообразные и почти невыполнимые. Многовато их на полдня – не позже семи вечера я должна выехать в Москву на Павелецкий вокзал, в 22:45 отходит мой поезд. И Тулу надо посмотреть, передать ей поклон от городов Волгограда, Одессы, Севастополя, Москвы, и гостинцы родне поискать, сувениры тульские.
            Но сначала встреча с другом – нежданная им встреча типа сюрприз.
            Тщательно собираюсь… как на боевую операцию… как в разведку… Нет, в засаду! И всё у меня получится. Должно получиться, мать его…
            
            
            Да. Короткая встреча состоялась. На охраняемом объекте… Почти доброжелательная, хоть и смахивает на свидание в зоне. Напрасные слова, улыбки, взгляды, прикосновения… к сути, недоумение…
            
            Со мной лишь нежность… не кинжал…
            А друг бежал, бежал, бежал!
            
            Надо же, какой конфуз! Сказал, рад встрече, а убежал без оглядки! А я-то думала, он дорожит нашей дружбой, а выходит, что обольщалась. Дружба – это работа души, это затраты времени и, простите, средств… Если, конечно, люди нужны друг другу. А если нет, то зачем утомлять собой «друга», которому всё по фигу? Ну, может и не всё, но ты точно… Со всеми своими благими намерениями… А ведь, казалось бы, чего проще: всего лишь человеческое отношение к другому, просто вежливый интерес, в конце концов! Но я не в претензии… И уж точно обижаться или, тем паче, навязываться не собираюсь. Будь счастлив, дорогой! И просто будь.
            
            
            Вопреки всему день расходится на славу: солнечный, ясный, сияющий. До выселения из гостиницы есть время затариться тульскими пряниками для угощения своей родовы – что-то вроде отчёта о поездке.
             Легко нахожу фирменный магазин и обнаруживаю, что он расположился напротив небольшой церкви памяти Святого Алексия. Захожу внутрь и ставлю свечу за дорогих мне туляков. За тех, кого люблю, – поимённо. За их благо и процветание. И за снятие всяческих неразумений.
            Пусть всё будет по-людски, по-доброму! Да не оскудеет душа дарящего, да не разорвётся сердце любящего. Да не иссякнет вера в человека, в дружбу и в партнёрство!
            Свеча горит ровно и обещает благополучный исход: всё будет хорошо! Ведь я же с добром и с любовью…
            Теперь время мирскому.
            Иду в фирменный пряничный магазин и погружаюсь в ароматный дух зала, в созерцание произведений кондитерского искусства и в изучение ценников. С ума сойти, какой выбор! От двадцати рублей до полторы тысячи за пряник! И мелкота на вес – тоже ничего, не копеечная…
            Долго выбираю, прицениваюсь, перебираю в уме претендентов на тульские раритеты и прикидываю их общий вес и свою платежеспособность. Наконец, нагружаюсь пряниками в оптимальном соотношении «качество, количество, цена». Перед уходом бросаю вожделенный взгляд на серийный шедевр тульских кондитеров за полторы тысячи рублей: красавЕц!
            Да такие дорогие пряники жалко выбрасывать даже чёрствыми! Даже каменными, чёрт их побери!
            
            
            КРАСНАЯ ТУЛА

            Тула зовёт меня полюбоваться ею, но сначала мне надо выехать из гостиницы. И куда-то определить сумку – не носиться же с ней по городу?
            Всё решается наилучшим образом: в камере хранения не только приняли мои пряники и другие вещи, но и дали полный инструктаж куда, на чём и зачем съездить. И всё бесплатно. Здорово!
            Вооружившись советами, я пускаюсь в обзорную экскурсию. И тут мне везёт: водитель маршрутки берёт на себя роль экскурсовода. Красноармейский проспект. Я внимательно слушаю водителя и время от времени задаю вопросы. В салоне необычно тихо – похоже, что пассажиры тоже участвуют в моей экскурсии. И, кажется, довольны тем, как я хвалю их город. И даже вставляют реплики…
            В другой маршрутке моим «путеводителем» становится сидящая рядом женщина, в третьей – импозантный пожилой мужчина. Хороший народ туляки! На первый взгляд суровые, неулыбчивые, но на любую просьбу откликаются сразу.
             Катаюсь по центру часа два. И удивляюсь: надо же! И тут, как и в моём городе есть улица Советская, проспект Ленина, площадь Победы, улицы Октябрьская, Металлургов, Пушкинская и Толстого… В какие-то моменты мне мнится, что я дома – вот только здания в наших городах разные. Мой Волгоград весь отстроен заново после войны, а в Туле дома старинные, как и в Одессе. И это неудивительно, если верить легендам, что этот город-крепость никогда не топтали ноги врага… А вот тульский «Белый дом», практически, не отличается от нашего… ну, может, лишь посветлей и повыше. Зато стоит невдалеке от проспекта Ленина, на площади Советской…
            Стоп! Моя остановка! Я же иду в Тульский кремль!


            Выхожу из маршрутки и держу направление на золотые купола храма за кремлёвской стеной. Перед входом скверик и бойкая торговля сувенирами. С интересом разглядываю самоварчики, свистульки, магнитки на холодильник и прочие безделушки. Ничего не покупаю потому лишь, что не хочется делать лишних телодвижений. Да и, вообще, ничто не поражает моё воображение…
            Направлюсь к кремлю, но на пути встают три немолодых уже цыганки. И старшая из группы сразу начинает вещать:
            – Постой, красавица! Скажу тебе всё как есть! Ты страдала, сильно и много страдала, но скоро всё изменится, и ты станешь счастливой, очень счастливой!
            «Эх, хорошо бы!» – думаю я, и благодушно улыбаюсь:
            – Спасибо на добром слове. Но я и так всё это знаю. И сама могу погадать кому хошь…
            Цыганка пристально смотрит на меня и совершенно серьёзно заявляет:
            – Вижу, вижу! Наша ты, чёрная и вещая…
            Вот те на! Вот что значит морской загар и тёмные очки, скрывающие светлые славянские очи! Цыганка меня за «свою» приняла! Мне становится весело и я лезу в сумочку за деньгами. Достаю пятирублёвую монету и отдаю вещунье: «В монисто, на счастье!». Она, не глядя, кладёт её в бездонный карман и снова испытующе изучает мой облик. «Да своя я, своя» – мысленно внушаю я цыганке. Та отводит глаза и отходит.
            Кажется я чего-то избежала… Или приобрела? Странное ощущение лёгкости и покоя наполняет меня и я, проплывая мимо глазеющей на меня женщины у арки,  прохожу внутрь кремля…
            
            
            Тульский кремль раскинулся правильным квадратом на шести гектарах земли и прогулка вдоль его километровых стен даже быстрым ходом займет около часу. Когда-то вся Тула располагалась внутри кремля, но постепенно разрослась посадами у рек и расползлась по окрестностям. Давно это было…
            Сейчас во дворе кремля пусто и лишь трава устилает его весёлой и сочной зеленью, да лавочки вдоль обзорной тропы стоят. Я усаживаюсь на одну из них и осматриваюсь.
            В глубине двора красуется Богоявленский собор, он построен в память погибших на войне 1812 года и ныне в нём Тульский музей оружия. Это любопытно, но ходить по музеям наспех я не люблю. Для этого нужно будет выбрать другое время. Сегодня я просто дышу Тулой, напитываюсь её духом и осязаю неповторимость героического града.
            Кремль – сердце его. Это уникальное сооружение, пяти веков от роду и повидали его стены, ой, как много! Ведь кремль был крепостью, щитом Руси на юге, пока не разрослась она до берегов Волги, да не выстроили там мой Царицын. Но это случилось позже, а поначалу с юга русские земли прикрывали мужественные туляки.
            Смотрю на доселе крепкие стены кремля: красные они, как победные знамёна, как кровь героев, как свадебные одежды славянки! Цвет и вкус нелёгких побед. Торжество русского духа. Высоки кремлёвские стены, до десяти метров, и широки – до четырёх. Не вижу, но знаю, что внутри у них боевые ходы для передвижения защитников крепости между башнями, каковых девять. Четыре из них угловые, с воротами: Одоевскими, Ивановскими, Пятницкими и Водяными. Ров, который окружал кремль, естественно, не сохранился, но моё воображение легко может его нарисовать. Как и другие картины древности.
            Я мысленно представляю себе лето 1507 года – и вижу под стенами кремля  темников и орду хана Девлет-Гирея и горящую деревянную Тулу, где мечутся женщины и дети, собирая камни и закладывая ими вход в башню с разрушенными воротами. Дымят татарские пушки, заправленные огненными стрелами, близок новый вражий приступ на крепость, но вот уже клубится на горизонте пыль под копытами быстрых коней, да под ногами пешцев войска русского – помощь идёт! И бегут крымчаки в ужасе, но догоняют их рати и жители Тулы и бьют нещадно…
            Легко ли жить на таком «бойком» месте – на выходе «Муравского шляха» и подступах к Москве? Нет, конечно! Вот и складывался веками суровый характер туляков, крепла духом Тула, строжала. Потому и сегодня мне встречались неулыбчивые туляки, строгие с виду, но душевные…
            
            
            «Стоп! Эта мысль не из прошлого, похоже, что я возвращаюсь в реальность…» – замечаю я, и чувствую непонятное беспокойство. Что-то не так, что-то выпадает из связки событий, из смысла и контекста моего вояжа в реал…
            Ах, да! Я одна. За восемнадцать дней вояжа я впервые одна! Без друзей и родных! Почему? Или «зачем»? Может быть, в этом какой-то особый смысл?
            Надо определиться…
            Итак, я в Туле. В красной Туле. В самом её сердце, в кремле, в крепости… В заточенье?! А в этом что-то есть! Ведь в словаре Даля, слово «тула» толкуется как «скрытное, недоступное место – затулье, притулье для защиты, приюта, или для заточенья».
            В заточенье хорошо думается… О чём? О вояже? Время подводить итоги? Так вроде рано ещё. Последняя поездка маршрута ещё впереди… а я тут притулилась…
            Забавная игра слов, однако! Мне вдруг становится весело и легко, как после странной встречи с цыганкой.
            Я обвожу взором кремлёвское подворье, «пересчитываю» башни с тёмными глазницами бойниц, скольжу взглядом по зубцам красных стен, скалящихся в небо, задираю голову и вижу купола Успенского собора – и высоко над крестом его парящую птицу!
            На фоне ярко-голубого неба она кажется мне алым ангелом, посланным в Тулу земную из России Небесной…
            «Благая весть! – выдыхаю я, и вытираю ладонью внезапно хлынувшие слёзы. И понимаю, что это боль моя рвётся наружу, всё несуразное, что скопилось за прошедшие дни по обе стороны границы с Украиной.  Боль исходит слезами, и я подгоняю её: «Давай, давай, истекай!»
            Надо жить! Жить – это значит уметь радоваться каждому мгновенью, уметь терять и терпеть. Тер-петь! Слышите? В этом слове есть подсказка: надо петь! Тер-пение! Пение о жизни, её одухотворение и принятие её таковой, какой она тебе дадена…
            И при чём тут вояж, скажите на милость? А вот этого я пока не знаю…




            Начало: http://www.proza.ru/2011/07/15/203
            Окончание http://www.proza.ru/2011/08/12/1099
            

          
Иллюстрация: коллаж автора из фото в Интернет