Неизвестный Израиль 8. 5. Праздники света

Нина Рождественская
ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРАЗДНИКИ

27 нисана был объявлен Правительством Израиля Днем памяти Катастрофы европейского еврейства и мужества борцов гетто, боровшихся с фашистами. Утром этого дня раздается сирена, когда на две минуты все замирает. В этот день проходят специальные собрания и митинги, в школах читают лекции о мучениках, погибших от рук фашистов, и о мужестве тех, кто восстал против них.

4 ияра – (Йом –Азикарон) День памяти израильских солдат, отдавших свою жизнь ради защиты народа и страны – в подполье, в войне за независимость, в Синайской компании 1956 года, в Шестидневной войне и в Войне на истощение, в войне Судного дня и во всех прочих военных операциях. Для этого дня составлены специальные поминальные молитвы, и тысячи осиротевших семей посещают могилы своих близких. Весь народ Израиля воздает дань павшим, зажигая поминальные свечи и собираясь на траурные митинги. Йом-Азикарон отмечается также минутой молчания, когда по всему Израилю замирает движение. Этот день отмечается накануне Дня независимости. Дело в том, что 4 ияра арабами был захвачен Гуш-Эцион – группа еврейских поселений к югу от Иерусалима, между Бейт-Лехемом и Хевроном. Все его защитники, даже те, кто попал в плен, были убиты. День падения Гуш-Эциона  был установлен, как День Траура по павшим воинам. Тем самым подчеркивается, что радость возрождения неотделима от горечи и скорби по погибшим сыновьям народа. Жизнь неотделима от скорби и утрат, но те, кто погибли, подарили возможность жить другим, всему народу.

ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ

Земля Израиля

«И сказал Господь Аврааму: Уйди из земли своей, от родни твоей и от дома твоего в землю, которую я укажу тебе» (Бытие 12,1).
«В этот день заключил Господь завет с Авраамом, сказав: Потомству твоему отдам Я землю эту, от реки Мицраима до реки великой, реки Прата». (Бытие 15,17)
«И дам тебе и потомству твоему после тебя землю пребывания твоего после тебя землю пребывания твоего, всю землю кнаанскую, во владение вечное, и буду им Богом». (Бытие 17,8)

Первыми государственными границами, которые можно определить на основе исторических документов, являются, вероятно, границы Страны Кнаан, подвластной Египту в период Нового царства. Описание этих границ содержится в определении земли обетованной в книге Чисел (34, 2-12). На юге: пустыня Цин и черта от южного конца Мертвого моря до Маале-Акрабим, Кадеш-Барнеа и до потока Египетского; на западе: Великое море до горы Ор (Северной горы); на северной границе можно определить только Лево-Хамат; на востоке: от Ривлы до «побережья моря Кинерета с востока» и вдоль Иордана до южной части Мертвого моря
Мечта о великой Стране Израиля, от потока Египетского до реки Прат, под властью Израиля была воплощена в действительность в дни Давида и Шломо.
Одной из наиболее важных тем Танаха является тема Страны Израиля. В Торе мы находим описание местностей, границ, природных условий страны. Также неоднократно подчеркивается связь этой земли с народом Израиля. Может показаться, что Творец два раза повторяет: «…И дам тебе и потомству твоему», но второй раз он говорит о том, что земля дается «во владение вечное». Это значит, что даже, если народ будет изгнан из своей страны, он все равно в нее всегда сможет вернуться.
В статье «Отстаивание нашего права» профессор Авраам Иеошуа Гешель пишет: «Привязанности нашего народа к стране нет равной в мире. Второй Храм был разрушен римлянами в 70 году, государство Израиля было создано в 1948. На протяжении этого многовекового периода Страна Израиля никогда не была национальным домом для какого-либо народа, никогда не считалась самостоятельной геополитической единицей, никогда не была суверенным государством. Она была оккупирована не менее четырнадцати раз в течение тринадцати столетий… и каждая из волн оккупации оставляла после себя «наследство» в виде солдат, рабов и их потомков, которые не были связаны общей этнической и культурной принадлежностью… Общим для всех завоевателей являлось «наследие» запустения. Большая часть страны превратилась в болотистую необитаемую местность на севере и в местность сыпучих песков на юге». И далее Авррам Гешель пишет о том, что никто из существующих национальностей, за исключением евреев, не считал эту землю своей родиной. Только для евреев это была родина, связь с которой никогда не прерывалась. Здесь всегда евреи составляли определенную часть населения, «здесь были созданы великие творения еврейского народа:  книги Пророков и Писания, Мишна, Иерусалимский Талмуд, Мидраши, свод законов «Шульхан-арух», Каббала АРИ».

Возвращение

«В те дни придет дом Иегуды к дому Исраэля, и пойдут они вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим». (Иермияу, 3,18).
«Вот, Я соберу их из всех стран, в которые Я изгнал их во гневе Моем и в ярости Моей и в великом негодовании, и возвращу их на место сие, и возвращу их в безопасности». (Иермияу 32, 37).
«Вот, наступят дни, - говорит Господь,- когда пахарь застанет жнеца, а давящий виноград – сеятеля; и горы источать будут сок, и все холмы потекут. И возвращу Я из плена народ Мой, Исраэль, и отстроят они города опустевшие и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино их, разведут сады и будут есть их плоды. И посажу их (как дерево) на земле их, и их больше не вырвут из их земли, которую Я дал им, - говорил Господь, Бог твой» (Амос 9, 13-15).

Как уже говорилось выше, определенная часть евреев продолжала жить на своей земле постоянно. Последние археологические раскопки находят все новые и новые следы присутствия евреев на святой земле и в период рассеяния. Конечно, евреев было тогда немного, и они не могли остановить тот процесс разрушения и запустения, который обрушился на землю Израиля.

Возвращение в Землю Израиля началось со «Старого ишува». Это были те евреи, которые приехали сюда до появления сионистского движения. «Старый ишув» - это предки современных «харедим» - ультраортодоксов, ходящих в шляпах, чулках, халатах и с длинными пейсами. Многие современные репатрианты, считают эту группу населения «средневековой», безнадежно отставшей от жизни и не приносящей стране никакую пользу. Тем не менее, не следует забывать, что именно они были первыми.
Вначале в землю Израиля отправлялись одиночки. В 1700 году происходит первое массовое переселение евреев в землю Израиля. Эту группу возглавлял рабби Иегуда Хасид. Они шли через Германию, Австрию, Венгрию и Италию. Их численность была 1500 человек. Около 1000 из них прибыли в Иерусалим. В 1777 году началась алия приверженцев хасидизма.
Одновременно с этим появляется интерес к Палестине у народов Запада. Наполеон собирался создать в Палестине еврейское государство и отстроить Иерусалимский Храм. Лорд Байрон  писал в своих «Еврейских мелодиях» о народе в изгнании, о привязанности евреев к Стране Израиля:

Где ноги, покрытые кровью, Израиль омоет?
Когда его снова сионская песнь успокоит?
Когда его сердце, изнывшее в казни и муках,
Опять возликует при этих божественных звуках?
О, племя скитальцев, народ с удрученной душою!
Когда ты уйдешь из позорной неволи к покою?
У горлиц есть гнезда, лисицу нора приютила,
У всех есть отчизна, тебе же приют лишь могила…

В середине девятнадцатого века в Палестине открылись иностранные консульства, и стало возможным жить в стране, оставаясь иностранным подданным и находиться при этом под защитой иностранного консульства.

Но в основном возвращение на землю предков связано с понятием «сионизм».  Когда-то, еще в бывшем Советском Союзе, нам говорили, что фашизм и сионизм – это чуть ли не близнецы-братья. Между тем, слово «сионизм» происходит от Сион, это гора Сион, возле которой еврейский народ получил Тору и наказ идти в Землю Израиля. Таким образом, сионизм – это стремление вернуться на свою историческую родину. Обычно это понятие связывают с именем Теодора Герцля, но это не так, так как сам сионизм появился задолго до Герцля. Вообще  было несколько видов сионизма, и первым, как и первые поселенцы, был религиозный сионизм, который возник в 1840 году в центральной Европе.  В последней четверти Х1Х века религиозные сионисты приняли активное участие в практическом освоении страны. Философские концепции религиозного сионизма в их современном виде сформировались позже, в учении рабби Авраама-Ицхака Кука.
Основная идея, отличающая религиозный сионизм от старого ишува состояла в том, что уже пришло время всему народу, а не отдельным людям, переселяться в Землю Израиля. А значит – нужно не только строить иешивы, но и создавать сельское хозяйство и промышленность, и организовывать массовое переселение всего народа. Религиозные сионисты сломали привычку думать об Израиле, как о чем-то, что должно произойти в результате чуда. Это изменило общественное сознание. Фактически была заложена основа для движения «Хибат Цион», которое в дальнейшем привело к практическим шагам по заселению и освоению страны.

Поселенческий (или, как его обычно называют, «практический») сионизм начался с 1870 года. Основное развитие «поселенческий сионизм» получил в Восточной Европе после погромов 1880-х годов на Украине, в Бессарабии, Польше и Румынии. Возникшее в России движение «Хибат Цион» поставило своей целью переселение евреев в Землю Израиля.
Деятельность  поселенческого сионизма не состояла просто в переезде из одной страны в другую, это было как бы «укоренение евреев на своей земле», возвращение народа к своим корням. Хочу привести отрывок из статьи профессора Бен Циона Динура «Исторические предпосылки возрождения Израиля»: «Неутомимая деятельность всего еврейского народа, всех его социальных слоев во всех странах рассеяния в деле строительства ишува в Эрец Исраэль была поистине грандиозной. Эту преданность идее прекрасно выразил барон Э.Ротшильд, когда к нему обратился Зигмунд Зиммель, ортодоксальный еврей из Берлина, хозяин кожевенной фабрики и деятель еврейской общины, активно поддерживавший движение Хибат Цион в России. Он обратился с просьбой оказать помощь поселенцам Верхней Галилеи – в поселениях, основанных евреями из Румынии и Польши. Барон Ротшильд ответил: «Сколь удивительно это – еврей из Пруссии просит  еврея из Парижа от имени евреев России об оказании помощи евреям из Румынии и Польши, поселившимся в стране Израиля!».
Здесь необходимо отметить деятельность двух крупнейших еврейских богачей Европы, сэра Моисея Монтефиоре и барона Эдмунда Ротшильда, при активной финансовой и политической поддержке которых были осуществлены многие мероприятия по расширению старых и организации новых поселений.
Из двух с половиной миллионов евреев, покинувших свои страны в 1880-1914 годах, большинство уехало в Америку, и только семьдесят тысяч переселились в Эрец Исраэль. Они это делали по идейным соображениям, они сознательно шли на многие жертвы, понимая, что выполняют важную историческую миссию. Благодаря их усилиям в эти годы были основаны: Ришон ле-Цион (1882г.), Зихрон Яков (1882), Рош Пина (1882), Гедера (1884), Реховот (1890), Хадера (1891), Кфар-Саба (1892) и другие поселки.
В разных странах стали говорить о возможности решения еврейского вопроса. И на этом фоне духовного обновления и сплочения народа на сцену еврейской истории вышел политический сионизм Теодора Герцля.

Возникновение политического сионизма полностью связано с именем Теодора Герцля. Он не был первым сионистом и основателем сионистского движения. Но заслуга его в том, что он смог превратить сионизм в форму нормального европейского движения, а только в такой форме западный мир смог его принять. В 1897 году Герцль провел в Базеле первый  Сионистский конгресс, но который ему удалось собрать «евреев со всего мира», и сионистская организация, созданная на этом конгрессе, стала в глазах мирового общественного мнения полномочным представителем еврейского народа.
Теодор Герцль вырос в ассимилированной семье, был светским человеком, венским журналистом и мало интересовался вопросами еврейской жизни. Крутой переворот в его сознании произошел во время судебного процесса «Дело Дрейфуса», на котором он присутствовал в качестве журналиста. Крики «Смерть евреям!», раздававшиеся на парижских улицах, потрясли его и убедили в том, что решение еврейского вопроса – это создание своего государства.
Книга, в которой Герцль изложил свою программу, называлась «Государство евреев. Опыт современного решения еврейского вопроса» (1896г.) – под еврейским вопросом Герцль подразумевал проблему антисемитизма. Герцль считал, что эта проблема будет решена, если у евреев будет свое государство, причем, по его мнению, не столь важно  существование государства именно в Израиле, оно может быть и в другой стране, например, в Аргентине. Главное, чтобы оно было. Это ошибочное мнение привело к тому, что Герцль готов был принять предложение британского правительства об автономном еврейском поселении в Уганде, что вызвало яростный протест большинства сионистов, особенно представителей из России. И хотя Герцль публично отказался от этого решения, между ним и группой молодых сионистов из России возник конфликт, которые также упрекали его в невнимании к поселенческой деятельности в Израиле. В 1904 году Теодор Герцль умер от инфаркта.
В Еврейской энциклопедии говорится, что хотя «Деятельность Герцля как вождя сионистского движения продолжалась менее десяти лет, уже при жизни его личность стала легендарной. Он сочетал в себе черты мечтателя и расчетливого администратора, романтичного писателя и трезвого практика. Герцль замечает в своем дневнике, что, работая над книгой «Государство евреев», он слышал шелест таинственных крыльев, что не мешало ему разрабатывать детальный план создания и деятельности «Еврейского общества» и «Еврейской финансовой компании»…  Аристократизм Герцля, его спокойствие и самообладание вызывали восхищение, а порой благоговение не только у его последователей, но и у противников. Еврейские массы Европы видели в нем «царственного трибуна», призванного вернуть народу величие древности».

В истории сионистского движения различают пять основных потоков массовой алии. («алия» - восхождение в страну Израиля). Термин «Первая алия»  относится к тем, кто приехал в 1880- 1903 годах. За это время было создано  20 сельскохозяйственных поселений, современные школы с преподаванием на иврите.
Вторая волна алии приходится на 1904-1914 годы. Большинство представителей этой алии были выходцами из Восточной Европы, очевидцами погромов 1903-1905 гг. в России, многие из них были участниками еврейской самообороны. В их мировоззрении перемешались социалистические идеи с идеями сионизма. Эта халуцианская (то есть пионерская) молодежь рассматривала труд как главное средство возрождения родины, она стремилась к созданию в Земле Израиля  «свободного общества равноправных тружеников» - то есть «еврейского социализма». В основном это были студенты и интеллектуалы-социалисты, порвавшие с религией и традициями. Они решили создать новое общество на своей древней родине и для своего народа. Их мировоззрение представляло широкий спектр социалистических идей – от обычного марксизма до анархизма и толстовства. Если представители Первой алии использовали арабский труд, то «пионеры» основной целью считали «завоевание труда», то есть замену арабских рабочих еврейскими во всех отраслях хозяйства ишува.  В борьбе за «еврейский труд» возникли новые формы кооперативных сельхозпоселений: кибуц (общее имущество и равенство в труде и потреблении), а позднее мошав (кооперативное сельскохозяйственное поселение, сочетающее элементы коллективного и частного хозяйства).
Надо сказать, что кибуцы оказали большое влияние на социалистические течения по всему миру. По сути, в Израиле действительно был построен демократический социализм, и хотя политически он перестал существовать в 1977 году, его последствия до сих пор ощущаются во всех сторонах жизни. Существует даже такой анекдот (не без доли правды): «В России было две социалистические партии – большевики и меньшевики. Большевики захватили власть в России, а меньшевики эмигрировали в Израиль. Поэтому в России была реализована программа большевиков, а в Израиле – программа меньшевиков».

В годы Второй алии в стране сложился еврейский рабочий класс, возникли кредитные, потребительские и производственные кооперативы, профессиональные союзы городских и сельскохозяйственных рабочих. Зародышем вооруженных сил стала организация «Га-Шомер», созданная в 1909 году для охраны еврейских поселений от нападений арабов. В 1903 году в Яффо был основан Англо-Палестинский банк, быстро превратившийся в крупнейший еврейский банк (теперь банк Леуми). Для облегчения использования еврейского труда были созданы биржи труда, столовые для рабочих и фонд медицинского страхования (купат-холим). Важные изменения произошли в области образования и культуры. Иврит прочно укоренился в стране, на нем выходили газеты и журналы. Многие известные еврейские писатели и мыслители приехали жить в Землю Израиля.

Первая мировая война привела экономику Турции к полному развалу. Так как Англия проявляла к сионистскому движению положительное отношение, а Турция – однозначно отрицательное, еврейские симпатии были на стороне Англии. Владимиру Жаботинскому удалось создать Еврейский Легион, который успел принять участие в военных действиях в конце войны. Английская армия под руководством генерала Алленби в 1917 году захватила южную часть Израиля, а в 1918 – северную. 11 декабря 1917 года генерал Алленби занял Иерусалим, и турецкая власть, продолжавшаяся в Израиле 400 лет, перестала существовать.
«Декларация Бальфура» - документ, сыгравший важнейшую роль в еврейской истории ХХ века – была провозглашена 2 ноября 1917 года Артуром Бальфуром, министром иностранных дел Великобритании, от имени правительства. Декларация гласила: «Правительство Его Величества относится благосклонно к восстановлению Национального очага для еврейского народа в Палестине и приложит все усилия к облегчению достижения этой цели». Декларация явилась результатом переговоров, которые вели лидеры сионистов с правительством Великобритании.
Великобритания вначале обещала способствовать созданию «национального очага для евреев» на территории исторической Палестины, то есть по обе стороны от Иордана. В 1921 году Англия отделила Восточную Палестину, то есть Восточный берег реки Иордан, и создала там арабское государство Иорданию (Трансиорданию). Таким образом, палестинские арабы имеют свое государство уже 90 лет. Кроме того, Англия в 1923 году передала Франции западную часть Голанских высот (сегодня эта часть аннексирована Израилем после войн 1967, 1973 годов).
В это же время резко ухудшились арабско-еврейские отношения. В марте 1920 года еврейские поселения в Северной Галилее подверглись нападению арабов. Поселок Тель-Хай был разрушен, несмотря на героическую оборону, в которой погибли Иосиф Трумпельдор и семь других защитников (в их память позднее был назван город Кирьят-Шмона, дословно «Городок восьми»).
Поскольку еврейское население не могло полагаться на британскую армию, то в июне 1920 года было решено создать подпольную организацию самообороны «Хагана» (оборона). Хагана и ее ударные отряды – «Пальмах» - находились под контролем социалистических партий. Эти военные силы сыграли важнейшую роль в обороне еврейских поселений от арабов в период английского Мандата, а впоследствии стали основой Армии обороны Израиля.

Третья алия (1919-1923) – была похожа по характеру на Вторую. В декабре 1920 года представители Второй и Третьей алии основали Всеобщую федерацию еврейских трудящихся – Гистадрут – которая провозгласила создание на Земле Израиля «нового трудового еврейского общества».

Четвертая алия (1924-1928) резко отличалась от предыдущих. Ее составляли в основном мелкие предприниматели, торговцы и ремесленники. Они селились в городах, в основном, в Тель-Авиве, и вкладывали свои небольшие средства в промышленность, сферу обслуживания и, более всего, в строительство. В этот период была построена большая часть Тель-Авива, еврейской Хайфы, Герцлия, Биньямина, Пардес Хана, Нетания, Раанана. Были построены электростанции в Тель-Авиве, Хайфе и Тверии.

Пятая алия (1929-1939) – опять значительно изменила лицо ишува. Она состояла в основном из людей, бежавших от нацизма. Немецкие евреи сильно повлияли на характер страны. Это была интеллигенция, деятели науки, культуры, бизнесмены и экономисты, университетские профессора и другие специалисты высокой квалификации, которых заставил покинуть Европу приход к власти Гитлера и фашистов. Многие из них привезли с собой значительные капиталы и вложили их в развитие страны.

В течение всего периода Британского мандата «рабочее движение», принявшее важнейшее участие в строительстве страны, было главной силой в ишуве. Оно опиралось на объединение профсоюзов – Гистадрут, оно имело свои кибуцы, мошавы, промышленные предприятия, строительную компанию, банк а-Поалим, транспортный кооператив «Эгед», больничную кассу, систему социальных услуг, школьную систему и т.д. – то есть оно было целым «государством в государстве». Оно контролировало Хагану, которая  имела свои отделения во всех еврейских населенных пунктах, тренировочные лагеря, офицерские курсы и склады оружия.
Главной политической силой в рабочем движении была партия «Мапай», созданная в 1930 году, лидером которой был Давид Бен Гурион, ставший впоследствии первым премьер-министром государства Израиль.
Давид Бен Гурион был яркой, необычной и противоречивой фигурой. Он не был религиозен и не соблюдал традиции, но хорошо знал Танах и верил, что Провидение Истории поручило ему роль осуществить библейские пророчества. С одной стороны – тактический гений, с другой – диктатор, признающий только свою точку зрения. Особенно все эти противоречия проявились в борьбе с политическими противниками, которые были представлены сионистами-ревизионистами во главе с Зеевом (Владимиром) Жаботинским. Роль ревизионистов и их вождя в истории нового Израиля часто замалчивается или недооценивается.
Между тем отряды «Эцеля», командиром которых считался Жаботинский, во многом способствовали тому, что Англия вынуждена была отказаться от мандата на Палестину.
Арабские беспорядки не затихали. В 1936-1939 годах вспыхнуло так называемое «арабское восстание». Съезд арабских партий в Шхеме избрал «Верховный арабский комитет» во главе с Иерусалимским муфтием Х-А .Хуссейни (в 1930-1940 годах муфтий был активным сторонником Гитлера и позже разыскивался за военные преступления). Арабы развязали компанию террора с поджогами еврейского имущества, убийствами евреев на улицах, нападениями на еврейские поселения и еврейский транспорт. Для пресечения арабских беспорядков Хагана, по предложению английского друга ишува Ч.О.Уингейта, решила перейти к новой тактике: «нападение ради обороны». Были созданы летучие боевые отряды, особые «ночные группы» подстерегали и убивали террористов по ночам, устанавливались засады, патрулировались дороги, и попытки вооруженных нападений арабских банд были отбиты.

Между тем, британская политика по отношению к евреям постоянно ухудшалась. С одной стороны, британцы шли на многочисленные уступки арабам, а с другой – постоянно сокращали въезд в страну евреев. В первые месяцы после начала Второй мировой войны евреям не было выдано ни одного иммиграционного сертификата под предлогом борьбы с «нелегальной иммиграцией». В этой своей борьбе англичане не останавливались перед применением самых жестоких мер и даже убийств.
Так, зимой 1940 года англичане затопили утлое суденышко с эмигрантами «Сальвадор», и 230 его пассажиров погибли. В феврале 1942 года судно «Струма», на борту которого находились еврейские беженцы из Румынии, не было подпущено к Палестине и затонуло в Черном море. На нем погибло 770 человек.
Окончание войны не принесло изменений в британскую политику. Между тем в Европе события развивались драматически. Те евреи, кто пережил фашизм, возвращались на свои прежние места жительства, но местное население относилось к ним враждебно. И сотни тысяч людей, мужчины, женщины, старики и дети, шли по дорогам Европы через горы, реки и границы стран, с одним желанием – попасть в Эрец Исраэль. Британские власти усилили береговую охрану, но суда с «нелегалами» продолжали пребывать. Подразделения Хаганы и Эцеля продолжали нападения на британские полицейские посты, пункты береговой охраны, аэродромы.
В феврале 1947 года британское правительство заявило о своем решении передать палестинский вопрос на рассмотрение ООН.
Наибольший резонанс в мире вызвала история корабля «Эскодус», отплывшего от берегов Франции в июле 1947 года. Когда судно приблизилось к берегам Земли Израиля, оно было атаковано британскими истребителями, открывшими огонь по его палубе, и несколько человек было убито. Судно было проведено в Хайфский порт, но на этот раз англичане решили не интернировать беженцев на Кипре (как делали раньше), а отправить обратно в Европу, чтобы сделать попытки нелегальной алии бессмысленными. Они заставили вернуться судно во Францию, где беженцы отказались сойти на берег, а французские власти отказались принуждать их к этому. Тогда британцы направили судно в Гамбург (британская зона оккупации Германии) и силой вернули их на немецкую землю, поместив в бывшие фашистские лагеря смерти! Этот случай потряс общественное мировое мнение и приблизил отказ Великобритании от мандата.

29 ноября 1947 года Генеральная  Ассамблея ООН большинством в 33 голоса против 13 (арабский блок) при 10 воздержавшихся приняла решение о разделе Палестины на еврейское государство, арабское государство и международную зону вокруг Иерусалима. Британское правительство отказалось участвовать в реализации этого плана и заявило о намерении вывести из Палестины свои силы 15 мая 1948 года, - а евреи и арабы пусть разбираются между собой сами. Евреи согласились с планом раздела, но лидеры палестинских арабов и арабские государства отвергли предложение о создании арабского палестинского государства и заявили о своем намерении прибегнуть к силе и изгнать евреев. На следующий день был обстрелян еврейский автобус, в Иерусалиме произошли уличные беспорядки. Фактически с этого момента началась Война за Независимость.
Положение евреев было настолько тяжелым, что в марте 1948 года США предложили приостановить выполнение резолюции о разделе и передать страну под опеку ООН до достижения мира. Они оказывали очень сильное давление на Еврейское Агентство, но оно твердо решило провозгласить государство сразу после ухода англичан. Поскольку у евреев уже было в течение 15-20 лет «государство в пути», обладавшее всеми необходимыми внутренними структурами, способными и имеющими опыт управления, было возможно в течение короткого времени почти без споров легализовать эту власть.

5 ияра 5708 года от сотворения мира (15 мая 1948 года по европейскому летосчислению), в здании Тель-Авивского музея Давид Бен Гурион провозгласил создание государства Израиль.

Прекрасно написала об этом знаменательном событии Голда Меир в книге «Моя жизнь»:
«Через несколько минут, ровно в четыре часа, началось торжественное заседание. Бен-Гурион, в темном костюме и при галстуке, встал и постучал председательским молотком. По знаку этим подавался знак оркестру… сыграть «Ха-Тиква». Что-то не сработало, и музыка так и раздалась. Но мы все поднялись со своих мест и спели наш национальный гимн. Тогда Бен-Гурион откашлялся и негромко сказал: «Сейчас я прочту Декларацию Независимости». Чтение заняло всего четверть часа. Он читал медленно, очень внятно, и я помню, как изменился и слегка усилился его голос, когда он дошел до одиннадцатого параграфа:
«На этом основании мы, члены Национального Совета, представители еврейского населения Эрец-Исраэль и сионистского движения, собрались в день истечения британского мандата на Эрец Исраэль и в силу нашего естественного и исторического права и на основании решения Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций настоящим провозглашаем  создание еврейского государства в Эрец Исраэль – Государства Израиль».
Государство Израиль! Глаза мои наполнились слезами, руки дрожали. Мы добились. Мы сделали государство Израиль реальностью… Чтобы ни случилось, какую бы цену ни пришлось за это  заплатить, мы воссоздали Еврейскую Родину. Долгое изгнание кончилось. Отныне мы будем жить в стране своих отцов не потому, что нас соглашаются терпеть; теперь мы – такая же нация, как другие, и, впервые за двадцать веков, мы – хозяева своей судьбы. Мечта осуществилась – слишком поздно для спасения погибших при Катастрофе, но не слишком поздно для грядущих поколений. Пятьдесят лет назад, после Первого сионистского съезда в Базеле, Теодор Герцль записал в своем дневнике: «В Базеле я основал еврейское государство. Если бы я сказал это сегодня – это было бы встречено общим смехом. Может быть, через пять лет – и, без всякого сомнения, через пятьдесят – это увидят все». Так оно и произошло…
Вдруг, словно по команде, мы все поднялись со своих мест, плача и аплодируя: Бен-Гурион сорвавшимся (впервые за все время) голосом прочитал: «Государство Израиль будет открыто для репатриантов и объединения в нем всех рассеянных по свету евреев». В этих словах билось самое сердце Декларации, в них была выражена и причина, и смысл создания государства. Я плакала в голос, услышав, как эти слова прозвучали в жарком переполненном зале. Но Бен-Гурион опять постучал молотком, призывая к порядку, и продолжал: «Призываем сынов  арабского народа, проживающих в государстве Израиль, - даже в эти дни кровавой агрессии, развязанной против нас много месяцев назад, - блюсти мир и участвовать в строительстве Государства на основе полного гражданского равноправия и соответствующего представительства во всех его учреждениях, временных и постоянных»…
Когда он прочел все 979 ивритских слов, из которых состояла Декларация, он попросил всех встать и «принять акт, устанавливающий создание еврейского государства», так что все мы поднялись еще раз. И тогда произошло нечто трогательное и непредвиденное. Рабби Фишман-Маймон встав, дрожащим голосом произнес традиционную еврейскую молитву-благодарение: «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, сохранивший нас в живых и давший нам все претерпеть и дожить до этого дня. Аминь»  Часто мне приходилось слышать эту молитву, но никогда она не звучала для меня так, как звучала в тот день…
После этого началась церемония подписания Декларации… Я плакала открыто, даже не утирая слез. Шарет подвинул ко мне Декларацию, а Давид Пинкас, член религиозной партии Мизрахи, стал меня успокаивать. «Почему ты так плачешь, Голда?», - спросил он. «Потому что сердце мое разрывается при мысли о тех, кто должен был бы тут стоять, и кого здесь нет», - ответила я, не переставая плакать».
Несколько раз читала эти воспоминания Голды Меир, и каждый раз заливалась слезами. Как будто и я была в этом зале, или среди людей на улицах Тель-Авива, которые пели и танцевали всю первую ночь своей независимости, чтобы утром уйти воевать, когда семь арабских государств напали на только что родившееся государство…

День Независимости – это светский праздник, поэтому транспорт  работает. Израильтяне обычно в этот день уезжают на природу, устраивают пикники и жарят мясо.
А вечером взмывают в небо сияющие цветы фейерверков. Это и радость, и слезы. Я люблю этот праздник...

Я назвала эту очень большую статью, которую из-за ее размеров мне пришлось разбить на главы, «Праздники света». Почему? Ведь непосредственно праздниками света называют Хануку и Лаг-Баомер. Но я отсылаю читателя к началу статьи, к эпиграфу: «Свеча символизирует освещение жизни человека и его души высшим светом». Эти слова принадлежат Раву Куку.
Свеча. Ее свет сопровождает евреев постоянно: или это две шабатние свечи, или сияющие ханукальные свечи, но всегда – свеча. Как напоминание о Высшем свете. Что же это за свет, который наполняет душу святой радостью и благоговением? Об этом пойдет разговор в следующей главе «Неизвестного Израиля».