В магазине

Сергей Елисеев
   Сегодня я был в большом магазине. В самом деле, большом. В нём для удобств покупателей эскалатор есть. Он даже работает (в прошлый раз, когда я сюда заходил, он не работал – что-то было неисправно и покупатели топали с первого этажа на четвёртый пешком). Магазин называется по-модному – Парадиз, что в переводе с английского (или французского?) означает "рай". В этом раю – есть всё что твоей душе угодно. От часов до трусов. Можно купить самый крутой смартфон, самую современную видеокамеру, самое изысканное бельё и самую дорогую парфюмерию. Бери – не хочу! Кошмарным сном вспоминается советская реальность с её хроническим дефицитом, когда товары не покупали, а "доставали", когда для покупки обуви надо было выстраиваться в длиннющую очередь, писать на руке номер, и стоять-дожидаться своего часа. И какая удача, если перед тобой ботинки (сорочки, пододеяльники, книги сосиски, яйца и т.д.) не заканчивались! Тогда домой ты шёл не просто довольный, а прямо счастливый. Было времечко! А сейчас… что в Москве, что в Вашингтоне, что в Абу-Даби, что в Рязани – одни и те же товары. Глобализация. Или это парадиз?

   Я-то в книжный отдел пошёл. Меня как всегда на книжки тянет. Купил толстый том Complete Sherlock Holmes. Примерно по той же цене, по которой он и в Лондоне продаётся. Или даже дороже. Но я всё равно доволен. Для меня желанная вещь – дороже денег. Вышел из бутика. Оглянулся. Надо бы на дорожку сходить кое-куда. Путь-то неближний. Поскольку магазин большой и на иностранный манер сделанный, то здесь эти удобства предусмотрены. Надо только найти. И вот я иду по блестящему залу, а глазами зырк-зырк по сторонам – нужное заведение высматриваю. Должна же быть табличка или указатель какой! Наконец, вижу заветную надпись. И туда стопы свои направляю.   
Туалет. Одно только слово. И вход в коридор. Интересно, для мужчин или женщин? Полагаю, что если пояснений нет, то в коридор можно заходить и тем, и другим, а там, должно быть, дорожки расходятся. Мальчикам – налево, девочкам – направо. Я иду. И вдруг передо мной вырастает так называемый security в голубой рубашке. Крепкий парень с рацией на плече.
- Вы куда? – спрашивает он.
- В туалет, - отвечаю я.
- Это женский. Мужской – этажом ниже.

   Ладно, спустимся на один этаж. Там я иду к месту, которое под женским туалетом распложено. Читаю надпись "Туалет" над входом. Захожу в коридор. Вижу перед собой открытую дверь. Вхожу в зал. Здесь чисто, без запахов.  Белые кабинки. Захожу в одну. С удовольствием, если не наслаждением, делаю нужное дело. Слышу цокот подковок по кафельному полу. Неужели какая-нибудь женщина заблудилась? Или это мужик какой-то в кованых штиблетах? Слышу журчание воды, женский голос. Значит, уборщица работает. Выхожу. Передо мной женщина с поднятой юбкой. Завидев меня, она вскрикивает, и опускает подол. Откуда ни возьмись, появляется вторая женщина. В руке у неё швабра. Ко мне подлетает.
- Ты что тут делаешь?
- Что надо. А вы откуда взялись?
- Какой хам! Он ещё и спрашивает, - говорит та, которая без швабры. – А ну убирайся отсюда!
- Отчего же?
- Оттого, что это женский туалет.
- Не может быть!
- Очень даже может, - говорит женщина со шваброй и ей замахивается.
Я понял, что надо действовать очень быстро и поспешил на выход. Уборщица – за мной.
- Вот твой туалет, - кричит она мне и шваброй на боковую дверь тычет. На неприметной закрытой двери сбоку – табличка. Кружочек, а под ним треугольник вершиной вниз. Он, наверное, мужчину обозначает.   

   Я выбежал в зал. Смех меня душит. Вспомнил эпизод из фильма "Джентльмены удачи".  Комик Крамаров, сидя на скамейке в женском туалете кричит:"Заходите девочки! Не стесняйтесь!"
А ещё я вспомнил, как в Германии работал. Там везде чёткие указатели: на улице, в метро, в магазине, в туалете. Всегда попадёшь куда надо.
Оборачиваюсь. Уборщица смеётся мне вслед. И я смеюсь.
Смеюсь и думаю – почему в этом шикарном магазине, где, кажется, всё сделано по иностранному образцу, всё-таки кое-какие нужные вещи сделаны по-русски.