Дедушка и внук

Рашид Гасанов
Восьмилетний Эльдар любил задавать всякие вопросы своему любимому дедушке. А дедушка, старый кузнец Кемран киши, всегда с охотой отвечал внуку, хотя и дома и на людях слыл строгим молчуном.
-Дедушка, а как узнать хороший человек или нет?
Дед затянулся трубочкой, которую называл чубук, выдохнул дымок и тихо с хрипотцой в голосе объяснил:
-Да это внучек несложно. Вот, например, наш сосед Полад купил молодого коня-красавца, ездил на нём два года, гордился. А когда ему предложили достойную цену (как он себе надумал), так он его тут же продал, совершенно забыв, что тот и в дождь и в снег всегда приходил домой.
Дед замолчал, а внук, не поняв, к чему это дед рассказал, переспросил:
-И поэтому он нехороший?
-В том-то и дело внучек - нехороший. Конь-то прикипел к хозяину душой, считал его своим другом, доверял ему, а он его продал. В тот день, когда его привели к нам на двор кузницы, новый хозяин коня хотел, чтобы я Алагёзу подковы сменил, так я видел, как слёзы лились ручьём из глаз бедолаги. Предал его "друг".
Глаза мальчика наполнились влагой. Дед молчал, опустив свои тяжёлые веки, занялся своей потухшей трубкой. Не в его правилах было успокаивать мужчину, каковым он считал своего внука.
Но истинных причин тех слёз тогда никто не знал.
Мальчик успокоился и вновь спросил:
-Дедушка, а как это - у лошади душа? Она же говорить не умеет? Как ты узнал?
-О нет, внучек, есть. Без души ничего на свете не живёт.
-Тогда, если бы Полад продал машину, купленную недавно, это не говорило бы, что он плохой человек?
Дед улыбнулся глазами, радуясь, что внук быстро отошёл от слёз, и сказал:
-Эк, загнул. Говорит, внучек, говорит. Пусть вещь не живая, -это не имеет значения. Главное, что она тебе помогает в жизни и ты за ней ухаживаешь, не оставляешь в пыли, нигде не забываешь, всегда держишь в порядке.
-Но души в вещах нет, - произнёс внук удивлённо.
-А это от хозяина зависит, внучек. Если он дорожит вещью, заботится о ней, то и она добром  отвечает. Вот посмотри на моё ружьё. Сколько раз оно меня спасало от волков на горном пастбище, за сорок лет ни разу не подвело. А это оно мне платило за тепло рук моих.
Мальчик посмотрел на ружьё над головой и уже ничего не спрашивал.
В это время в центре окна напротив ,где они сидели, появилась луна. И только тонкая ветка айвы посмела навести тень на золочённый диск.
- Наверное, они родственники - у айвы такие же плоды, похожие на маленькую луну, - подумал Эльдар, отзываясь на голос бабушки.
-Иди, внучек, мой ноги и ложись спать. Поздно уже, и дедушке нужно отдыхать.
Эльдар подошёл к бабушке на кухне обнял и тихо, тихо прошептал:
-Бабушка, дай мне утром рубль.
-Зачем тебе?
- Я хочу вернуть голубя, которого вчера продал Октаю. У меня один рубль есть.
-Октаю?! Да ему пятнадцать лет, ты что с ним дружишь?
-Да нет, просто он уговорил. А если я его не выкуплю, то он его перепродаст.
-А ты что за два рубля продал голубя?
-Нет, за один. Но он мне за рубль не вернёт.
-Иди спать, завтра разберёмся.
-А зачем тебе голубя-то обратно? Вон сколько их у тебя.
-Он мой друг...
Вскоре в доме всё утихло, луна-отшельница уплыла и только старый кузнец со своим охотничьим слухом, улыбаясь себе в усы, потягивал чубук....