Путь к свету

Шевченко Татьяна
  Пламя свечи потрескивает и иногда, тонкие темные ниточки дыма стремятся вверх -  к потолку. Как умиротворяет горение свечи и запах плавящегося воска. Вспоминаются образы… тихие, светлые, далекие, а иногда совсем ничего, и тогда становится  спокойно на душе.  Не хочется читать молитву, хочется уснуть, но принуждая себя, понимаешь, как трудно справиться с дремотой и положить крестное знамение, а без этого нельзя – будут сниться и мертвые и живые и все то, что не хочется. Через силу почитав про себя «Отче наш», уже почти во сне договариваешь слова и непослушной рукой крестишься. Все! Сразу сон, глубокий и спокойный. Можно с утра проснуться и даже не вспомнить, что же приснилось, да и не нужно - так спокойней, не нужно придумывать разные объяснения…
 
   Накануне вспомнился эпизод из детства (как часто стали приходить воспоминания из раннего периода жизни, наверное, это старость  подступает, не иначе). Один за другим кадр из прошлого: «Детство у нее было такое трудное, тяжелое…» вспоминаются слова одной из родственниц, оправдывающей все, что не поддавалось  объяснению и не находилось ответов на какие-то из действий. Наверное, я не знаю. Может и сложное, память стерла практически все, оставив те эпизоды, которые иногда  «хлещут по щекам» и начинаешь невольно раскручивать длинную нить событий.
 
   Бабушка… такая хрупкая, смешливая, как ребенок, кривляющаяся на печи… играет в свои игры… иногда, такая тихая и беспомощная. Интересно,  что у нее там, в ее «царстве» - в том мире, где она поселилась? Ничего! Оказалось, что на печи только пустой коробочек от спичек и белые нитки – с ними играла… «Сошла с ума», так говорили взрослые. Помню истошные крики, кто это кричит? Это  видимо, я и кричу, … моя бабушка решила опустить меня в открытый погреб, держа меня за руки навесу - оттуда веяло холодом и сырым  запахом земли. Какой глубокий погреб - темный и совсем мало картошки,… откуда интересно  эти мысли у пятилетнего ребенка? Придуманы? Пришли со временем? Или я, борясь за свою маленькую жизнь, хватаясь цепко за руки бабушки, держалась за нее с мыслями о картошке? Не знаю. Всеми силами, захлебываясь слезами и удивившись предательству взрослого, повторяющую одну и ту же фразу: «То ли ты, чертенок, то ли внучка моя…», - я опускалась в темноту и поднималась на свет. Руки болят, … я перестала сопротивляться - поддалась, поверила, затихла … и увидела свет, а бабушка ласково приговаривала: «Да нет, ты  внучка моя … какой же ты чертенок, у тебя и рожек-то нет…». Так я увидела свет второй раз, если считать первым -  рождение.
 
   Горящие свечи потрескивают и иногда темная ниточка дыма, вырываясь стремится вверх, читаю молитву - упорно, иногда с упоением и тогда свет проникает в прошлые воспоминания –они не так страшны и темны, как тогда было в погребе. Какой долгий путь к свету … через все воспоминания далекого прошлого.