Взять или дать

Евгений Обухов-Петрик
    ВЗЯТЬ ИЛИ ДАТЬ. 

       Время собирать камни…  Эту библейскую мудрость часто теперь приходится слышать.  Полностью осуществился План Даллеса.  Россию опустили «ниже плинтуса»,  своими же руками наивные россияне всё распилили, разобрали,  растащили, распродали, разорили и т.д. и т.п. 
        Уж кажется не осталось ничего Святого. Но ведь жизнь-то продолжается, растут и рождаются дети.  Хорошие дети.  И придётся всё-таки камни собирать.  И нам, и нашим детям.  Нужно торопиться.
        Неподалёку от Красного Холма, что в "Тверской Сибири" на окраине области, лежит в руинах Святыня  – Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь.  Через считанные дни  исполнится  550-лет  со дня его основания.  Ещё в конце прошлого года администрацией района заявлена большая юбилейная программа:
 
         «Торжественное открытие выставки, посвященной Антониеву монастырю, в местном краеведческом музее; литургия в Николо-кладбищенской церкви в День памяти преподобного Антония Краснохолмского; премьерный показ нового документального фильма о Краснохолмском Николаевском Антониевом монастыре в межпоселенческом  Доме народного творчества; творческая встреча со съемочной группой этого фильма; проведение конференции в Краснохолмском краеведческом музее «Святыни краснохолмской земли»; организация выставки о краснохолмском монастыре в областном краеведческом музее, проведение пресс-конференции, ; организация выставки документов из фонда Николаевского Антониева монастыря в государственном архиве Тверской области; организация археологических раскопок на территории  Антониева монастыря; издание буклета, посвященного Антониеву монастырю; издание книги-сборника статей о монастыре; проведение бесед в учебных заведениях района, посвященных истории Антониева монастыря. Цель всех этих мероприятий - привлечение широкого внимания к истории монастыря, к его святыням и бедственному нынешнему состоянию его архитектурных памятников» 
     Владимир БЕЛЯКОВ, «Сельская новь» (Красный Холм) 23 ноября 2010г.

       Но когда районные депутаты спросили главу района В.Ю. Журавлёва о том, как будут отмечать историческую дату, Виктор Юрьевич ответил, что денег в районном бюджете нет и не предвидится… Уж если не нашлось денег на пожарную сигнализацию в сельских клубах и на новогодние праздники они стояли закрытыми , и по этой причине в них били стёкла, то уж не до жиру…
       Разрушать монастырь с энтузиазмом принялись ещё в 30-е годы, ну а потом всё пошло по инерции. Еще в начале перестройки в келейных корпусах жили люди и радовались теплу и уюту.  Но однажды из кабинетов местного «белого дома» прозвучала команда – выселить. Ну а коли здания  не нужны ни власти, ни церкви, то и люди распорядились по-хозяйски…             
       Сначала краеведы занялись загадочной историей Ситской битвы, а затем и историей монастыря. Возникло множество вопросов.
       Почему монастырь понадобилось строить именно в этом болотистом месте при слиянии двух рек?   Знаменитый мужской  Краснохолмский  монастырь(1461-1930 гг), что в трёх километрах от города Красного Холма, пожалуй единственный из подобных  архитектурных ансамблей, был возведен на искусственной насыпной площадке между реками  Неледина  и Могоча у их слияния.
        Площадка имеет высоту  в  2,5 сажени , длину  67 сажень , и ширину 45 сажень. Возникает  закономерный вопрос, зачем в основание монастыря нужно было завозить  1,5 тысячи вагонов земли по 60 тонн и что - то засыпать? Не с целью ли сокрыть место сражения? А может  монастырь сознательно, с целью прославления Русского воинства  строили  «на крови»?
        Кто же основал Холмский монастырь, который в разные времена величали и Бежецким, и Антониевым  очевидно с единственной целью скрыть подлинных его владельцев и строителей?   
        Само название : Николаевский-Антониев уже наводит на размышления. Прежде всего вызывает удивление наименование монастыря в честь двух святых :  Святителя Николая архиепископа Мирликийского и некоего  инока Антония?
           В  России  известно три десятка мужских Николаевских монастырей и больше дюжины женских,  но, ни один из этих монастырей не удостоился чести  освящаться  сразу во  имя двух святых.
        Никто не знает подробностей жития  Антония Краснохолмского, так же, впрочем, как и  Нектария  Бежецкого, пришедших  в наши места в одно, и тоже время, но не ведавших друг о друге. Это тем более странно, потому как недалеко от Твери в середине XV ст. был и другой  Нектарий, житие которого достаточно известно.
           Умалчивает история  и о том, кто же пригласил монахов из Белаозерья в свою вотчину?  Князья Холмские, Тверские или князья Московские?    
         По летописям, тем, что сохранились, известно, что в 1461 году, за год до смерти Василия Тёмного, отписывают (бесхозные?)  бежецкие земли  Великому князю Андрею Угличскому и с этой исторической даты начинается история монастырей в Бежецке и Холме.
         Нектарий приходит из Кирилло-Белозёрского монастыря в Бежецк  и основывает там Введенскую пустынь в то же самое время, что и Антоний, пришедший из того же монастыря, основывает под Красным Холмом Николаевскую пустынь в том же 1461г.         
         Летописец XVII ст. Николо – Антониевого Краснохолмского монастыря поминает ктитором  и основателем монастыря своего современника доброхотного пожертвователя из рода Нелединских-Мелецких, но не Андрея Угличского и не князей Холмских, и не князей Сицких, и не бояр Шереметевых,   князей и бояр не только связанных дружбой, но и семейными узами:  все потомки Андрея Константиновича Шереметя – Иван, Василий и Борис присутствовали на свадьбе Василия Даниловича Холмского и любимой дочери Ивана III Софии (Феодосии) Ивановны 13 февраля 1500г.   
         Они находились среди ста других боярских детей в поезде с женихом…  История умалчивает о приданном Софии, о богатствах и имениях Холмских князей. Остались лишь воспоминания об их владениях на севере в бывших землях Великого Новгорода, более чем в ста верстах к западу от Красного Холма: волость Лощемля на Мологе и волость Кострецы на притоке Волчины - Тифине в Вышневолоцком уезде Тверской губернии (данные краеведа Ю.М.Смирнова).
            Ктитором  же Николаевского Антониева монастыря вопреки всему называют некоего Афанасия Нелединского-Мелецкого, коий согласно «Разрядной книге» Бекетова являлся дружинником  Андрея Константиновича Шереметя. 

        Н.М.Карамзин  в  «Истории государства Российского» (т.VI стлб.87, прим.201, М.1989) цитирует «Разрядную книгу»: «… по его Государеву изволению распущены из княжеских дворов и из боярских служивые люди, и тут им  имена, кто чей бывал, как их поместил государев писец  Дмитрий Китаев….Мустафины, Татьянины, Нестеровы, Нороватые, Нелединские: те шереметевские послужильцы 5 семей».   
          Исследователи, изучавшие происхождение рода Нелединских-Мелецких: БугановВ.И.  «Разрядные книги последней четверти XV- нач. XVIIв.в., как исторический источник» М.1962;  Бычкова М.Е. «Родословные книги XVI-XVII в.в. как исторический источник» М. 1975;  она же, «Польские традиции в русской генеалогии XVIIв.»  (журнал «Советское славяноведение»,1981,№5), установили, что в конце XVII столетия Нелединские-Мелецкие при помощи подложных грамот со ссылкой на легендарного выходца из Польши Станислава Мелецкого пытались доказать древность и знатность своего рода.
          Палата родословных дел, куда Нелединские-Мелецкие представили свои документы, признала Родословную их фальшивой, установив,  что Станислав Мелецкий,  из Польши никуда не выезжал. (Исаков В.З. Примечания к «Памятникам литературы древней Твери», Тв.2002г. стр.248-250).
          Вероятно, фамилия Нелединских-Мелецких образовалась от местных гидронимов, речек Неледины и Мелечи, притоках реки Могочи, на которой стоит Краснохолмский Николаевский монастырь.   
          Это предположение высказал ещё в конце XIXв. историк А.К.Жизневский (« Древний архив Краснохолмского Николаевского монастыря» М. 1879).
          Однако Мелецким-Нелединским до сих пор по привычке продолжают приписывать воеводства и наместничества в Вологде, Устюжне, Бежецке, Угличе, Ржеве, Нижнем Новгороде… ???!
           Возвышение Нелединских связано скорее всего  с опричниной, именно тогда в XVI ст. Нелединские получили вотчины от Иоанна Грозного в районе Удомельских озёр, в уделах князей Холмских (Рюриковичей) и бояр Юрьевых (Романовых). 
          На этом фоне обладание Нелединскими землями Бежецкого Верха столетием позже  казалось вполне правдоподобным…  Но где бы и когда ни писалась история Краснохолмского монастыря начинается она с доброхотных даров странствующему  монаху Антонию, родовитыми Нелединскими, которых в конце XV столетия здесь не было и в помине… 
          Итак, в 1461г. некий старец Антоний основал Никольскую пустынь и построил деревянный храм. И уже в 1481г. приступил к строительству белокаменного Никольского собора на месте деревянного??!
          Вспомним, что белокаменный собор в монастыре, основанном Сергием Радонежским построили через сто лет после его смерти, а Антоний Краснохолмский (Холмский) за  год до своей смерти в 1481 году, пригласив итальянских мастеров, начал строительство белокаменного  Никольского собора?!   
         
         Кто же такой Антоний: безымянный монах, или родовитый боярин принявший монашество на склоне лет? А может быть это сам Дмитрий Красный, сын Ивана Всеволодовича Холмского  и Анастасии Дмитриевны Донской?
          Конец XV века - это конец истории Холмского княжества.
    А белокаменные  храмы монастыря и его крепостные стены были возведены во время княжения славного сына князя Дмитрия Юрьевича Холмского «болшего боярина Московского» Данилы Дмитриевича, победителя  новгородцев в битве при  р. Шелони 1471 года,  предводителя русского войска в стоянии на  р. Угре вместе с Иваном Молодым в 1480,  взявшего  Казань в 1487 году. 
          Его сын Василий Данилович так же был  «болшим боярином Московским» и воеводой  Московским и царь Иван  III-ий отдал ему в жёны свою любимую дочь  Феодосию.
          Это бракосочетание 1500 года отмечено как наиболее представительное и богатое в русских летописях и у  Н.М. Карамзина.  Данила Дмитриевич Холмский  привёз с собою в Москву в 1487 году (более чем за  60 лет до взятия  Казани Иваном Грозным) татарских мурз?  и с того времени лобная площадь перед  московским Кремлём стала величаться  Красной.
          Не в честь ли отца нашего славного  Холмского воеводы – Дмитрия Юрьевича Красного покраснел пустырь перед Кремлём?!  Кто победил на Шелони ?  Кто покорил ливонцев в 1477г.?  Кто выстоял на Угре?  Кто взял Казань?   
        - Данила Дмитриевич Холмский после удачных военных походов,  скорее всего имел огромные богатства (во всяком случае не меньшие чем у Андрея Горяя Угличского ) и мог вложить их в строительство каменных храмов, тем паче, что знатному воеводе Московскому Даниилу царь приказал не отъезжать со двора и отказаться Верноподданической Грамотой от наследственных имений.
          Но не мог же Иоанн III запретить боярину основать монастырь и начать строительство белокаменного собора, подобного московскому в своей родовой вотчине...
          Может быть, недаром  второй по времени  белокаменный храм был освящен в честь покровителя православного воинства св. Димитрия Солунского (1492-1498 г.г.)?  А чтобы мы забыли свою  ратную славу,  в конце XVI-го столетия его разобрали. И вот в свете этих исторических фактов и освящение храма в честь покровителя православного воинства, и борьба с этим храмом вплоть до его сноса в 1587г. (мог ли белокаменный собор обветшать, как писано в летописи за 90 лет?) становятся понятными. 
          А  на месте  Дмитриевского собора возвели двухъярусное кирпичное сооружение, с монастырскими службами и  тюрьмами  из  16 сажень по длине которого лишь только  6 сажень  было отведено под храм Покрова Богородицы (именовать его именем  св. Димитрия было запрещено царём Федором Иоанновичем), что также получает впервые историческое основание! 
          Согласно «Угличскому летописцу» строителем главного монастырского Никольского собора был не кто иной как Аристотель Фиораванти.
         «… Фиораванти был свободен закончив в 1479г. Успенский собор. Летописи не отмечают работ итальянцев на рубеже 70-80г.15 ст. в Москве и окрестностях. О А.Фиораванти ничего не известно кроме походов на Н.Новгород 1482г. и Тверь 1485. А ведь он должен был что-то строить. Фиораванти побывал в Новгороде, Твери, Нижнем Новгороде, Владимире, а также на Севере, как инженер и специалист по пушечному бою, принимал участие в военных походах под руководством Даниила Дмитриевича и Михаила Дмитриевича Холмских – московского и тверского воевод…»
   («Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Пространство и пластика» М.,Наука,1991.- В.П.Выголов).   

         Становится понятным, кто  мог заказать строительство белокаменного собора кремлёвскому зодчему. Так, где в таком случае могла быть резиденция Василия Даниловича Холмского и его супруги Феодосии любимой дочери Ивана III?  Где, как не в Холме - в белокаменном дворце, который пока не найден!  Не остатки ли от него белокаменные блоки, что под универмагом - теперешним супермаркетом провинциального городка?
         Как видим, история монастыря таит в себе множество загадок и противоречий. И даже у известного историка средневековой архитектуры Всеволода Петровича Выголова р. Могоча впадает на карте в р. Неледину (?!) и это говорит лишь о том, что  безусловно наиболее крупный и серьёзный исследователь русского зодчества XV столетия не придавал особого значения исторической географии и местоположению  монастыря. Его целью было привлечь внимание к уникальному, «исключительно интересному образцу русского зодчества последней четверти XV в., явно нуждающемуся в скорейшем   восстановлении» (1991 г.)  – Никольскому собору.   
         До нашего времени от храма сохранились частью лишь три  (восточная алтарная часть – утрачена) стены, разделённые узкими лопатками на прясла; в верхней части, опоясанные изящным профилированным карнизным поясом, раскрепованным на лопатках, с фрагментами закомар и обрамляющих их архивольт.   
          Южную и северную стороны украшают характерные для Московской архитектуры т.н. перспективные порталы со сноповидными капителями и килевидным завершением. В отделке белокаменных блоков из которых сложены стены, в прорисовке белокаменных профилей цоколя, карнизов и обрамлений закомар, в деталях порталов – во всём  чувствуется техническое мастерство и высокая эстетика.
           В.П.Выголов, детально изучив Никольский собор, приходит к общему выводу, что «… такие элементы как крестовые своды (в угловых ячейках западного нефа), пониженные подпружные арки, полуциркульные закомары и  карнизы, отрезающие их от поля прясел,  а также полочки-карнизы в основании пят арок в интерьере, карнизный характер импостов капителей портала – всё это для московского зодчества второй половины XVв. представляло собой явное новшество».
           Ряд этих новых деталей и приёмов был буквально только что перед этим введён в строительную практику Московской Руси Аристотелем Фиорованти при сооружении Успенского собора. Собор Антониевого монастыря во многом предвосхищает архитектуру XVI ст., концентрируя в себе те новые приёмы и формы, которые нашли широкое распространение лишь с начала следующего века.   
           Почему монастырь в Холме разрушали, а в Бежецке строили и потом подчиняли Бежецк - Холму?  Зачем разрушали монастырь, размещая там городские магистратские службы, разбирали келии и стены, переводили монастырь из первого класса во второй, в третий, в четвёртый?
           Куда делись монастырские пещеры? В своё время Иван Грозный жертвовал в монастырь на  поминовение убиенных им бояр огромные деньги.  Большие пожертвования  были от бояр Шереметевых,  инокини Марфы, матери митрополита Филарета и бабки Михаила Романова, митрополита Никона.  Игуменом Краснохолмского монастыря в 1650-е годы был Иоаким,  в конце XVII-го столетия, ставший Патриархом  всея Руси.               
           В начале XVIII столетия Краснохолмский монастырь перевели из первой категории во вторую, а затем в XIX столетии  в третью, разобрали монастырские стены более чем на половину, так что из трёх с лишним сажень по высоте осталось полторы.
           А когда Екатерина Великая  высочайше соизволила  организовать из села Красный Холм (а как говорят непонятно кому в угоду «Преображения Христова на Холму») город  Красный Холм и при нём уезд, в монастыре  разместили магистрат, суд, тюрьму  и прочие  городские  прелести. 
           В связи с этим население Красного Холма (3550 жителей в 1760-е годы) уменьшилось до 2000 и затем в течение всего XIX столетия так и не смогло перейти этот рубеж.
           Более того, в конце XVIII –го столетия город был лишён уезда, проект перепланировки города  1778 года так и не  был осуществлён, а в  1820 году  Архиепископ  Тверской  (впоследствии Митрополит Московский  Филарет (Дроздов) «по просьбе  верующих» указал снести с  Холма тёплый собор Живоначальной Троицы, отстроенный в камне в 1733 году, потому как « крыша протекала и стены дали трещины», совсем как в безбожные недавние времена.
           И когда построили  под Холмом Троицкий собор на «доброхотные подаяния  местных обывателей» его  12 лет не приезжали из  Твери  освящать?!!   
          То ли ехать не хотели в нашу  «Тверскую  Сибирь», то ли были другие причины…? 
          Показалось наверное, что два Собора  слишком много для одного небольшого  сельского Холма?!
          Вокруг Холма  во времена Екатерины Великой после подавления  пугачёвского восстания появились сёла : Дураково, Остолопово, Лохово, Сварухино, Глумцово .
           Глумились над нашим краем сознательно и с древнейших времён.  Не давала покоя слава бояр Фёдоровых-Челядниных, Шереметевых, Кошкиных, Кобылиных, Колычевых,  Орловых, Бутурлиных, Пушкиных, Тютчевых,  князей – Рюриковичей  Холмских и  Сицких,  Мещерских, Щербатовых (не Щербаковых, как «окрестил» сей славный Род редактор районки В.С.Беляков )…
           Вот такая славная многовековая история у нашего монастыря.  Во многом неразгаданная. Конечно, нужно проводить серьёзные археологические и архивные исследования, чтобы подтвердить или опровергнуть версию краеведов о том, что монастырь стоит на месте битвы и что Красный Холм и есть тот самый средневековый Холм – столица Холмского княжества.
           Нужно бережное и профессиональное отношение к сохранившимся до нашего времени артефактам.  И поэтому очень важно, кто придёт возрождать святыню. Придёт возрождать, чтобы дать или брать? 
           Дать обделённым людям надежду и веру, силу и убеждённость.  Или начнёт строить забор, чтобы отгородится от ненадёжного народца.   Пять лет назад, когда мы, активисты местного отделения ВООПиК ждали приезда Его Сиятельства, графа П.П.Шереметева, предки которого были ктиторами монастыря, Игорь Сигов собственноручно отремонтировал две кельи для знатного гостя.   

           Пётр Петрович, Президент Союза российских соотечественников,  ещё тогда,в 2004г., дал своё  согласие участвовать в восстановлении православного  монастыря как исторического духовно-культурного центра, как объекта культуры, приняв деятельное участие в  создании на территории монастыря Музея Боярских Родов,  подобно тому, как отражена история монастыря в Троице-Сергиевой Лавре.
            Но пока собирался граф Шереметев приехать погостить из Парижа в Красный Холм, по указанию администрации  электрики срезали столбы и жители были вынуждены навсегда уехать из монастырских корпусов, а крепкий ещё келейный корпус стал год от года разрушаться.

          Уж лет десять пытаются достучаться наши краеведы  до остылых сердец чиновников, бизнесменов, господ эмигрантов, церковников.
       И вот, наконец,  их  «услышали» на конференции в Санкт-Петербурге и решился-таки  некий иеромонах Силуан из Александро-Невской Лавры приехать в наш монастырь и  возрождать Николаевский Антониев монастырь,  как тихую обитель отшельников, ушедших от мира.
         Ему, как это ни странно, нет никакого дела до богатейшей истории монастыря. Ничего не хочет он слышать о помощи от родовитых потомков, похороненных в монастыре его ктиторов. Даже упоминание об учреждении в келиях монастыря Музея Боярских Родов вызывает у него зубную боль.
         Питерский монах привёз столичный комфорт с собой: стоит сейчас посреди монастыря новенький вагончик, возле него нужник 3 квадратных метра.   
         Соседний храм Зосимы и Савватия, который много лет ремонтирует местный житель Ю.И.Чистяков,  с не залатанной кровлей /потому как средств не хватает/, по приказу Силуана уже оградили дощатым  метровой высоты заборчиком, идут службы, исполняются по прейскуранту требы. По силам ли сему светскому  иноку  собрать своими холёными руками разбросанные за века  камни?
         Обухов Е.Г. , Суханова А.Д.               
Январь 2011