Записки часть 3

Зося Ковалева
совпадение имён и фамилий случайны.

                12 декабря.

«В своей тарелке».

Сегодня мы пришли на двадцать минут раньше, почти одновременно с учительницей. Понимаю, что это тоже перебор, но я так боялась ещё раз опоздать! С запомнившимися мне мамашами поздоровались, а с не очень обменялись полукивками, похожими на недоуменное: «Кажется, я вас где-то видела»? Называть друг друга по имени ещё не осмеливались. А вот меня запомнили все, я - такая Ядвига - была одна.

Сдали любимых детишек в заботливые руки Ольги Николаевны и опять завели с мамашками бабский трёп.
 
В нашей компании было несколько Тань и, чтобы хоть как-то их различать, я придумала им дополнительные слова к именам. Я их, таким образом, могла классифицировать в телефонной книге. Таня МЧС, Таня-Ваня, Таня-ногти – это только три мамашки-тёзки, с которыми я познакомилась на прошлом занятии.

Таней-МЧС была записана  у меня потому так, что она вместе с мужем работала в пожарной части диспетчером, а муж МЧСником. Сейчас должность пожарника упразднили, и бывшие пожарники стали многопрофильными специалистами МЧС. Эти ребята и из огня вынесут, и кошку старушки с дерева снимут.
- Знаете, - говорила Таня МЧС, - когда я старшего сына 3 года назад отдавала в первый класс…

Я заметила, что никто не удивился что у Тани-МЧС двое детей. Она на двоих и выглядела. Конечно, Таня работала по сменам, да ещё и в случае ЧП координировала по рации милицейский патруль и карету скорой помощи. На её нехрупкие плечи давит груз ответственности за жизни. Не то, что моя знакомая лифтерша Оля, у той одна фраза при любой поломке: «Подождите, я вызываю мастера!» и спит себе в лифтерной дальше. Такая и в сорок выглядит, как в тридцать. А дерганная и нервная работа как у Тани ещё ни одной женщине не придавала свежести и лёгкости в походке. (Таня-МЧС носила обувь на низком каблуке, шагала грубо по-мужски, отчеканивая шаг, как на плацу).
-…в соседнем кабинете учительница была сумасшедшая! Не знаю, как эта, - Таня-МЧС взглядом показала на наш кабинет.

Скорее всего, она не выбирала Ольгу Николаевну специально как я, а отдала младшую дочь к первому попавшемуся учителю и попала волею судьбы к нам в класс. Бывает же и такой расклад! Тут ходишь, мучаешься угрызениями совести о правильном выборе, а она положилась на волю случая. Сутки через двое- тяжелый график для матери двоих детей.
- Эта хорошая, - прислонив ко рту  ладонь ребром, шутливым шепотом сказала я об Ольге Николаевне.
- Правда? – обрадовалась Таня МЧС, - Это хорошо, а той училке, что в соседнем классе с моим сыном, уже на пенсию давно пора. Нервы не к «чёрту», а она всё работает. Так вот, у неё в тот год было что-то с голосом. Громко говорить не могла, закашливалась и задыхалась сразу.
- Парез связок, - дистанционно поставила я диагноз, - это профессиональное у педагогов.
- Может быть…, так вот, она носила свисток на верёвочке. Выходила в коридор и свистела в него как полоумная! Заставляя свой класс успокоиться и зайти в кабинет.
- Ничего себе? А дети потом энурезом не страдали? – засмеялись мы дружно.
- Нет, - улыбнулась Таня МЧС, - сначала слушались, а потом ко второму классу привыкли и не обращали внимания, продолжали кричать и бегать по коридору. А вот с одним папашей конфуз всё-таки случился!
- Что, обмочился с перепугу? – ахнула тетя Надя, прижав ладонь ко рту, и шаловливо подмигнула нам.
- Нет, - хихикнула Таня-МЧС, показывая на зубах устойчивый налёт заядлого курильщика.
- «Она курит», - подумала я, - «конечно, а что ещё делать ночью на работе, когда смена спокойная. Курить только и остаётся, чтобы не заснуть».
- Папаша этот, видимо, проспал и привёл ребенка ко второму уроку, как раз шла перемена, - рассказывала Таня-МЧС, - а эта полоумная учительница как свиснет в свисток со всей дури! Мужик от неожиданности аж присел! Вот смеху было! - закатилась она и вместе с ней все мы. - Мало того, что присел, так ещё и к стенке прислонился, а руки поднял как при задержании. Все на него оглядываются в недоумении. Эту сцену нам учительница сына на собрании пересказывала. Видимо, у этого родителя были сложные  отношения с законом, – терялась в догадках Таня-МЧС.
- А я слышала, - как всегда встряла многодетная Валя, конечно, ведь у неё уже третий здесь учиться, она все сплетни знает, - что он только с зоны откинулся, не привык ещё к нормальной жизни, - сердито повела бровью недовольная Валя, давая понять, что осуждает нас за злорадство над бедным мужиком, - После этого случая, кстати, завуч попросила снять свисток, папаша написал жалобу.
- Ну, и чем закончилось? – мне не терпелось дослушать историю до конца, меня стала раздражать всезнающая и всевидящая многодетная Валя.
- Закончилось логически, – поджав губы, сказала Валя.
- В прошлом году её с фанфарами проводили на  пению, - в диссонанс с Валей, радостно сказала улыбающаяся Таня-МЧС.
Началась перемена. Я подошла к Ольге Николаевне.
- Ваш Стефан сегодня вызвался быть Репкой, активно выходил к доске, в общем, уже освоился, – сообщила мне учительница.
- Уже в своей тарелке!? – улыбнулась я.
- Да, - ответила Ольга Николаевна.

Пока мы с ней разговаривали, тот, кто «в своей тарелке», бегал по классу, вследствие чего набил себе «фингал». Я прикрикнула на него и пожурила, но не успел мой голос раствориться в шуме класса, как Стеф вылетел в коридор, споткнулся через порог и растянулся на полу с грохотом. Я подняла его и встряхнула за плечо, но выразить своё недовольство по поводу его поведения помешал звонок, и Ольга Николаевна спасла Стефа от моего гнева. В соседнем классе учительница ещё загоняла будущих первоклассников (слава Богу, без свистка) и моему взору предстала шокирующая картина. Мимо нас прошел из туалета мальчик в марлевой повязке!
- Да. Предвыборная пандемия наделала дел! – констатировала я. – Люди теперь до мая в противогазах будут ходить, не понимая, что это политические рr- технологии.
- Он и правда болеет, - сказала участливо тётя Надя, - смотри, как бухыкает!
Действительно, мальчик остановился возле своего кабинета и сильно закашлялся.
- Зачем приводить больного ребенка в школу, сейчас же не учебный год, а всего лишь подготовка. Это можно расценивать как вирусный терроризм! – поумничала я, но не все оценили чувство моего юмора.

На этой перемене мамаши, водившие детей в садик, обсуждали запрет руководства посещения родителями новогоднего утренника в садиках.
- Я, девочки, - делилась секретом проникновения в садик Таня МЧС, - договорилась с заведующей, что буду на праздник в качестве фото-видео корреспондента.
- Умно! – оценила её стратегический ход тётя Надя. - А мне всё равно, у меня заведующая- моя подружка, так что моя Катя придет на утренник к Юленьке в любом случае.

Про свою Юленьку тётя Надя могла разговаривать часами, как и все мы о своих чадах. Внучка ходила и на танцы, и в музыкальную школу. В общем, бабушка не могла нахвастаться!
- А я пойду к заведующей и устрою ей скандал! – митинговала Таня-Ваня.
Это была высокая, худощавая женщина, с не очень миловидными чертами лица, но и не уродина, с сеточкой проклёвывающихся морщин в уголках небесно-голубых глаз. Мне показалось, что морщинки у неё появились так рано из-за того, что она много плачет. Когда мы разговорились позже, то я узнала, что она мать-одиночка. Банальная история – встретились, влюбились, он оказался женат, обещал развестись с женой, Таня забеременела, родила Ванечку, (это тот, который Невоняй Петрович) псевдомуж бегал на два дома, но через пять лет это ему надоело, вернулся к законной жене. Мальчик у Тани был маленьким, худеньким блондином со светящейся синеватой от своей худобы кожей. Всё время жался к её юбке, когда наши пацаны носились по коридору, сшибая всё на своём пути. Как оказалось, ему было всего пять лет.
- Главное, в старшей группе для нас нет места! – возмущалась коррумпированности дошкольного заведения Таня-Ваня. – Бесплатного места нет! А я не могу себе позволить взятку, я одна его поднимаю, он вечно болеет, плохо спит. Вот и пришлось его отдавать в школу. На продлёнку буду оставлять, а что ж делать.
Тут Ваня попытался вылезть из-под маминой юбки, так как к его ногам прикатился попрыгнунчик, но Таня ему жестко сказала:
- Ванюшка, не бегать! Может произойти травма!
Огонёк в глазах мальчика погас, и он опять спрятался от мира «под юбку».
- Танюш, ну попробуй его в другой садик определить, зачем так рано в школу? – спросила я.
- Я всё понимаю. Но выхода у меня нет, этот садик возле дома, прямо во дворе. Работаю я, чтобы прокормить Ванюшку, по 12 часов. Возить его в другой детсад - просто нет времени. Я в безысходности, – грустно сказала Таня-Ваня.
- Он у тебя ещё маленький, - нежно улыбнулась тётя Надя, соболезнуя такой нелёгкой женской доле, – будет в школе болеть ещё больше. Будешь сидеть с ним на больничном, а кому это понравиться. Давай я поговорю со своей подружкой, и мы твоего Ванюшку определим в старшую группу к ней в сад, – по простоте душевной кинулась выручать Таню-Ваню тетя Надя.
- «Ну что за человек!» - удивилась я про себя, - «Не человек, тетя Надя, а золото! Имея пьяницу мужа и четверых, правда, взрослых детей, она умудряется выглядеть хорошо. Всегда глазки подведены голубым с блёстками карандашом, морщинистое лицо припудрено и нарумянено (в меру, конечно!), говорит весело и задорно, с ней рядом находиться очень уютно! Бойкая, соучастливая, сопереживающая и просто душевная собеседница, с которой хочется говорит и доверять свои тайны».
- Да, Тань, может так лучше будет? – вставила я свои «пять копеек». – Он у тебя ещё морально не созрел к школе, вечно плачет, из-под юбки,вон, не вылезает на переменах.
- Это потому, что скучает, я же целыми днями работаю, а эта заведующая говорит, что не пустит! – продолжала говорить о наболевшем Таня-Ваня. – А я ей говорю, что не имеет она права лишать родителей последней возможности заснять на плёнку своего чада в садике.
- Ну будет же кто-то снимать вашу группу, возьмёшь и перепишешь, - не понимая сути проблемы, сказала многодетная Валя.
- У меня нет ни видика ни ДиВиДи, где я буду смотреть утренник? По друзьям опять бегать, а так я поклацала, фотки сделала и любуюсь им в любую минуту.
- И то верно, - приуныла тётя Надя. – А те, кто снимают, только камерой за своим ребенком следят. Сидишь и ждёшь: где же моя Юленька? Мелькнёт и снова этот сопливый карапуз не в ногу со всеми танцует.
- О? Это что-то личное? – улыбнулась я тете Наде.
- Да, уж знаем, как снимают, пробовали уже. Один снимет, а все перепишут! Ерунда на постном масле! – ярко выразилась тетя Надя, – Он только своего снимает, а до других ему дела нет.

Я стояла и молчала. Что сказать? Это не моя тема, у меня таких проблем нет.
На перемене мне сын показал своё видение иллюстрации к сказке «Репка». Я окинула полупрофессиональным взглядом психолога альбомный лист бумаги. Расположение на листе было нормальное, предметы более или менее реальные. Значит, Стеф освоился в коллективе и дискомфорта не ощущает.
- Я вас удивил? – спросил сын, уходя домой.
- Чем ты должен меня удивить? – с изумлением спросила Ольга Николаевна.
- Как чем? – опешил Стеф, - хорошим поведением.
- Ах, этим! - рассмеялась учительница и потрепала его по голове, - Я надеюсь, что ты меня этим будешь удивлять всегда!
Она мне определённо нравилась. Всегда найдёт умный, взрослый ответ на детские глупые вопросы.
- Уважаемые родители, - повысив голос и собирая внимание суетящихся родителей, сказала Ольга Николаевна. – В следующий раз у нас будет проводиться ярмарка, так что убедительная просьба не ждать детей в коридоре. Здесь будет и без того полно народу. Я даже выпускать детей буду через запасную дверь в классе. Подходите к окончанию занятий на детскую площадку.

Родители неохотно  «заукали», мол, и мы тоже внесли бы лепту в вашу ярмарку и что-нибудь купили. Ольга Николаевна обвела строгим взглядом всех нас, отсекая тем самым даже вероятность нашего присутствия в коридоре в следующую субботу, и дружелюбно попрощалась.
- Стеф, а ты с Ваней дружишь? – завела я с сыном разговор, идя на остановку.
Не выходила из головы его мать.
- Да мам, он сидит прямо передо мной за первым столом.
- Партой! – машинально поправила я.
- Да, да, партой, я вечно забываю. Ваня такой миленький, не обзывает, не дразнит, сидит тихо.
- Это про него ты говорил Невоняй Петрович?
- Да. Ещё у меня есть друг Коля, но он меня хорошо так лупит! Ему уже семь лет, а этот Ваня, он со мной всегда конфетами делиться, а ему  только пять.
- Понятно, ты его защищай, слабых нужно защищать.
- Да, мам, мы с Колей сначала друг с дружкой подерёмся так, по-братски, не больно, а потом будем защищать Ваньку, нашего друга, а он нам за это конфеты!
Как у детей всё просто, но в то же время отношения поставлены на коммерческие рельсы: «ты мне – я тебе»!