Часть первая

Юрий Кротов
         
           ГЛАВА У. МИНИАТЮРЫ,ЮМОРЕСКИ,ЗАРИСОВКИ,ЭССЕ...

    Часть первая
            
 
    Право,эту главу трудно начать.Какой бы афоризм совершенный - по красоте мысли,созву-
чию,яркости выраженного в нём чувства - ни был,он ответственен,прежде всего,за какую-то сферу жизни: или в опыте,или в трезвости сиюминутного момента,или в возвышенном романтиче-
ском миге,или в предвосхищении будущего. А вот какова приоритетная область жизнедеятельности человека - это решать трудно,да,впрочем,и не столь обязательно для ав-
тора.Думается,здесь место той теме,к которой как-то предпочтительнее лежит сердце пишущего это строки...

    В субъективном своём пристрастии в ранге собирателя афоризмов - паремиолога - находятся темы,которые почему-то оказываются наиболее близкими к сокровенным душевным движениям,которые в необъятном море собранных крылатых фраз и изречений вдруг оказываются доминантными - более всего близкими и проникновенными к личности собирателя.

    Для меня такой темой оказалось "одиночество",которое можно представить как бы своеобразным оселком, "потершись" о который, в каждом обнажаются некоторые грани человеческого характера - его явное и тайное.

    Нет,наверное,более "благодатного объекта" для столь многочисленных и столь же противоречивых мнений и суждений мыслителей всех эпох и времён как об одиночестве - для
одних это благо,для других - зло,для третьих - сфинкс...

    Да простит меня благосклонный к маленьким собирательским слабостям всеведущий и любознательный читатель - представленные на суд и вкус его короткие рассказы откры-
ваются примерами из сокровенной авторской темы...

                В  УЕДИНЕНИИ

    Нет слов,человек - существо социальное. Ему необходимо общество,в нем он находит во многом своё выражение. Все его побуждения и действия требуют от других сопереживания,со-
радования или порицания,т.е. всего того,чем отличен и он сам.Но в человеческой жизни неизбывно значение слова "но"...Но всё-таки человеку время от времени требуется уединение.

    В уединении как бы упорядочивается ход мыслей: о прошлом,о настоящем - к будущему.
Или в человеке мысль сосредоточивается на чём-нибудь одном:из того,другого или третьего.
Для сильных натур - оно благо,для слабых - лекарство,для средних - гибельно;но всё это не абсолютно - всё может быть и наоборот,ибо в человеческой сути нет прямой,на которой она может быть осмысленна до конца.

    В уединении чувства человеческие теснятся вокруг природы,которая никогда не была и не будет человеку недругом.И,видимо,во все времена человеку тесно было и в хижине,и во
дворце.И сидя за более чем вековой давностью написанным дневником дочери великого поэ-
та Тютчева - Анны Фёдоровны, покойно взвешивая её слова,утверждаешься в их непроходящем
значении и смысле:

    "Уединение в настоящем смысле слова,уединение в деревне,среди природы,ласкающей и нежащей, может возвысить душу,заставить её раскрыться,умиротворить,успокоить её,дать
ей насладиться прелестью самоуглубления.Но одиночество во дворце,среди толпы и среди
придворных интересов,одиночество несчастной фрейлины,которая проводит 12 часов в четы-
рёх стенах своей комнаты или же одиноко шагает по правильным и усыпанным песком аллеям,
для того чтобы на час появиться за императорским чайным столом,с любезной улыбкой,остроумною шуткой,не проявляя ничем ту смертную скуку,которая тяготеет над ней целый день, - такого рода одиночество имеет на нравственное состояние очень вредное влия
ние".
    Но само высказывание Анны Тютчевой противоречит последним словам её.Ведь,мы получили
свидетельство запечатлённого мгновения её чрезвычайно богатой нравственной организации души,явления,демонстрирующего как раз опыт человеческого размышления в одиночестве.

    Ну,а для других...для других -"Едва ль сносней уединенье Тому,кто,лёгкою душой,Срод-
нившись с жизнию пустой Упрямо гонит размышленье..." (А.Н.Майков).


                О  ЗАГАДОЧНОМ

    В том-то и загадочность демона-одиночества,что уходя от него,человек неизбежно воз-
вращается к нему.Эмиграция и иммиграция здесь постоянны.Да,человек воспитывается в обще-
стве - его можно воспитать,но в согласии с его основными чертами характера,исходящими
(с рождения) от данной натуры. Внутренняя нравственность наша - совесть - постоянно время от времени призывает нас к себе,отстраняясь от воспитания,но не прерывая воспитательности.Но для этого наиболее благоприятным обстоятельством служит одиночество.
а,представ пред самим собою...ох,как это трудно,порой,даже нелицеприятно,да и не всегда мы можем быть мужественными пред собою,чаще избегаем этого,возвращаясь в шумное,гулливое общество - спасаясь в нём...

    Русский критик М.Протопопов как-то заметил:"Не любит человек оставаться  самим со-
собой и с самим собой,потому что не любит давать простор своему внутреннему самопознанию,
которого он боится,потому что рискует скоро попасть в положение не только подсудимого,но и осуждённого".

    Но другие,одухотворённые какой-либо целью,идеей,наконец,мечтою,иного склада: "Истину ищут только одиночки и порывают со всеми,кто любит её недостаточно"(Борис Пастернак).
Таких всё же немного у человечества.Если же примеряться к одиночеству - этому сфиинк-
су жизненного явления - нам,простым смертным,то не чужды будут слова драматурга Александра Вампилова:"Чем больше друзей,знакомых женщин,тем отчётливее становится оди-
ночество".

    ...Уходя в него - в одиночество - мы всё-таки возвращаемся,например,по Марине Цве-
таевой,в Жизнь:
"Уединение:уйди.В себя,как прадеды,в феоды. Уединение - в груди Ищи и находи свободу.
Чтоб ни души,чтоб ни ночи - На свете нет такого сада Уединению.В груди Ищи и находи прохладу.Кто победил на площади' Про то не думай и не ведай.В уединении груди Справ-
ляй и погребай победу Уединения в груди.Уединение:уйди. Жизнь!"

    Мы любим жизнь,мы стремимся к душам конгениальным,мы хотим высказаться друг другу - поверить свои мысли,мы в доверчивости изливаем чувства и настроения своей души... и
мы приходим к одиночеству:
                О,одиночество,- мир человека:
                Не избежать,не уйти от него,
                Но и не слиться с ним - это не Мекка,
                Не панацея от мира сего.
                Так и сложилось дерзанье от века -
                Бегство вперёд - от себя самого,
                В бегство назад - где людская опека,
                Взад и вперёд - почему,отчего?(Стихи автора)


                ПОВЕРЯЯ   СЕБЯ

    О,как много у жизни средств проверить человека - его душевную стойкость,его физичес-
кую выносливость,его рождающиеся мысли и дерзновения!Вынужденное или добровольное (не
важно!) одиночество сохраняет свою одну и ту же силу,воздействующую неотвратимо на устремления человеческого жития:на мечту,надежду,веру,любовь,милость,смирение,бунтарство и прочее.Насколько жизненный опыт человека смог взрастить,вернее,выказать самостоятельность и дееспособность того или иного качества его натуры,заложенного у него природой,настолько в момент слияния с одиночеством,оно может оказаться благостным или тягостным...

    И действительно,в рассказе "Грешница" Анри де Ренье читаем: "В этом показном одиночестве есть некий вызов,от которого рано или поздно,поневоле приходится отказаться.
Чтобы быть в состоянии жить одному и довольствоваться самим собой,нужны весьма незаурядные душевные сила и богатство.Иные на это способны и выдерживают,но другие,необдуманно на то покусившись,бывают вынуждены признать свою ошибку и покаяться
в своей самонадеянности".

    Очень трудно избежать в одиночестве вечных вопросов жизни и смерти.Они встают перед воображением:набегают на нас мощной волной в своей неодолимой силе.Только средоточием
воли духа можно противостоять им и даже остаться в безопасности,но всё-таки не выйти из
распутья этих вечных в своей неразрешимости вопросов,но опять-таки закалиться,возмужать,стать умудрённее...

    Чеховым в рассказе "Степь" очень ярко и ёмко запечатлена в художественной вязи непреодолимость человеком только что оговорённых вопросительных знаков к жизни в объятиях
одиночества.Да,может быть,одиночество и соткано-то из этих вопросительных знаков? Как
знать,но сейчас к Чехову.

    "Когда долго,не отрывая глаз,смотришь на глубокое небо,то почему-то мысли и душа сливаются в сознание одиночества.Начинаешь чувствовать себя непоправимо одиноким,и всё
то,что считал раньше близким и родным,становится бесконечно далёким и не имеющим цены.
Звёзды,глядящие с неба уже тысячи лет,само непонятное небо и мгла,равнодушные к короткой жизни человека,когда остаёшься с ними с глазу на глаз и стараешься постигнуть их смысл,гнетут душу своим молчанием;приходит на мысль то одиночество,которое ждёт каждого
из нас в могиле,и сущность жизни представляется отчаянной,ужасной..." над этими словами
"я задумался - и одинок остался"!(по К.Случевскому).

    Здесь не должно быть унынию,скепсису и тому подобному,ибо по Ф.Достоевскому (в пись-
ме к Н.Фонвизиной) "быть одному это потребность нормальная,как пить и есть..." Это,ви-
димо, и есть то свойство жизни,которым в человеке можно...воспитать мужество - воспи-
тать осознанием своего предназначения на земле,поверяя исповедным одиночеством себя.


                К Т О   П Р А В  ?

    Одиночество - это та арена острословия поэтов,писателей,мудрецов,где как будто бы
что ни выпад,то укол,да ещё какой! и пошло....

    "Я - как Агар в пустыне;я жду и жажду живой души" - исповедуется блистательная ху-
дожница Мария Башкирцева,автор знаменитого "Дневника",который она вела с детских лет до
преждевременной смерти в 23 года.Но символист-декадент Фёдор Сологуб речитативом напевает:     "Там я счастлив,где туманные Раскрываются видения,Где скользят непостоянные И обманные мгновения".

    Ему возражает поэт 19-го века А.Голенищев-Кутузов:
                "Есть одиночество - в глуши,
                Вдали людей,вблизи природы -
                Полно задумчивой свободы
                Оно целебно для души".

    Русский поэт К.Льдов также возражает и запальчиво восклицает:
                "В житейской битве я храним:
                Любовью тайной,духом гордым
                И одиночеством моим".

    А мудрая наша Анна Андреевна Ахматова опоэтизировала своё одиночество:
                "Сплю - она одна надо мною, -
                Ту,что люди зовут весною.
                Одиночеством я зову."
    А далёкий Франческо Петрарка весь в страхе:
                "И в страхе одиночества бросаюсь
                К толпе презренной,давнему врагу,
                За помощью - чтоб рядом был хоть кто-то".
    А упомянутый уже Антон Чехов начертал на своей личной печати: "Одинокому везде пусты-
ня".
    Но поэт начала 20-го века Борис Садовской утверждает обратное:
                "Да,здесь я отдохну.Любовь,мечты,отвага,
                Вы все отравлены бореньем и тоской,
                И только ты - моё единственное благо,
                О всеобъемлющий,божественный покой".

    Можно впору и воскликнуть - "Ну полноте!" Ведь Фёдор Михайлович Достоевский утверждает:"Одно убежище,одно лекарство:искусство и творчество".
    И почему только Фёдор Михайлович не прислушался к английскому романтику Китсу:"Ког-
да я один,я всегда думаю о величии патриотизма,о славной задаче сделать счастливой мою страну"? Нет,всё же по большому счёту первый по существу сказанного был недалеко от
второго.
    Ну, а Виктор Гюго пренебрёг этой цитатой! - "Отшельничество - это та слабо выраженная форма диктаторства,которую соглашается терпеть цивилизованное общество"
    Михаил Пришвин - тот солидарен с Гюго:"Весь путь мой был из одиночества в люди".
    Только Лабрюйер не понял бы этих слов,он,ведь,уверял,что "ужасное несчастье - не
иметь возможность остаться наедине с самим собой!"
    Иван Алексеевич Бунин противник этого:
                "Горько мне,что я бесплодно трачу
                Чистоту и нежность лучших дней,
                Что один я радуюсь и плачу
                И не знаю,не люблю людей".
    Да как же так? Нет,вот,например,поэт Яков Полонский другого мнения:
                "Уединение,труд,размышление,
                Книги,перо и тетрадь... -
                В них ты для сердца найдёшь исцеление
                И для ума - благодать".

    ...Будто хожу по этой своеобразной арене огромной битвы,среди поверженных,среди стольких великих ратников,напитавших древо жизни соками своим дерзновенных мыслей,
рождённых в необычайной потенции разума и чувств - в проникновенном миге вечной животворящей стихии... Так кто же здесь прав?..


                -------------------