Иуда и Петр на весах суда божьего и суда разума

Михаил Анохин
"Горе тем, которые мудры в своих глазах
 и разумны перед самим   собою!"
 ( пр. Исаии.)
"Нам следует  поглупеть,  чтобы
умудриться, и   ослепить  себя,
чтобы дать вести себя".
(М.Монтень.)
"Конечно же,  это заставит  нас
уверовать и вы поглупеете".
(Б.Паскаль.)


Католицизм со своими святыми – это Иуда, не поверивший, что Господь есть любовь и потому рассудивший о себе по-человечески, то есть справедливо.
Православие со своими святыми – это Петр, уверовавший, что Господь есть любовь, а, следовательно, нет такого греха, которого бы не простил Он, если человек искупил грех и раскаялся.

Не так уж много в истории человечества книг,  которые сформировали  духовный облик современного человека так, как это сделало Евангелие.  По сути дела духовный склад западной цивилизации,  система морально-этических норм сложились под влиянием этих, по настоящему вечных текстов,  корнями  уходящий  в  такие  глубины человеческой древности, от которых остались одни мифы и легенды.

Проблема понимания евангельских текстов  одна из самых жгучих проблем,  вот почему вся история европейской философии была, да и осталась, поиском смысла, разумных оснований,  как мировоззренческих,  так и морально-этических, изложенных в них.

Если относиться к евангельским текстам  так,  как  мы относимся к творениям человеческой мысли, то есть прочитывать их опираясь на здравый смысл и законы логики, то мы будем поражены тем,  что на каждом шагу; словно в издевку над здравым смыслом,  в издевку над всеми основаниями на которых только и возможно стоять человеку,  они растекаются подобно миражам в пустыне, едва прикасаешься к ним  инструментами разума.

Нужно иметь сердце влюбленное в Бога, чтобы не видеть очевидного,  вот эту самую издевку над разумом, которая пронизывает  всю  ткань   священных  христианских  книг, в том числе и евангелие.

Только глаза влюбленного и могут видеть так,  что белое становится черным, а черное белым и там, где по законам человеческой морали и нравственности должно быть  наказание,  следует божественное покровительство. 
Там, где  разум требует соблюдения причинно-следственных  связей, совершается чудо и следствие определяет причину.

Во истину, они написаны не человеками, иначе бы, писавший их должен  сойти  с ума,  если конечно под "умом" понимать то,  что определено законами разума. Но разве не "сойти с ума" требует Евангелие?

Зачем, спрашивается, Иуде было предавать Христа поцелуем?  Разве  не  мог он подать сигнал стражникам иным, куда более простым и надежным способом, чем поцелуй?
Да и,  разве,  народ Иудеи к тому времени,  после стольких чудес совершенных им,  не знал Христа, что называется в лицо? Знал и об этом говорит сам Христос в момент ареста: 
"Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня;  каждый день с вами сидел Я, уча в храме, и вы не брали Меня".

Какой смысл  был  в этом доносительстве с последующим опознанием таким странным способом, поцелуем?

Что хотел донести нам евангелический текст, да и сам Христос – этот божественный сценарист собственной трагедии! 
      
Ведь чуть ли  не  издевкой звучат слова Иуды. 
"Подойдя к Иисусу, сказал:  радуйся,  Равви!  И поцеловал Его".  Вот так - "радуйся"!

Разве у такого, предельно циничного человека может "взыграть" совесть так,  чтобы она привела его  к самоубийству?
 
Опять же разум говорит, что подобного не бывает! Такие типажи, такие люди по доброй воле не уходят из жизни, тем более замученные совестью! В чем смысл этого поступка на долгие тысячелетия определившего морально-нравственную канву человеческих поступков? Ответов нет.

Следовательно,  есть в этом нечто такое, чего и не осилить разуму,  чего не понять человеку, сколько бы веков  он  не бился над этой загадкой,  да и к разумным ли основаниям обращено написанное в Евангелие?

Вечером, накануне  ареста  Христос в присутствии Иуды прямо сказал:
"Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня."

А что же Иуда,  уже сторговавшейся с главой иудейской церкви?  Он  с  детской  непосредственностью, словно  бы  и ни чего не было,  так же как и другие его ученики, спрашивает Христа:
"Не я ли Равви?"

Соотнесите это с практикой человеческой жизни, пресыщенной предательствами и помножьте на несомненное всеведение Христа, о котором не мог не знать Иуда? Разве такой вопрос возможен? А если и возможен, то Иуда ни на мгновение не сомневался в том, что перед ним сидит не сын Бога, а сын простого плотника из Галилеи, которого можно обмануть, провести, как обыкновенного смертного.

Иисус говорит ему: 
"Ты сказал".
Вот это, "Ты сказал", если его понимать,  как утверждения признания Иуды, то оно должно было повергнуть  в шоковое состояние остальных присутствующих.
Ведь они-то верили в божественную сущность  Иисуса!? Сын Бога сказал, кто предаст его! Куда уж очевидней!?  И этот предатель сидит среди них!

Но ни чего подобного тому, что произошло бы среди людей, не происходит! Все продолжают демонстрировать ему свою преданность и особенно Петр:
"Если и все соблазнятся о Тебе,  я никогда не  соблазнюсь".
 
Однако и Петру  Иисус Христос прямо говорит, что ни чего подобного и ты соблазнишься,  то есть предашь: 
"Истинно говорю  тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня."

И опять ни чего не происходит, словно у всех апостолов уши ватой заткнуты, или же они лишились элементарного понятия человеческой речи.

Значит "соблазн" предательства просто витал в воздухе на этой тайной встречи в день Пасхи и по законам  человеческой логики, здравого смысла, должен быть разрешен тут же и немедленно, иначе как можно доверять друг другу?

Как можно  делать тайное дело в условии всеобщего подозрительности, и её спутницы - отчуждения?
 
Но ни чего подобного тому, что должно было бы случиться, не происходит!

Ведь эта странная невменяемость апостолов поражает всякого, кто читает это место в евангелие. А из подтекста как бы выглядывает и щерится нечто, щерится и говорит:
«Ну предаст один из тех,  кому Иисус  обмыл только что ноги, и подал чашу с вином и хлебом,  что ж здесь такого?» 

На самом же деле, вот это-то «что ж здесь такого», самое удивительное из всего, что происходит на «тайной вечери».

Однако по необычной, противной человеческому рассудку логике, так и должно быть, если  в священных текстах  записано:  "…  поражу пастыря,  и рассеются овцы стада". 
Остается только исполнить «реченое в пророках».

Предательство было в «реченое в пророках», так что тут уж ни кому не отвертеться, ни Иуде, ни Петру, ни самому Иисусу Христу!

Но коли предательство  так неизбежно, мы бы сказали - непреодолимо,  как стихия, то какая же вина в том Иуды?  Не в том ли, что он не воспротивился неизбежному?
Может быть вся вина, вся греховность человека и человечества в целом как раз в том и состоит, что ни человек, ни человечество не сопротивляется греху, более того, оно с радостью идет с ним на сделку?

И хотя у человека нет, или почти нет шансов преодолеть грех, вся его «благородность» вся его «безгреховность» – это мера сопротивления греху.
Так ли?
Может быть.

Одно ясно, что у человека нет и не будет собственной силы преодолеть это могучее  и грандиозное, действующее от сотворения мира перманентное впадение в греховность.  Разве  не поражает вот эта обреченность? 

Даже у Сына Божия, полнейшая несвобода перед Судьбой,  Роком,  как хотите, это называйте!?
 «Молился говоря: Отче! О, если бы Ты благословил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.»

Один, единственный  раз  дрогнула  воля Иисуса Христа. Один единственный раз в нем мелькнул образ человеческий на  пути  следования  "реечному  в пророках" и он очень робко попытался воспротивиться  неизбежному.  Случилось это в ночь накануне казни,  в Гефсиманском саду,  когда ученики его,  несмотря на настойчивые просьбы побыть  с ним,  уснули мертвым сном.

Один единственный раз вознес он молитву к своему Отцу небесному об избавлении от Рока:  "Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как ТЫ." Бог не захотел и чаша не миновала

Образ человеческий в Сыне Божьем мелькнул и пропал  - все спят.  Даже самые верные ученики спят в час его человеческих мук и сомнений.  Ни кто не пришел на помощь, не  укрепил  духа на "пути следования «реченому в пророках", не поддержал, не отговорил.
Один на один со своим Богом  и  Бог тоже молчит.  Одиночество и жертвенность, разве подобное придет в голову разумному человеку?

Лучшие из лучших оставили, предали и Бог молчит. Как подсказывает разум поступать в таких случаях?  Бороться  до конца и с "реченому пророками" и с "мертвым сном" своих соратников и с "поцелуем Иуды" и с "отречением"  Петра, бороться всеми доступными ему, как Сыну Божьему, способами,  тем более что дано ему все предвидеть  и  знать. Необходимо  использовать всю свою божественную мощь для реализации тех нравственных задач,  которые он провозгласил в Нагорной проповеди.
Однако "реченое в пророках" сильнее самого Сына Божия и отнимает у  него  всяческую волю  к  сопротивлению,  он - жертва за грехи людей! 

И опять вопрос,  если Сын Божий "жертва", то кому он приноситься  в жертву?  Кто выше и могущественнее его Отца во Вселенной,  требующий такой,  воистину,  высочайшей жертвы? Не Року ли геротодову Бог принес в жертву своего сына, чтобы Рок дал шансы человеку вырваться из колеса смерти?

Но в том то и дело,  что человеческое, то есть подчиненное разуму, только мелькнуло и пропало в евангелическом образе Иисуса Христа! 
Вот тут и  ответ:  если  не "безумен",  то  и  не «свят»,  то и далек от Бога и всего  лишь человек со своими:  "доказано" и "следует". 
И как верно сказал Л. Шестов, если можно мир исчерпать научными методами, то и  надобности нет в вере.

И действительно, повторимся еще раз, священные тексты не выдерживают даже слабого натиска здравого смысла, не говоря уже о научном методе. 
Вопрос в другом,  а нужен ли здравый смысл там,  где властвует любовь и вера? Ответ очевиден - не нужен!

Вот почему, влюбленный, кажется постороннему человеку безумным,  а предмет его  восторгов и обожания, ради которого и жизни не жалко, заурядной фигурой.
Неверующие, то есть лишенные благодати Господней,  не могут иначе смотреть на верующих:  они для них  -  люди лишенные разума.
 
К счастью, или наоборот, к несчастью, людей подлинно верующих не так уж много,  иначе бы современная  цивилизация  имела совершенно другое обличье, которое и представить себе невозможно,  как рай в котором волки и овцы живут в мире и согласии.
Иуда предал поцелуем,  Петр не предал,  а трижды отрекся. Следовательно, отречение не есть предательство, а суть предательства по понятиям евангелиста заключен в поцелуи:  физическом,  земном выражении любви.

"Любовию отрекся",  - так можно сказать, но как это помыслить? И самое главное, что из этого следует?

Мы ведь условились, что прочитываем священные тексты христиан разумом, а не сердцем, для которого не существует разумных оснований:  люблю не потому что хорош,  а хорош потому что люблю.

Следует ли из этого то,  что из страха за свою жизнь, как это случилось с Петром,  можно отречься от Бога, но отречься за плату, за тридцать серебряных монет - преступление, предательство? Любовь и деньги, божеское и сатанинское уравнены в поступке Иуды и сатанинское поставлено выше божеского, а как же иначе!?

Исаия и Иезекиль обвиняли иудейский женщин вовсе не за склонность к разврату, а за то, что они «не брали денег», как в других народах, а сами доплачивали. Проплаченная похоть телесной любви. Проплаченная похоть любви небесной? Так что ли?

Более того,  те десять учеников  Христа  (Апостолов), которые  не  предали и не отреклись,  не имеют ни каких нравственных преимуществ перед тем,  кто отрекся?  Петр отрекся,  отрекся трижды,  (три - священное число,  как для язычников,  так и для иудо-христиан) и за  то,  что отрекся, Христос вручил ему "ключи от рая". 
"Камень" треснул и раскололся,  но  Христос  говорит:
"Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного:  и что свяжешь на земле,  то будет связано на небесах,  и что разрешишь на земле,  то будет разрешено  на небесах".

И вот, церковь, стоит на камне троекратного отречения от Сына Божия,  стоит и учит людей нравственности, требует от них дел,  поскольку все заповеди Христовы  есть  деланье.

Выходит прав был Пелагий,  доверившись своему разуму, что  "без  дел  вера мертва" и не прав был Бл. Августин, ссылаясь на пророка Исаию и ап. Павла,  когда  утверждал обратное, что не делами человек спасается, а единственно благодатью?

Но разве  можно выкинуть из сознания,  что прежде чем заслужить особое доверие Христа,  Петр трижды  от  него отрекся, отрекся окончательно и бесповоротно, поскольку иначе и не бывает, раз трижды!

Конечно, разум требует дел!  А как же иначе? Разве не делами человеческими создано всё доброе и худое в  этом мире?
 Разве  с  малолетства нас не приучают трудиться?
Разве без труда накормишь, обогреешь детей своих?

И разум  упорно  требует,  нет - он кричит криком неистовым, чтобы по делам человеку было и воздаяние!

Так спасается ли человек собственными силами,  "делами" и "заслугами" или благодатью? И вот это? Церковь стоит на троекратном отречении от Учителя. Вопрос? Да не вопрос, а вызов самим основам разума!  Вызов дерзкий,  сметающий  всё  на свете, поскольку отрекшийся трижды, вдруг, начинает говорить от имени Бога!
Но может быть  по иным,  не человеческим, а небесным законам так и нужно поступать и тот,  кто трижды не отречется от своего Бога в час роковой, в час судный, тот и не удостоен чести сидеть с ним одесную?

Ведь и основатель протестантства, Лютер не мог ни чего предложить Богу,  кроме своих грехов: 
"Вот, Господи, я тебе  посвящаю  бесчестие  и хулу всей моей жизни". 
Не добрые дела и усердную молитву,  а "бесчестие и  хулу"! Как это понравится разуму? 

Апостол Павел,  в молодости своей,  до принятия им христианства, был еврейским юношей  Савлом из секты фарисеев,  прославился в Иудеи тем, что громил общины первохристиан и судя по  тем  историческим  сведениям  эти "мероприятия" не обходились без крови, более того - они по преимуществу были кровавыми.

В чем же заслуга юного, еврейского парня перед христианским богом,  если тот не пожалел на него своей благодати? 

Зачем  же  он  в  заповедях своих требует не одной только веры,  но и дел, когда воздает не по заслугам, а по  собственному  произволу?  В  чем нравственный смысл этих заповедей,  если и евангелие, не говоря уж о самой повседневности, убеждают нас в том, что "благие дела" не гарантируют человеку ни достойной  жизни  на  земле,  ни царства небесного?

Если это так,  если это - правда, а разум твердит – это так,  это правда,  то и "добрые дела" ни к чему, достаточно одной всесокрушающей веры,  да и веры не надо, ни чего  не  надо,  кроме чуда неожиданного дара благодати господней.

Вот о ней то и нужно молится и жаждать, как путник в пустыне глотка воды. Но ни молитвы, ни мольбы ничего не гарантируют!

Так говорит разум.  Иначе говорит сердце. Вот почему, проходя мимо нищего,  вдруг,  ни с того ни с сего,  подаёте ему милостыню.  Через минуту-две разум будет хохотать в голос, поскольку знает, что этот нищий вдесятеро богаче вас, что нищенство для многих просто профессия, образ жизни и  вечерами этот нищий,  переодевшись в костюм от Диора, сидит в ресторане, куда многим дорога заказана, потягивая апператив.

Однако же был порыв, было мгновение, когда захваченный им,  поглощенный полностью и без остатка,  человек, повиновался безотчетному импульсу и подал милостыню,  а разум со  всеми  своими  доводами  и  основаниям  вдруг смолк. На минуту-другую, но смолк.
Так вот, может быть - душа наша знает нечто такое, о чем молчат  священные  тексты и как знать,  выразимо ли это знание в слове,  ведь слово по своей сути, есть обращение к разуму, то есть требует все тех же разумных оснований?

Все ли говорят,  точнее,  всё ли позволено нам знать, что касается таинства веры,  ведь не зря же ап. Павел в "1 Послании к Коринфянам" проговаривается: 
"Мудрость же  мы  проповедуем между совершенными,  но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих,  но проповедуем премудрость Божию,  тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к  славе  нашей,  которой никто из властей века сего не познал;  ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы".
Следовательно, не всё дано нам знать, и не всё написано,  не всё сказано в священных книгах,  поскольку мудрость Божия существовала среди людей еще прежде  веков, а может быть она была еще прежде человека, и даже прежде сотворения мира.

Но что из того?  Разве это объясняет "поцелуй Иуды" и "отречение Петра"?  Разве не  возмущается  разум  явной несправедливостью: Иуда от угрызения совести – повесился, и имя его стало проклятием на всех  языках  мира,  а Петр создал,  как и было ему завещано, церковь Христову и имя его прославлено в народах? Где справедливость?
Вот ведь как,  справедливости требуем мы, и нет нам ни чего дороже справедливости! 

И еще: нам хотелось бы ясности,  определенности, а коли нет этой ясности и определенности,  коли не знаем ответов,  то и зачем  будить людей вопрошаниями?
Мы давным-давно спим и видим сны. Сны по большей части жуткие, кошмарные. Мучаемся во сне, вскакиваем и, на мгновение,  просыпаемся; тех, кто проснулся, спящие называют безумцами и виденное ими,  по большей частью  не передаваемое словами,  иллюзией,  бредом, гипнотическим внушением. Но может быть всё так и обстоит? Грёзы любящих, и верящих на самом деле, есть только грёзы о потерянном когда-то рае,  а боги давным-давно оставили  людей, понадеявшись на их разум? Но и это еще не факт.