О детской литературе

Оксана Студецкая
О  ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


5 января 1988г.

      Человек помимо пищи съедобной должен постоянно употреблять  пищу духовную, иначе он не человек, а животное, или просто физиологический организм, так называемая химически-органическая печь, которая перерабатывает продукты питания.  В отличии от пищи материальной, которую человек употребляет только для себя, впитывая в себя пищу духовную, он в такой же степени может отдать ее другим. Это и делает человека человеком в высшем понимании слова.

12  января 1988г.

     Сегодня в Киеве,  при Доме Союза писателей Украины состоялся Пленум Детской литературы.  Впервые в жизни мне пришлось побывать на таком заседании. За восемь часов работы Пленума выступило 17 человек, а намечалось 32 доклада. Регламент установили десять минут для каждого выступления. Но докладчики не могли вложиться в данное время. Речь затягивалась довольно проблематичными высказываниями, которые с огромным желанием выслушивались залом, сопровождаясь аплодисментами. Очень интересно было слушать такой Пленум в условиях открывшейся у нас демократии и гласности, видеть раскрепощенность писателей – докладчиков, которые, наконец, после многолетней боли за все непорядки, населяющие как жизнь, так и литературу, могут высказать эту боль, могут подвергнуть критике все ужасы, творящиеся в издательствах, школах, библиотеках.
      С первым докладом, характеризующим  положение украинской детской литературы выступил украинский писатель Евгений Гуцало, автор замечательной книги рассказов «Искусство нравиться женщинам», а также романов и повестей. В его докладе прозвучало много сожаления о том, что детской украинской литературы на сегодняшний день нет вообще! Из его уст подверглось огромной критике Киевское издательство «Веселка», в котором не издаются  детские книги даже самых талантливых писателей. Не издаются всем известные из нашего детства народные сказки, а также сказки, написанные лучшими современными авторами: Анатолием Бортняком, Линой Беленькой.  Складывается впечатление – что же вообще издает «Веселка», если на протяжении двадцати лет не изданы признанные народом лучшие детские книги, народные сказки, детская литература талантливых советских писателей?
     В первом и последующих докладах других, сыпался ворох камней в издательство «Веселка», из-за которой имеющаяся литература для детей не может дойти до маленького читателя. Что же это такое? Почему? Что это действительное вредительство? От кого оно исходит? Определенно, что от планов, диктуемых сверху - Министерствами просвещения, где сидят люди не компетентные в литературе. Но причина не только в этом, хотя диктаторство здесь имело преобладающую причину.
Что значит застой в двадцать-тридцать лет?! Ленин говорил: остановиться – это значит с бешенной скоростью катиться назад. Стояния на месте не бывает! Есть движение вперед или назад. Тридцать лет не пропускать то лучшее, что уже было создано в детской литературе, и то, что создавалось! Это, действительно, наталкивает на мысль активного, сознательного вредительства, или пассивного, бездушного, административного служения, безмозглого отбывания времени на должностях для получения зарплаты. Потопить детскую литературу в архивах, не дать жизнь рожденным за тридцатилетие новым произведениям детских писателей – это преступление перед детьми огромного значения.
      На чем же тогда воспитывать детей? Ведь основное воспитание детей происходит через сказку и детскую книжку.  Если мать или отец, увидели на прилавке красочную, хорошо иллюстрированную книгу с народными сказками, они не смогут удержаться, чтобы не купить ее своему сыну или дочери.  Купив, не смогут не прочесть, а,  читая - сами наслаждаются хорошей книгой. Детская литература – это и помощь родителям в воспитании детей. Что значит не издавать сказок? Это значит не учить детей будущей жизни, не указывать им тропу, проторенную бывшими поколениями. В народных сказках заложена вся мудрость жизни человеческой. И  дети не имеют возможности познать ее,  увидеть и вкоренять с пеленок чувство борьбы добра со злом.
     Какое же страшное преступление творят враги социализма, да, иначе не могу сказать, именно враги! Те, кто отводил народ от верного пути построения социалистического общества, ради собственных выгод, славы, власти! Это страшное преступление – родить детей и не передать им мудрость жизни отцов, отпустить в жизнь слепцами. Вот откуда бедствие извращенных душ, выросшее за тридцатилетие новых поколений.
     Ужасно и то, что литература есть, написана, но не доступна в народные массы. Это преступление перед народом, перед всем человечеством.
      Каким же надо было обладать титаническим мужеством нашим советским писателям, чтобы в условиях полувекового запретительства всего лучшего, уметь развивать свой талант и писать несмотря ни на что!  Ведь общеизвестно, что писатель, талант, гений – это очень слабый, тонкий и ранимый организм. Сколько же надо иметь волевого терпения, чтобы создавать и творить в таких условиях – служить народу без выхода к нему.
     Мы читаем литературу прошлых столетий, тяжелую жизнь писателей, революционеров, подвергавшихся тюремным застенкам, но почему-то при царизме существовал критический реализм, и Толстой, и Чехов, и Достоевский, Тургенев, Гончаров и Гоголь издавались. У нас же убито талантливых писателей великое множество более страшным оружием – моральной не приемлемостью, не признанием, наконец, неприязнью не народом, не обществом, а цензурой и верховными властями.
Мы еще молчим, но скоро придется рассказать и это – сколько писателей сгноили по тюрьмам, сколько покончило собой, сколько сошло с ума, сколько принудительно сгноили в психиатрических лечебницах.
     Почему с приходом советской власти не стало критического реализма? Кто его отменил, запретил? Только социалистический реализм! Но что он отображал? Голые лозунги! Политическую макулатуру!
     Строительство социализма – это борьба за него на многие годы и десятилетия. Эту борьбу В.И.Ленин расписал на много лет вперед, вплоть до сегодняшних дней.
Образование социалистического государства не ограничивается одним вооруженным революционным восстанием и его победой.  Это только начало, это рождение новой общественной формации, которую надо было растить как маленького ребенка в борьбе за его жизнь и здоровье. В борьбе с паразитарными болезнями, наследственными болезнями, с капризами, упрямством, не послушанием. Этой борьбы никто не вел.
Вела только власть в свою угоду, уничтожив миллионы ни в чем не повинных,  талантливых людей. А без критического реализма, демократии и свободы слова в литературе – никакой борьбы быть не может. Потому что только литература может быть голосом от народа,  только через литературу народ может осуществлять свое демократическое начало и управление. Вот и вырос не социалистический строй, а дебил, со всеми пороками, какие только есть в природе. И сколько же надо было уничтожить и погубить самого лучшего, самого умного и доброго данного природой этому рожденному ребенку, чтобы взрастить дебила!
     Без критического реализма, а постоянного лживого приспособления, восхваления неизвестно чего и кого, выстроилась ширма лозунгов и пропаганд, за которой спокойно, без каких-либо помех росло и размножалось буржуа. Сегодня их называют чиновниками, а я их называю буржуазией  -  этих подпольных миллионеров, разбазаривших, растащивших государственные деньги и сгноивши народное добро.  В.И.Ленин предупреждал: не дайте вырасти советскому капиталисту! Но он вырос и расплодился.  Что же теперь? Снова революция? Какая? Революция может быть только при переходе от одной общественной формации в другую. Но советские капиталисты и без революций могут поменять общественный строй в любую сторону. Они могут сотворить свой строй, выгодный только для них. А для народа, какая может быть другая, новая, в корне отменная общественная формация, кроме,  социалистической? Только в такой формации лежит самое верное начало: власть принадлежит народу – это и есть общенародное государство!
      Но с отсутствием полувековой демократии, которая есть неотъемлемым признаком социалистического строя, власть принадлежала народу только формально, а правили государством кучки чиновников, те же видоизмененные царьки.
     И вот спустя семьдесят лет со дня провозглашения власти народной, сейчас открылись шлюзы для народа. Но открылись они все же не самим народом, а одним правителем государства. И это тоже настораживает: сегодня открылись – завтра закроются…
Но наш теперешний рулевой – молодой и сам выходец из несправедливого строя, который испытал и на своей шкуре, а, добравшись до руля, разорвал цепи и открыл  шлюзы людям для их места – править кораблем своей страны. Но сможет ли народ ухватиться за этот момент жизни,  предоставленный Богом для его выбора?  Если ухватится, если так будет и дальше, то народ победит. Но надо помнить, что чистой родниковой воде, прокладывая свой путь по руслу для полноводной реки, придется еще встретить на своем пути много препятствий и порогов. Но народные массы – это и есть полноводные реки, которые могут победить все преграды на своем пути!
    А может быть, так и должно было случиться? С первым блином социализма? По народной поговорке: «первый блин комом». Но ком в семьдесят лет – это страшный и очень большой ком! И все же будущее за народом, будущее на нашем горьком опыте, должно стать настоящим и совершенным опытом жизни.

13 января 1988г.
   
       Продолжая разговор об украинской детской литературе, хочу сказать, что именно темы, которые занимали мое внимание, которые являются объектом моего сопереживания, оказались теперь актуальными, которых и не хватает детской литературе. Это жизнь детей-сирот в детских домах, школах интернатах и жизнь современной школы.
     Выступление присутствующего на Пленуме рядового учителя из сельской школы, совмещающего работу библиотекаря и учителя, показало насколько страшны дела с художественной книгой в сельских местностях, а не только в городах. Наши библиотеки – это нищенское существование не только работников библиотек, но и книжных полок, которые давно позабыли имена знаменитых писателей и поэтом, художников, музыкантов, как прошлых столетий, так и текущего времени  – и это общеизвестный факт. Такое положение во взрослых и детских библиотеках. В свою очередь - библиоманы, которых теперь развелось множество, собирают за бесценок богатейшую библиотеку зарубежной, русской, украинской,  советской классики. Но такая библиотека законсервирована в недоступной ячейке библиомана, который сам не читает, но знает, что такое сокровища мировой литературы и собирает ее для обогащения. А школа, которая хочет приобрести книги для широкого круга читателей –детей, не имеет на это ни права, ни денег. Оказывается, что деньги, выделяемые для школьных библиотек, - как мы узнали из доклада сельского учителя, - предназначаются для покупки книг с указанием сверху темы покупок – только политической литературы. А художественной? Не кощунство ли это над дарованными нам творениями великих? Кощунственное диктаторство над школьными библиотеками! Но все же книжные полки школьных библиотек имеют художественную литературу, благодаря разного рода ухищрениям школьных работников. Они манипулируют финансовыми затратами, ложа их первоначальный диктаторский смысл на бумагу-отчет, а фактически приобретают то, что им нужно, а именно художественную литературу. Также выпрашивают деньги у шефов, или зарабатывают сами вместе с детьми на нужды школы, в т.ч. библиотек. Или, к примеру, директор нанимает  «мертвых душ» в обслуживающий персонал, и таким путем полученные деньги использует на нужды библиотеки. Эти школьные работники занимаются вынужденным обманом, ибо им совесть не позволяет лишать детский мир жизни без книг – основного источника воспитания человеческих душ. Но даже имея деньги, школьные работники не могут обогатить библиотеки сокровищами мировой литературы, потому что они не издаются, или издаются в очень незначительном количестве, тем более не поспеешь за библиоманами, которые через связи, так называемый у нас «блат» могут приобрести все!
     На Пленуме призывали писателей писать книги для детей – о школьной жизни, об истории украинской культуры, драматические произведения для кукольных театров, детские песни, считалочки, сказки. Но весь кошмар в том, что все эти  темы детской литературы написаны писателями, но упорно не издаются издательствами, в том числе Киевским издательством «Веселка». Украинская детская поэтесса Лина Беленькая день в день пишет для детей и сказки, и считалочки, и абетки, и детские стишки для ясельного и младшего школьного возраста. Но все ее творения лежат в столе издательства «Веселка» уже больше десяти лет, и не думают издаваться редакторами. А поэтесса Лина Беленькая, по определению Канадской украинской диаспоры относится к классикам детской литературы. Ее непревзойденные творения для детей легко читаются, учат слову, учат грамоте, учат запоминать алфавит самых маленьких наших граждан.
     Так что же это такое, как не поголовное вредительство расплодившихся врагов народа в лице  чиновничьей власти! Под  ярлыком «враг народа» в тридцатые годы нашего столетия, были уничтожены, истреблены лучшие люди науки, искусства, культуры, полководцы и военноначальники. Под этим ярлыком можно кого угодно сделать врагом народа. Не потому ли выбрано такое словосочетание широкого спектра понимания для маскировки действительных врагов народа? Именно они – чиновники, стоящие у власти на всех ступенях есть враги народа, или враги народного советского строя и его самоуправления. Именно они плодились все эти пятьдесят лет под ширмой лозунгов социализма.
     Какое может быть эстетическое воспитание детей без истории культуры народа прошлых веков, без учения и подражания ему и дальнейшему его развитию? Не может! Отсюда все беды, которые вырываются наружу теми же детьми – детское воровство, преступность, различные разбойничьи группировки, а затем –  спецшкола, колония,  тюрьма.

                _______________________________________________________
                ________________________________
                _________________