Вкрапления

Андрей Медведев-Берлогин
          Вкрапления               
          (заметки)

          «Никто не знает, где оставил
          Хозяин знаки свои.
          Вернее всего, они – на придорожных камнях.
          Или на корнях деревьев.
          Или в цветах, или в волнах реки.
          Думаем, что можно искать их
          На облачных сводах».
                Н. Рерих «Знаки»




Бывают какие-то странные случаи: совсем не масштабные, трудноразличимые в текучке повседневных забот, но все же, по-своему значительные… как минимум,– загадочные, занимательные. Значительные в том смысле, что они говорят нам о каких-то таинственных явлениях и процессах, о чьей-то внешней, возможно вне-человеческой воле, соприкасающейся с нашей жизнью.

В году, если не ошибаюсь, 96-м я с двумя товарищами – дядей Васей и Витей – ездил на санях в лес заготавливать дрова. Мы валили по нескольку хлыстов сухостоя, в основном – ясень, иногда попадалась береза. А однажды завалили довольно крупный, но, почему-то уже сухой, дуб. Дядя Вася его раскряжевал. На одном распиле я вдруг заметил необычный блестящий пятачок и показал ему. Он этим пустяком не заинтересовался, ему-то хватало забот с бензопилой, лошадью и санями. Только чуть глянул мельком, вполглаза, и сказал: «Льдинка». Я не поверил, поскольку это маленькое светлое зеркальце величиной с ноготь большого пальца как-то не по-ледяному блестело. Хотя дело было в сумерках, все же было видно, что блеск какой-то другой. Я заподозрил, что это – круглая свинцовая пуля, застрявшая когда-то в дереве и случайно (случай такой!) попавшая под распил.
Поскоблил «льдинку» острием ножа – так и есть: на мягком металле остались царапины. Я внимательно рассмотрел плоскость распила. Видно было, что пуля вошла в дерево в радиальном направлении дюйма на два. Трасса ее была заполнена рыхлой древесной плотью. Дерево затянуло рану корой и жило дальше с этой застрявшей пулей в теле; снаружи ствол охватили еще около сорока годовых слоёв-колец. Разумеется, это только приблизительный подсчет, но по нему получалось, что пуля попала в дерево не позднее 1956-го года. С учетом того, что дуб еще несколько лет простоял здесь уже засохшим, стреляли, видимо, ещё несколькими годами раньше. Возможно, в 40-е годы.
Спрашивается, что мне до него? Кто-то когда-то зачем-то загнал круглую пулю 12-го калибра в дерево. Нужно ли мне теперь засесть за размышления: кто и зачем? Льдинка ли, пуля, какая разница?

Бывали и другие эпизоды подобного рода. Однажды высмотрел я в городе интересный пейзажный мотив. Рассчитывал на следующий день прийти туда с походным мольбертом написать колоритный фрагмент старой застройки – дом с черепичной крышей, частично заслоненный большой, типично городской липой. Но ночью разыгрался сильный ветер, наломал дров, повалил деревьев, не пощадил и эту липу.

Могли ли со мной общаться сами деревья?
Липа предчувствовала свой скорый конец, жалела о своей судьбе и позвала меня сделать с нее портрет на память. А дуб хотел раскрыть свою тайну: рассказать, что был смертельно ранен, погиб от пули.
Не уверен, что мне удалось правильно разгадать смысл этих посланий, не знаю, кто их мне направил. Да и послания ли это? Может быть, просто «случаи».