Инстинктивное поведение. Вступление

Лариса Викторовна Светличная
 
               
                       Определения рефлекса и инстинкта

В 1771 физиолог Унцер назвал рефлексом автоматическую, стереотипную, целенаправленную реакцию организма на стимул, поступающий из окружающей среды или из самого организма.
Определения инстинкта не такие чёткие. В своей работе «Биологические основания сравнительной психологии» В. А. Вагнер приводил мнение Л. Моргана об инстинктах: «граница между инстинктами и рефлексами  точно установлена быть не может, так как инстинктивная деятельность представляет собою координированную серию рефлекторных движений». И. П. Павлов писал: "Таким образом, как рефлексы, так и инстинкты — закономерные реакции организма на определенные агенты, и поэтому нет надобности обозначать их разными словами. Имеет преимущество слово "рефлекс", потому что ему с самого начала придан строго научный смысл". И слово «инстинкт» почти исчезло из научных работ и учебных пособий.
Другие учёные, не отрицая, что инстинктивное поведение всех живых существ представляет собой совокупность безусловных рефлексов, назвать унаследованное поведение млекопитающих и людей только рефлекторным считали невозможным.
 В. А. Вагнер называл рефлексы  «элементарными процессами нервной системы». Он сделал вывод, что инстинкты — это «не модифицированные рефлексы, а новообразования, возникшие на базе рефлексов, что вовсе не одно и тоже». Главным отличием рефлексов от инстинктов он считал «случаи нецелесообразности рефлексов... В этом заключается один из важнейших признаков, по которым рефлекс принципиально отличается от инстинкта». Наблюдения З. Фрейда привели его к заключению, что движущими механизмами в жизни людей являются влечения. Г. Спенсер заметил, что инстинкты включаются в ответ на определённую ситуацию, а рефлексы – на определённый сигнальный раздражитель. Вернер Фишель писал: «…мы в современных исследованиях говорим о врожденной программе поведения». («Думают ли животные?»1973).
Мнения всех учёных, которые я привела здесь, не противоречат друг другу, а дополняют, ибо одни из них описали инстинктивное поведение низших животных, а другие -  различные составляющие инстинктивного поведения млекопитающих.  Я сделала этот вывод, наблюдая за поведением домашних животных и людей.
Инстинктивное поведение низших животных, например, насекомых – это, очевидно, цепочки безусловных рефлексов, запускающиеся определёнными стимулами (внешними и внутренними), объединёнными общей программой в единое целое. И потому его можно назвать «сложным безусловным рефлексом» (по Павлову).
Я заметила, что у млекопитающих (и у людей в том числе), инстинктивное управление поведением по механизму действия можно разделить на  простое и сложное. Простое инстинктивное поведение является насильственным для сознания и представляет собой короткую программу стереотипных  действий, которая включается в определённой ситуации.
Сложное инстинктивное поведение начинается с влечения к определённой цели и направляется эмоциями. Связанная именно с этим влечением исполнительная программа инстинкта включается в соответствующей ситуации и состоит из безусловных рефлексов, каждый из которых включается на строго определённый раздражитель. Связь рефлексов с влечением легко проследить на примере полового инстинкта, в котором чем сильнее выражено влечение («темперамент»), тем ярче ощущения от рефлексов.
Но прежде, чем инстинктивная программа поведения включится на ситуацию, мозг должен её оценить. Этим занимается неосознанное мышление у животных (которое И. Павлов называл «рассудочной деятельностью»), и осознанное мышление у людей в содружестве с неосознанным. Таким образом, инстинкты животных и людей включаются на умозаключение. Но было бы ошибочным думать, что инстинкты включаются на мысль. Например, простой инстинкт самосохранения включается насильственно, против желания и воли индивидуума, т.е. – вопреки его мысли. Очевидно, в мозге есть структура для управления инстинктами, которая, опираясь на всесторонний анализ ситуации, основанный на всех полученных данных, большинство из которых может быть недоступным сознанию, включает нужный инстинкт.
При достижении цели влечения инстинкты способны дать нам радость жизни и сделать нас счастливыми. Они могут дать нам уверенность в себе, резкое скачкообразное увеличение энергии, усиление психической защиты (вплоть до полной неуязвимости), нормализацию обмена веществ, внезапное и удивительное исчезновение хронических болезней. И точно так же при игнорировании влечения инстинкты могут заставить нас страдать, сделать нас несчастными, слабыми и больными.
 Рефлекс же работает, как реле, включаясь в ответ на определённый стимул в любой ситуации, даже когда это не нужно. И только во время инстинктивного поведения  безусловные  рефлексы включаются один за другим в строго определённом порядке. Они как будто становятся «разумными»! Это наводит на мысль, что они связаны общей инстинктивной программой действий.
Известно, что  люди могут контролировать свои инстинкты. Исследованиями многих выдающихся учёных доказано, что инстинктивное поведение является “бессознательным”, т.е.  неосознанным. Каким образом сознание может его контролировать?
Первая мысль: благодаря тому, что сознание во время действия социальных рефлексов не отключается, как и во время обычных телесных рефлексов или простого инстинкта. Но тогда люди знали бы всё о своём инстинктивном поведении, и оно не было бы «бессознательным».
Влечение люди осознают (ибо оно направляет их сознательное поведение), и потому могут его контролировать. Но безусловные рефлексы общения, из которых состоит исполнительная программа инстинкта, в большинстве случаев остаются неосознанными, ретроспективно люди объясняют себе свои поступки известными им мотивами, считая своё поведение сознательным (подробнее - в разделе «Неосознанное общение»).
Тем не менее, контроль инстинктивных действий существует (иначе наше инстинктивное поведение было бы подобно поведению насекомых), но НЕОСОЗНАННЫЙ. Наличие для каждого рефлекса определённого эталонного стимула означает, что  в цепочке безусловных рефлексов существуют перерывы. Доминирующее сознание включается в каждом таком промежутке, и люди думают, что их поведение подчинено только сознанию, а инстинктов, в отличие от животных, у них почти нет.
У насекомых тоже есть промежутки в цепочке безусловных рефлексов. Ж. Фабр описывал инстинктивное поведение роющей осы, которая откладывает личинки в парализованном ею насекомом, чтобы оно служило им питанием, а затем замуровывает его в норке до созревания личинок. Фабр проделал с этой осой два опыта. Сначала он убрал насекомое из норки. Но оса всё равно замуровала её. Предыдущее действие закончилось, и она перешла к следующему, не понимая, что теперь её действия бессмысленны. Фабр изменил опыт. Оса всякий раз затаскивала насекомое в норку за один из усиков. Фабр отрезал усики. И тогда оса остановилась. А затем нашла новое насекомое,  парализовала его, и т.д. Почему остановилась оса?
Разберём действия осы с самого начала. Они состоят из нескольких больших комплексов, которые в свою очередь состоят из более коротких комплексов действий. Первый комплекс: поиск партнёра, оплодотворение. Второй комплекс:  поиск подходящего земляного (или песчаного) участка, рытьё норки,закупоривание норки. В генетической памяти осы записан эталонный образ участка поверхности земли, а внутреннее инстинктивное побуждение заставляет её его искать. Она нашла участок, который соответствовал эталонному образу. В ответ на этот стимул по типу реле включилась программа определённых действий для рытья  норки. Оса вырыла норку. Этот комплекс действий закончился. Очевидно, следующий комплекс должен включился автоматически в ответ на завершение предыдущего. Третий комплекс:поиск насекомого для обеспечения питания созревающим личинкам, поимка этого насекомого, парализация насекомого,доставка его к норке. Четвёртый комплекс: проверка наличия насекомого возле норки, проверка состояния норки, помещение насекомого в норку, замуровывание норки. Все эти достаточно сложные действия объединёны общей инстинктивной программой, призванной обеспечить продолжение рода.
Разберём последний комплекс. Оса нашла норку, вернулась к насекомому и проверила его наличие. Вернулась к норке, проверила её пригодность. Снова повернулась к насекомому, чтобы  тащить его за усик. А усиков – нет! Тащить не за что! Надо думать, в программе этого комплекса есть эталонный образец насекомого с усиками. Без усиков образ насекомого не соответствует эталонному образцу, и очередной безусловный рефлекс включиться не может. Оса остановилась. Комплекс действий не закончен, задача не выполнена, инстинктивные действия начинаются заново. Таким образом, инстинкт продолжения рода этой осы включается на внутренний стимул, и состоит из нескольких комплексов сложных стереотипных движений, объединённых одной общей программой. Окончание каждого предыдущего комплекса действий  по типу реле (рефлекса) включает новый комплекс. А внутри комплексов каждое новое рефлекторное действие включается на строго определённый внешний стимул. Это означает, что в цепочке безусловных рефлексов насекомых тоже существуют перерывы, во время которых оса ведёт поиск нового эталонного стимула для следующего рефлекса. Или (как показал Н. Тинберген) запоминает особенности ландшафта вокруг норки, которые ей понадобятся, чтобы найти вырытую норку, когда она вернётся с парализованным насекомым. т.е. - для связи последующего комплекса рефлекторных действий с предыдущим, уже законченным. Если бы у насекомых было мышление, оно так же  могло бы включиться в промежутках между рефлексами, чтобы приспособиться к изменениям во внешней среде.
Жизнедеятельностью высших животных и людей управляет мозг. Доказано, что работа мозга сопровождается мощным, практически, всепроникающим электромагнитным излучением, несущим информацию. Жизнедеятельностью примитивных животных и растений также управляет орган, функции которого аналогичны функциям мозга, и излучение этого органа также содержит информацию о его деятельности. Для чего предназначены эти потоки информации? Очевидно, для связи.  Чем и объясняется взаимосвязанность всех процессов в живой природе и их удивительная целесообразность. 
В своей работе «Биологические основания психологии» В.А. Вагнер писал: «Уильям Джемс ... полагает ... что БЫВАЮТ СЛУЧАИ, КОГДА К ИНСТИНКТАМ ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ СОЗНАНИЕ, возникающее на почве инстинктивной деятельности.  Появляется сознание... во-первых, при повторности инстинктивных актов и, во-вторых, когда в животном вызываются к деятельности два противоположных инстинкта, и когда вопрос о том, которому из них следовать, решается опытным путём. И саму идею Джемса о просветлении инстинктов, которые, ОСТАВАЯСЬ ИНСТИНКТАМИ, МОГУТ ВКЛЮЧАТЬ В СЕБЯ ЭЛЕМЕНТЫ СОЗНАНИЯ, и аргументацию этой его идея я считают одинаково ошибочными».  Уильям Джемс, действительно, неудачно аргументировал свою идею. К. Юнг также упоминает об этом учёном: «Так, по мнению У. Джемса, человек буквально кишит инстинктами» (К. Юнг, «Инстинкт и бессознательное»). Но Юнг согласен с идеей Джемса: «Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы проникнуть сквозь поверхностный слой большинства наших рационализаций и раскрыть стоящий за ними подлинный мотив - НЕОДОЛИМЫЙ ИНСТИНКТ. В результате наших искусственных рационализаций нам может казаться, будто нас побуждает не инстинкт, а сознательные мотивы. ... Потому нам и кажется, что мы, практически, лишены инстинктов. ... никому ... не хочется признавать инстинктивную природу своего поведения».
 Достаточно уметь наблюдать и осознавать увиденное, и тогда можно заметить,  что инстинкты у животных с развитым мозгом и людей работают В СОДРУЖЕСТВЕ С МЫШЛЕНИЕМ. Инстинкты  включаются на  оценку мозгом ситуации. Доминирующее сознание постоянно включается в промежутках между безусловными социальными рефлексами, что обеспечивает возможность изменения поведения в соответствии с изменениями ситуации.  А это значит, что Уильям Джемс был прав в своих умозаключениях (жаль, он не смог их достоверно обосновать). Но и само сознание в определённых ситуациях контролируется инстинктом. И люди думают и чувствуют так, как велит им социальный инстинкт, не осознавая этого… Это заметили как древние мыслители, так и современные учёные. В этой книге я попытаюсь раскрыть МЕХАНИЗМ этого процесса и покажу на примерах, как работают инстинкты.