Четвертый сын

Влад Ривлин
Однажды правитель небольшой, но очень богатой страны призвал к себе своих детей- четверых сыновей и сказал им следующее: Рано или поздно, но один из вас наследует мой трон. Обычно преемником становится старший сын. Но я решил нарушить традицию и передать все, чем владею, самому разумному и добродетельному из вас. А для того, чтобы определить самого достойного , я решил дать каждому из вас небольшую часть от своего состояния. Того, что каждый из вас получит хватит на все: и на безбедное существование, и на строительство своего дома , и на преумножения полученного богатства. И по тому,  как вы распорядитесь полученными деньгами, я и решу, кто из вас достоин стать моим наследником. Вы можете распоряжаться своей долей по своему усмотрению: жить в свое удовольствие, пустить ее на благотворительность или в дело- все это личное дело каждого из вас . Мое дело - выбрать себе наследника, а оценку- наказание или награду вам выставит сама жизнь.
Так сказал отец своим сыновьям. Затем он роздал каждому из сыновей обещанную ему долю.
Самый старший из сыновей очень хотел стать наследником своего отца и решил все полученное от отца богатство приумножить еще больше.-"Стране нужен рачительный хозяин",- решил он, -"Пусть же отец увидит на что я способен!"
Жил он скромно, как аскет, но богатство его день ото дня росло как на дрожжах. Куда бы он ни вкладывал полученные от отца деньги, везде они приносили прибыль.
Средний сын тоже любил деньги, но не был таким же аскетом, как его брат. Да и не было у него таких талантов и удачи как у старшего. Иногда он удачно вкладывал деньги, а иногда терпел убытки, да такие, что ему казалось, что вот-вот он останется ни с чем. Поэтому  решил средний сын быть осторожным- пусть я меньше заработаю, но зато не стану подвергать риску  то, что имею",- решил он.
Третий сын решил вообще не рисковать.  -"Заботы, проблемы...Зачем мне все это?" - решил он  и положив все деньги в банк стал безбедно жить на проценты.
Самый младший из братьев сначала и вовсе не знал, что ему делать с обрушившимся на него богатством.
Государственные дела его не привлекали. -"Мне бы со своими разобраться", - говорил он.
Поначалу жил он на широкую ногу- средства позволяли и главной его целью было при этом получить как можно больше удовольствий от жизни. -"Молодость и здоровье ничем не купишь",- говорил он.-"Может быть это и есть лучшее вложение- выжать из жизни максимум удовольствий?"- спрашивал он самого себя. Но по мере того, как он становился старше, силы его слабели, денег становилось меньше , да и прежние удовольствия его уже так не привлекали.
Захотелось ему заняться чем-нибудь серьезным, таким делом, чтобы уходя он мог сказать- "Вот, не зря прожил я свою жизнь". И он стал строить грандиозные планы о том, как возведет огромный город , которому не будет равных и люди будут помнить его еще тысячелетия, как царя Давида.
Но когда стал он делать смету, то оказалось, что денег ему хватит лишь на большой дом, но никак не на город, даже самый маленький. И тогда решил он отыграть все растраченные деньги и пустился в игру.
Ничего еще в жизни не доставляло ему такого удовольствия как игра и он стал жить одной лишь игрой. Весь смысл жизни воплотился для него в рулетке, пока однажды он не проигрался почти вчистую. Похмелье было тяжелым, но лишь после того, как  потерял почти все, он снова задумался о смысле своей жизни. Подсчитав то, что у него осталось, самый младший из сыновей вдруг обнаружил, что оставшихся денег ему хватит лишь на скромный дом, а сил- лишь для того, чтобы поделиться опытом своей жизни с другими.
В это время отец-король призвал своих сыновей к себе. Он был уже очень стар. Но дряхлело лишь его тело, разумом же он делался с годами все мудрее.
-"О делах каждого из вас я знаю",- сказал отец сыновьям, - "Но это лишь внешняя сторона вашей жизни, поэтому, рассказывайте, как вы распорядились отпущенным вам".
-"Отец, я в несколько крат приумножил твои богатства и в этом мне помог унаследованный от тебя талант. Я сразу знал о том, что мне нужно делать и вот, я доказал себе и всем вокруг, что могу быть рачительным хозяином".
-"Да, теперь я вижу, что ты унаследовал мой талант умело хозяйствовать и достоин быть моим наследником",- сказал отец, -Но я хочу выслушать и остальных моих сыновей",- сказал король.
-"Видит Бог, отец, я честно старался приумножить твои богатства, но не всегда удача сопутствовала мне... Да наверное и твои таланты проявились у меня не так ярко , как у моего старшего брата. Ведь наследство можно разделить поровну, а как разделить природный талант на всех?"- сказал второй сын.
-Да, ты прав",- ответил ему отец,- Таланты распределяет сама жизнь.
"Ну а ты что?"- спросил отец своего третьего сына.
-"А я сразу решил, что от добра добра не ищут", - сказал третий сын, - "Я всегда довольствовался и довольствуюсь тем, что имею".
-"Тот, кто доволен тем, что имеет, богаче самого богатого",- сказал отец и вопросительно посмотрел на своего самого младшего сына. -"Ну, а как сложилась твоя жизнь?"
"Вначале я искал от жизни удовольствия",- начал свой рассказ самый младший из сыновей,  -"Потом я хотел стать умнее самой жизни, а потом, когда мне это не удалось, то  захотелось хотя-бы что-то в ней понять. Так в поисках смысла и прошла моя жизнь. Я приобрел богатый опыт в исканиях, но того, что искал так и не нашел. В общем, все, что ты дал мне, отец, ушло на поиски".
-"Доволен ли ты своей жизнью. сын?"- Спросил его отец
-"Если бы я был доволен, то наверное никогда бы не стал ничего искать", - ответил сын.
-Отец задумался и сказал:-"Твоя жизнь похожа на жизнь многих других людей, которые идут по жизни спотыкаясь, сначала не зная чего хотят, а потом, когда они узнают чего хотят, то не знают как и где найти желаемое... Но может быть так и должен жить человек? Возможно ты оказался самым мудрым из моих сыновей и самым везучим.... Ведь у меня например, никогда не было времени заниматься поисками- земные дела совсем не оставили мне на это времени. Как знать, может ты и прав...
Впрочем, пусть это решает тот, кто умнее нас и видит больше.