Обретенный дом колено иуды

Галина Айзенштадт
                Продолжение

                ГОСПОДНЕ МЕСТО

   В Иерусалиме Давид процарствовал тридцать три года, - достаточно долгое время, чтобы
превратить Иерусалим в подлинную столицу государства - империи.
  Но сколько было великолепных империй и великолепных столиц, сгинувших в вихрях истории, а Иерусалим, не раз разрушавшийся, - да что там, сравненный с землей (те ми же римлянами),- вновь возрождался, и продолжал притягивать к себе неким, поистине волшебным лучом, и будоражить воображение не только евреев.
  В Иерусалиме явно есть некая тайна, и вряд ли Давид случайно выбрал именно этот город в качестве столицы. Еще в далекой древности происходит важный, но не до конца все-таки ясный эпизод с выходом к Аврааму царя Салимского Мельхиседека.
  Это произошло после того, как Авраам освобождает племянника Лота из плена четырех местных царей, разбивает их и гонит их остатки аж до Дамаска. А когда возвращается назад, навстречу ему, аж в долину  Шаву, что по левую сторону Дамаска, выходит с хлебом и вином Мельхиседек, не просто царь Салимский, но еще и "священник Бога Всевышного".
  Если царские функции его еще можно себе представить, то священнические - куда труднее, ведь в данном случае явно имеется в виду не языческий священник. И кому он служил?
  Или его функция заключалась в другом? В том, чтобы благословить на службу Господу Авраама, тогда еще просто Аврама? "И благословил его, и сказал:благословен Аврам от  Бога Всевышнего, Владыки неба и земли. И благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои".
  "Аврам дал ему десятую часть из всего", то есть, из захваченной добычи. Такой обычай, спустя века, введет Моисей:давать десятую часть левитам, правда, "из произведений труда", но часть захваченной в бою добычи обязательно оставляли для Господа.
  Мельхиседек больше не появляется на библейских страницах, как долгое время и упоминание о Иерусалиме, который чаще всего называют Иевусом.
  Иевусеем звали третьего внука Хама. Вполне возможно, что именно он построил этот город. Но есть и другая версия, будто город построили гиксосы, - остаток тех азиатских племен, которые вторглись в семнадцатом веке до новой веры в Нижний Египет и владычествовали там до начала шестнадцатого, пока их оттуда не изгнали.
  Так вот, остаток гиксосов перебрался в Палестину и основал там город Иерусалим, и якобы с ними из Египта ушли люди, болеющие проказой.
  Если вспомнить, что против Давида сражались некие увечные люди, когда он брал Иерусалим, быть может, в этой версии есть некая доля правды.
  Правда, сражались против него не прокаженные как будто, а "просто" слепые и хромые, что само по себе странно и удивительно,- такое количество увечных людей, и что на этом обстоятельстве летописец заостряет внимание. Не было ли это увечье, опять же, результатом болезни проказой? А брошенный Давиду вызов не столько бравадой, сколько храбростью, унаследованной ими от своих предков, быть может, тех же гиксосов?
  А еще тем, что в предыдущие века город по сути оказался "не по зубам" израильтянам? История его тогдашнего завоевания полна противоречий. Колено Иуды в эпоху Навина завоевывает свой обширный удел. Но после перечисления чуть ли не полторы сотни городов с предместьями следует ремарка:"Но Иевусеев, жителей Иерусалима, не могли изгнать сыны Иудины, и потому Иевусеи живут с сынами Иуды в Иерусалиме даже до сего дня".
  Далее бросается жребий между семью остальными коленами, чтобы определить, кому достанется и где остальная Ханаанская земля. Первый жребий выпадает колену Веньямина вместе с городом ... Иевусом. И уже в первой главе Книги Судей даются два разных описания его взятия (в очередной раз?).
  "И воевали сыны Иудины против Иерусалима, и взяли его,и поразили его мечем, и город предали огню".
  А через одиннадцать пунктов текста следует:"Но Иевусеев, которые жили в Иерусалиме, не изгнали сыны Вениаминовы, и живут Иевусеи с сынами Вениамина в Иерусалиме до сего дня".
  Но если город был сожжен Иудеянами, то откуда взялись Иевусеи? Значит, он не был взят и тем более сожжен, и если Вениамитяне жили в нем, то, скорее, на правах пасынков.
  Об этом можно судить по тому, что левит, у которого гибель наложницы от Вениамитян стала причиной почти полного уничтожения колена Вениамина, побоялся даже войти в город ночевать.
  "И пришел к Иевусу, что ныне Иерусалим;с ним пара навьюченных ослов и наложница его с ним. Когда они были близ Иевуса, день уже очень преклонился. И сказал слуга господину своему:зайдем в этот город Иевусеев, и ночуем в нем. Господин его сказал ему:нет, не пойдем в город иноплеменников, которые не из сынов Израилевых, но дойдем до Гивы".
  Видимо, у Иевусеев была дурная слава (левит, разумеется, и предположить не мог, что устроят ему Вениамитяне), и она распространялась весьма далеко. Даже спустя столетия, она явно оставалась прежней, и Иевусеи весьма нагло разговаривали даже с Давидом, хотя не могли не знать, что он разгромил даже Филистимлян.
  "Но они говорили Давиду:"ты не войдешь сюда;тебя отгонят слепые и хромые",- это значило:"не войдет сюда Давид".
  "И сказал Давид в тот день:всякий, убивая Иевусеев, пусть поражает копьем и хромых, и слепых, ненавидящих душу Давида. Посему и говорится:слепой и хромой не войдет в дом Господень".
  Интересно, что Моисей, дав народу Божьи скрижали завета, никогда не говорил о будущем государственном устройстве израильтян. Не успел? Или вовсе не думал об этом? Все было направлено на то, чтобы из массы сделать единый народ, завоевать обещанную Богом землю. А что дальше? Очевидно, Моисей полагал, что, имея заповеди, об остальном можно не беспокоиться:Бог вразумит, Бог и направит.
  На Иерусалим - явно направил, вначале Давида, когда тот взял город и построил новый, свой, город Давидов, как стали его называть, а потом Давид направил Соломона, объяснив тому, где надлежит строить Храм Господень.
  "И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме, на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны, Иевусеянина".
  Гора Мориа была частью владений Орны. Сюда Ангел велел придти Давиду, чтобы принести жертву Господу и искупить грех за несанкционированную Им перепись населения, которую велел провести царь, за что Бог наказал народ моровой язвой.
  Орна встретил царя со всем почтением и спросил:"Зачем пришел господин мой царь к рабу своему?". "И сказал Давид:купить у тебя гумно для устроения жертвенника Господу, чтобы прекратилось поражение народа".
  Орна готов был даром отдать царю и гумно, и волов для всесожжения, и повозку и упряжь воловью на дрова.
  Но даром Давид взять не захотел, а купил гумно и волов за пятьдесят сиклей серебра. "И соорудил там Давид жертвенник Господу, и принес всесожжения и мирные жертвы. И умилостивился Господь над страною, и прекратилось поражение Израильтян".
  Тот ли это был Бог, который сказал Аврааму:"Возьми сына твоего, которого ты любишь, Исаака;и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе".
  Дальнейший сюжет известен:в роковой момент для всесожжения появился овен. "И нарек Авраам имя месту тому:Иегова - ире"(Господь усмотрит).
  И действительно, вне зависимости от наличия или отсутствия Храма в Иерусалиме, этот город стал тем, где "Господь усмотрит". В этом и кроется его необычность.

                Продолжение следует